"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!" (Матф. 4, 17) - вот первые слова Его проповеди!" (
http://golden-ship.ru/knigi/7/averkiy_SVSSB_4.htm#part2)
И надо сказать, что "...каялись в России много, слишком даже много и обильно. И покаяние успело настолько стать привычным, чтобы сделаться позой, карикатурой, превратиться в горделивое самоуничижение, в эту самую изысканную и утонченную форму прелести духовной..." /Георгий Флоровский, "Из прошлого русской мысли", М. "Аграф", 1998; стр. 55-56, "Разрывы и и связи"/ (
http://bookdesigner.narod.ru/Pictures/Portfolio/Florovsk.html)
Царство же Небесное так и осталось чем-то далёким и если даже всё-таки реальным, то исключительно "загробным", но никак не объективной Реальностью, данной нам в ощущениях... Потому что покаяться, - так сказать, не самость почесать, а именно, в последнее, т.е. в почёсывание собственной самости по сути и было превращено покаяние "господами солидными", "людьми культурными" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1406919.html), "духовными наследниками Платона и Аристотеля" (см.
http://off-roader.livejournal.com/1420453.html)...
"О чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием? Ответ: о себе", - говорит "подпольный человек" у Фёдор Михалыча (
http://www.vehi.net/dostoevsky/izpodpol.html ). Вот в этот разговор о себе и было превращено покаяние. Пусть ругая себя последними словами в якобы "покаянном плаче о грехах своих", но именно и только на себе был сосредоточен византийский "кающийся". А "сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места", - отмечал о. Александр Ельчанинов (
http://www.taday.ru/text/129509.html).
"Эгоистическое самопогружение в свою собственную самость приводит личность не к большой ее цельности, а, наоборот, к ее разрушению", - отмечал о. Павел Флоренский (
http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/14.html), говоривший к тому же: "Неужели же тебе не стыдно, несчастное животное, ныть о своей судьбе?" (см.
http://off-roader.livejournal.com/936501.html)
"В поздних стихах Григория преобладают пессимистические настроения. Он часто вспоминает о прежних обидах, жалуется на одиночество и болезни, говорит о старости и богооставленности. Нередко слышна в его словах неудовлетворенность сделанным, опасение за то, что останется незавершенным труд его жизни, что некому будет отредактировать и подготовить к изданию его сочинения... Жизнь человека сравнивается с театральной пьесой, с непрестанно вращающимся колесом, волейбольным мячом, с игрой в шашки... Он пресыщен жизнью и думает о мире ином", - писал ныне уже митрополит Илларион Алфеев о св. Григории Богослове (
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/teaching/13.html).
Вот те, бабушка, и "приблизилось Царство Небесное!". Разве что "за гробом" и приблизилось. А всё потому что покаяться, - не самость почесать, и "эгоистическое самопогружение в свою собственную самость приводит личность не к большой ее цельности, а, наоборот, к ее разрушению". История византийского христианства и самой Византии об этом.
========
Любэ - "Ребята с нашего двора"
http://www.youtube.com/watch?v=OA65w9wYxBM Здравствуй, космос, Плоть Христова (см.
http://off-roader.livejournal.com/828556.html). Здравствуй, Родина моя... (см.
http://off-roader.livejournal.com/860221.html). Торжествуй, народ, играй победу: умолил Христа наш Государь (см.
http://off-roader.livejournal.com/1147492.html), и помянул Господь слова Завета (Евр. 8, 10-13) и распахнул тебе врата в Алтарь! И всё, что мы едим и пьём, вновь становится Путём, раз желаем "возвратить жизнь всему пожранному, истребленному как неразумною силою по нашему бездействию, так и нами самими непосредственно..." (см.
http://off-roader.livejournal.com/1417173.html)