"Солидный Господь для солидных господ" и "каппадокийский синтез"

Dec 12, 2012 19:45

"Во второй половине IV века происходила постепенная и на первых порах очень поверхностная христианизация империи и всего греко-римского общества... В христианство переходили люди из всех слоев населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к пониманию их ментальности бьла греческая философия. Для того чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях... Да и в самом деле, почему они, духовные наследники Платона и Аристотеля, должны были следовать религии, основанной жалкой кучкой необразованных палестинцев?" - живописал о. Иоанн Мейендорф (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/meiendorf_vvedenie_v_bogoslovie_15-all.shtml).

"Мой дух в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных?" - говорил св. Игнатий Богоносец во II веке. (http://khazarzar.skeptik.net/books/ignatius.htm)


Но то Игнатий Богоносец во II веке. А в IV веке один из "каппадокийских синтезаторов" (*), Григорий Богослов, уже вовсе не спешил отправить свой дух [ум] в прах. Напротив, носился с ним как курица с яйцом. Мол, именно персональный собственный ум [дух] "преимущественно отличает человека". (http://www.pagez.ru/lsn/bogoslov/048.php).

Хотя вначале среди христиан считалось, что преимущественно отличает человека вовсе не собственный ум [дух] с маленькой буквы, а Дух Божий с буквы большой: "совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию", "через Духа мы видим, слышим и говорим", - писал во II веке св. Ириней Лионский. (цит. отсюда http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/meiendorf_vvedenie_v_bogoslovie_06-all.shtml)

Но перспектива остаться без персонального ума не показалась привлекательной для "духовных наследников Платона и Аристотеля", солидных господ, "людей культурных" (см. http://off-roader.livejournal.com/1406919.html), которые чего-то там якобы "уже сами" (см. http://off-roader.livejournal.com/1343614.html).

"Центральный догмат модернизма - Автономия Человека", - писал о. Серафим Роуз (http://antimodern.wordpress.com/2012/02/20/utopism/#more-8907) И вклад "каппадокийских синтезаторов" в создание этого догмата очень значительный, если не решающий (см. http://off-roader.livejournal.com/1415005.html). На место человека, обретавшего цельность, целостность, совершенство, само человечество исключительно в Боге ("через Духа мы видим, слышим и говорим"), пришло представление о неком самом по себе "совершенном", "целом человеке", с персональным собственным духом, к которому якобы можно было бы потом дополнительно "присоединить" Божество (ср. http://off-roader.livejournal.com/1417707.html) для пущей солидности.

Да, воистину "люди культурные умеют ценить свою собственную силу" (ср. http://off-roader.livejournal.com/1406919.html), свой собственный ум [дух] даже тогда, когда сами же признают, что в Самом Боге "ничего нет собственного, потому что всё общее" (см. http://off-roader.livejournal.com/1417321.html).

========
Paul McCartney - My Love
http://www.youtube.com/watch?v=0SB3x6KtNi4

Тот молодец, кто смыслит родным телом не столько персональный ходячий огурец (см. http://off-roader.livejournal.com/845604.html), сколько один на всех бескрайний космос Божий...(подробнее http://off-roader.livejournal.com/838776.html)

Византия Ветхая, beatles, Человек Божий, разбор полётов христианства, Иоанн Мейендорф, довизантийский период, либерализм, "человек греха", Игнатий Богоносец, горе от ума, "каппадокийский синтез", Серафим Роуз, Ириней Лионский

Previous post Next post
Up