Мои помощницы.
На снимке с лева на право сидят: Гусак Лидия Михайловна, Раиса Назарова, Я Сам, Пашкина Людмила Васильевна, Эльмира Абильфас кызы Агаева ; Стоят: Анненкова Эльвира Степановна, Почкина Галина, Подкидышева Надежда, Титова Татьяна Владимировна.
В этот привлекательный букет моих ближайших помощниц не попали сотрудницы спектрометрической группы, возглавляемой неформальным лидером Нефёдовой Тамарой Михайловной. На время съёмки, по всей видимости это 1975 год, в группу входили, кроме Тамары Михайловны, Смагулова Галина Семёновна, Ильяш Людмила Васильевна и Лидия Михайловна Гусак, единственная представительница спектрометристов на фото. Можно предположить, что отсутствие этих сотрудниц связано с их постоянной занятостью бесконечными расчётами и пересчётами спектрограмм, или тем, что они в дни съёмки были в аренде у радиохимического отдела НИУ-2.
Признанным лидером всего женского коллектива 5 отдела НИУ-3 была Людмила Васильевна Пашкина. Она была постарше своих подруг, кроме того, положение жены главного хирурга гарнизонного госпиталя Ивана Ивановича Пашкина, создавало ей авторитет вообще в пределах гарнизона. Это помогало с её помощью решать, порой неразрешимые, вопросы материально-технического обеспечения деятельности отдела, что входило в её служебные обязанности. Не могу вспомнить, но предполагаю, что этот снимок был сделан на прощанье перед её отъездом к новому месту службы в город Обнинск в учебный центр подготовки плавсостава подводного флота.Судя по тому, что оттуда она ещё долго слала мне приветы от себя и от моих знакомых девушек, которых там обнаружила, она не забывала о нашей совместной работе.
Единственная представительница радиометрической группы на снимке Надя Подкидышева. Она пришла в лабораторию совершенно стерильной по отношению к тому, чем ей предстоит заниматься. Я лично объяснил её основы физики излучений, обучил приёмам измерений на лабораторных радиометрах, научил рассчитывать активность препаратов и сводить результаты измерений в таблицы. Со временем получился неплохой радиометрист. В скором времени после этого фотографирования она тоже уехала к новому месту службы мужа-военного строителя. Только в противоположную от Пашкиных сторону - на Курилы. Присылала оттуда письма полные восторга от остравной природы, океана и тамошней жизни.Считала дни, оставшиеся до замены, так как совершенно не хотела покидать острова.
Гражданские должности в НИУ-3, как в новое подразделении, были укомплектованы жёнами офицеров НИП и штаба полигона. На фотографии мы видим жену начальника радиохимической лаборатории 3 отдела НИУ-2 Гусака Василия Николаевича, будущего начальника того же отдела Агаева Рашида Теймуровича, начальника оперативного отдела штаба Анненкова Анатолия Ивановича. Здесь же жена главного инженера войсковой части 14053 Почкина Владимира Васильевича. К стати, я в своё время приложил руки к его обучению радиометрии, когда он был у нас на стажировке ещё слушателем военной академии.
Особо хочется рассказать о Танечке Титовой, в девичестве Барсуковой, дочери самого уважаемого человека на Полигоне, генерала Владимира Михайловича Барсукова. Я познакомился с Таней, когда она ещё была старшеклассницей. Как-то я получил задание от Константина Ивановича Гордеева сделать конвертер - приставку к радиоприёмнику, позволяющую принимать зарубежные радиостанции с длины волны менее 13 метров, граничного советского стандарта. Приставка предназначалась для, в то время, полковника Барсукова, друга Константина Ивановича. Когда я устанавливал конвертер в квартире Барсуковых состоялось знакомство с Татьяной и её младшей сестричкой Ольгой. Танечка шутила, что они с сестрёнкой разного происхождения. У неё записано в меирике, что родилась в посёлке Майский Павлодарской области Казахстана, а у сестры - в Москве. Хотя рождались они в родильном отделении гарнизонного госпиталя и принимала роды Гордеева Ираида Николаевна. Вот так из соображений режима запутывали биографии. Татьяна постоянно подначивала сестру: - Конечно, ты же у нас москвичка!
После школы Татьяна училась в Семипалатинске, после окончания института вышла замуж за Александра Титова, сына начальника тыла Полигона. Саша был призван из запаса в армию и служил младшим научным сотрудником в медико-биологическом отделе НИУ-2.
Взаимную симпатию, возникшую при знакомстве, мы с Татьяной хранили всё время совместной работы. Только при прощании перед отъездом семьи Барсуковых-Титовых в Москву она неожиданно как-то нехорошо обозвала меня, что надо было понимать как выражение неудовлетворённости от соблюдённой формы общения.
Персонал лаборатории подразделялся на две должности: инженеры и техники. Я сейчас затрудняюсь назвать, кто какую должность занимал. Кроме Тамары Нефёдовой и Гали Смагуловой. Они состояли на инженерных должностях, так как были специалистами с профильным образованием, полученном в Томском политехническом институте. Инженером служила и Эльмира Агаева, химик по образованию. Окончившая Бакинский нефтяной институт.
Профессионализм Галины Семёновны особенно проявился, когда ей удалось расшифровать спектр гамма-излучения, над которым бились лучшие специалисты нескольких организаций. Она разобралась, что неопознанный частокол пиков принадлежит продуктам распада естественных радий-ториевых рядов, неожижанно откуда-то появившихся в пробах. Чтобы удостовериться в правильности идентификации измерили светящийся циферблат часов, в котором для активации люминофора использовался радий. Пики полностью совпали.
При выполнении работ в лаборатории различия между инженерами и техниками не наблюдалось. Все добросовестно относились к проведению анализов, не считаясь с особыми условиями труда, не считаясь с личным временем.
Этим коллективом нам удалось за год подготовить к работе радиохимическую лабораторию в неприспособленном помещении. Большой вклад в оборудование лаборатории внёс ветеран Полигона Василий Григорьевич Тараненко, который и есть автором рассматриваемого снимка.
Неоценимую помощь в профессиональной подготовке персонала лаборатории оказал радиохимический отдел. И я считаю необоснованным упрёк Льва Павловича Соловьёва в том, что НИУ-3 никак не отблагодарило радиохимический отдел за оказанную помощь. Все, кто участвовал в исследованиях на серии 10Т испытаний ТВС ЯРД были включены в авторы научно-технического отчета, ответственным исполнителем которого был я. Да и то, что жёны офицеров отдела, включая Александру Поликарповну Турапину, были приняты на работу тоже чего-то стоит. Не говоря о пикнике, который мы организовали на берегу Иртыша после завершения серии испытаний. Правда, от радиохимического отдела в пикнике участвовали только Люда Подлётина и Люба Никифорова с мужьями и детьми. Даже нас посетила Александра Поликарповна, правда без Сергея Лукича. А вот Игорь Шестаков, обещавший обеспечить мероприятие свежей рыбой так и не появился!