Размышления у парадного подъезда/у разбитого корыта/у новой стиральной машинки (нужное подчеркнуть).

Nov 29, 2015 18:36

Итак, немного мыслей непрофессионала о стратегии во время кризиса очень-очень маленького, прямо-таки микроскопического бизнеса.
Сразу оговорюсь, хитрая наука маркетинг для меня тайна за семью печатями. Сколько я не пыталась хоть немного в ней разобраться, пока что ничего не вышло. Так что все ниженаписанное действительно мысли дилетанта.

На что большинство мастеров-хэндмейдеров жалуются в кризис?
1. рост цен на комплектующие и прочие затраты
2. Снижение покупательского спроса.

С первым пунктом мы ничего поделать не можем, сие есть материи, от нас никак не зависящие. Разве что снижать затраты каким-то образом. В моем случае это значит только одно - либо сидеть и плести в темноте, экономя электроенергию, что невыполнимо, потом больше на врачей придется потратить. Либо делать самой ранее делегированные другим за деньги обязанности, так я и так все практически сама делаю. Либо тупо перестать получать за свою работу прибыль. Это можно, но грустно.

По большому счету, со вторым пунктом мы тоже ничего не можем сделать. Зарплату нашим покупателям поднять - не в наших силах. Но тут есть один момент. Дело в том, что для денежной массы действует с некоторыми поправками тот же самый закон, что и для прочей материи, а именно - закон сохранения. То есть денежная масса никуда не девается, ни в кризис, ни между ними, она просто перераспределяется. Ага, от одного владельца к другому. И, как это не печально, но во время кризиса она перераспределяется особенно активно, при этом по принципу "деньги к деньгам липнут". То есть, у кого и так было не особо много дохода - становится еще меньше. А у того, у кого было до кризиса очень даже неплохо, становится еще лучше. В среднем по больнице, конечно.

И вот тут-то и встает перед мастерами вопрос ребром: кому в сложившейся ситуации продавать свои замечательные, но все-таки не жизненно необходимые работы? Если раньше мы в основном работали с клиентом со средним уровнем дохода, то сейчас этот клиент в большинстве своем перешел в категорию очень низкооплачиваемую, ему не до нас, на хлеб бы хватило. А тот клиент, который перешел в более высокооплачиваемую категорию, стал для нас практически недоступен. Почему? А потому, что перейдя в эту самую категорию, клиент начал ориентироваться на другие товары, более престижные, брендовые, в рекламу и раскрутку которых вкладывалось столько денег, что нам и не снилось.

Соответственно, перед нами встает две возможности. Первая - переходить на ассортимент, состоящий из очень нетрудоемких изделий, себестоимость которых ниже уровня асфальта, и снижать на них цены до полного беспредела. И пытаться их так продать ныне низкооплачиваемой части своих потенциальных покупателей. потому что как бы мало человек не получал, но время от времени ему все равно хочется получить хоть немного положительных эмоций, сделать или получить подарок. В этой возможности таится одна очень большая опасность: ни один из нас не может конкурировать с китайским ширпотребом. И есть большая доля вероятности, что низкооплачиваемый клиент предпочтет очень дешевый ширпотреб нашей просто дешевой красоте.

Вторая возможность - переходить на очень дорогой ассортимент и соответственно повышать на него цены. до сих пор многие люди считают, что хорошее обязательно должно быть дорогим, для них высокая цена - показатель качества. Так что в этом месте мы могли и немного посоперничать с известными брендами. При этом надо иметь в виду, что клиент из этой категории весьма капризен и ценит собственный комфорт. Стало быть, надо исхитриться и предложить ему такой сервис, чтобы отказаться от покупки было нереально. В качестве грубого примера: если раньше у вас была доставка только до метро, то теперь придется обеспечивать доставку непосредственно до дома или офиса. И об удобном для мастера времени придется забыть. А еще придется перенаправить на этого покупателя свою рекламу, более чем вероятно, что вконтактик уже не прокатит. И нет никакой гарантии, что у нас будут деньги на соответствующую рекламу. Вы же помните, что нам придется соревноваться с известными брендами? Бюджет у них и у нас априори несопоставим. А еще - количество хорошо обеспеченных клиентов в десятки и сотни раз меньше, чем количество менее обеспеченных.

Какую стратегию выбрать, зависит от многих факторов, в первую очередь от собственно предлагаемого товара. То есть если Вы шьете прихватки для кастрюль, то в категории "люкс" вам делать нечего, на этих клиентов домработницы пашут)) Много зависит от имеющегося бюджета, а именно от того, какую часть его вы можете себе позволить потратить на переориентацию всего вашего бизнеса. Да что там говорить, даже от здоровья зависит!

Так что почти все мы сейчас на перепутье.

С удовольствием выслушаю ваши комментарии на эту тему, ибо собственные мысли у меня с завидной регулярностью буксуют, а преимущества коллективного разума еще никто не отменял.

мысли вслух, размышлизмы

Previous post Next post
Up