Человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность

Dec 18, 2012 14:38

"Центральной темой византийского богословия, или интуицией, является убеждение, что человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность, но - динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу... ...Динамизм византийской антропологии без труда противопоставляется статичным категориям "естества" и "благодати", господствовавшими в мышлении поставгустиновского западного христианства; этот динамизм может оказаться существенным критерием для современного богословского поиска нового понимания человека", - писал прот. Иоанн Мейендорф, "Византийское богословие", Введение, отсюда http://pstgu.ru/download/1201086640.viz_bogoslovie.pdf)


Конечно, отец Иоанн здесь "льстит" византийскому богословию, поскольку само противопоставление "естества" и "благодати" - вовсе не "послеавгустиновское западное" изобретение, а самое что ни на есть исконно византийское know-how, да и убеждение, что человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность, если и проявлялось, то в довизантийском богословии, в византийском же, увы, явно пошло на спад (см. http://off-roader.livejournal.com/1420453.html).

"Чтобы оказать мне совершенное благодеяние, соблюди целого человека и присоедини Божество", - писал византиец св. Григорий Богослов (http://off-roader.livejournal.com/1417707.html). Человеческая душа - это не только энергия, но и сущность, - учил другой византиец, св. Григорий Палама (ср. http://off-roader.livejournal.com/961977.html)

Итак, некий "целый человек", некая "не только энергия, но и сущность" возникают помимо Божества, существуют автономно, и как заявляет опять же византиец, св. Григорий Нисский: "уже мы сами делаем дом, скамью, меч, плуг и вообще нужное для жизни" (см. http://off-roader.livejournal.com/1343614.html. Итак, имеем некие вполне замкнутые, автономные сущности, в своём существовании вполне обходящиеся и без Бога и откровенно об этом заявляющие: "Даровавший естеству нашему деятельную силу не может быть назван Творцом каждого нашего действия" (см. http://off-roader.livejournal.com/1394436.html).

Да, несомненно, "человеческая природа не есть статичная, "замкнутая", автономная сущность, но - динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу". Это так, но в византийском богословии - увы - всё иначе. В нём некая "не только энергия, но и сущность" вполне ощущает себя "целым человеком" и помимо Божества.

В результате религия, т.е. связь с Богом, перестаёт ощущаться жизненной насущной необходимостью, перестаёт ощущаться чем-то, чем занимаются когда не до жиру, но быть бы живу, и становится разве что неким изысканным "духовным" хобби для утончённых интеллектуалов, да невинным времяпрепровождением для тех, о ком можно сказать: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы само не вешалось, да соседям жить не мешало.

И как следствие всего этого, там, где вначале было простое, краткое и энергичное: "во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян. 3, 6), ныне, увы, некими самозванными "не только энергиями, но и сущностями", некими самозванными сами по себе "целыми человеками" "предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики" (см. http://off-roader.livejournal.com/1096297.html).

"Но жалоб не надо; - что радости в плаче? Мы верим, мы знаем: все будет иначе" (с) "...Все сыны человеческие, как один сын, ставши орудием воли Бога отцов и матерей, обратят силы природы, рождающей и умерщвляющей, в возсозидающие и оживляющие" (далее http://off-roader.livejournal.com/1421630.html).

=============
Traveling Wilburys - Wilbury Twist
http://www.youtube.com/watch?v=-mri_BzkSGg

Тот молодец, кто смыслит родным телом не столько персональный ходячий огурец (см. http://off-roader.livejournal.com/845604.html), сколько один на всех бескрайний космос Божий...(подробнее http://off-roader.livejournal.com/838776.html)

Византия Ветхая, Человек Божий, разбор полётов христианства, Иоанн Мейендорф, "человек греха", Григорий Палама, Энергийность, Григорий Нисский, Григорий Богослов

Previous post Next post
Up