Религия и вера: ролевые игры разума

Aug 14, 2011 22:11


Не стоит прогибаться под изменчивый мир.
Пусть лучше он прогнётся под нас.
Однажды он прогнётся под нас.
"Машина времени"

Четыре года назад я наткнулась на страничку своего однокурсника в контакте. Внимание привлекла графа "религия". Там значилось: "верующий, но не религиозный". В то время, помню, меня ужасно раздражала эта надпись. Как, спрашивается, человек может так писать? Ведь если ты веришь во что-то, твоя вера как-то должна отражаться на твоей жизни. Допустим, ты веришь в правила русского языка и поэтому пишешь не коженный, а кожаный, не ростение, а растение. Так и в религии: если ты веришь в Бога, ты не можешь не соблюдать то, что Он заповедал, или уж в крайнем случае, не можешь открыто не противопоставлять своё поведение Его заповедям (пример: сатанизм). Это - понятно. Неясно, как вера может не влиять на жизнь?
Прошли четыре года, прежде чем я поняла, насколько понятия веры и религии различны. И хотя я до сих пор не очень понимаю, как можно быть верующим, но не религиозным, как можно быть религиозным и неверующим, я поняла прекрасно.


Наш мир красочный и удивительный. Достаточно заглянуть в энциклопедию по биологии и полистать, сколько существует видов бабочек (и, соответственно, гусениц), чтобы понять, насколько мир разнообразен даже в деталях. А человек, как замечает М. Веллер, "переделывает то, что есть, создавая всё более сложные материальные структуры посредством своей центральной нервной системы в первую очередь, ну а потом уже рабочих манипуляторов типа рук"*, то есть, ещё больше его усложняет. Разнообразие мира радует, притягивает и восхищает. В то же время, оно рождает сложности. Многие вещи, чудесные и заманчивые, несовместимы в силу тех или иных обстоятельств. Это рождает необходимость выбора. Либо позавтракать яичницей, либо кофе с круассаном. Либо жить в Нью-Йорке, либо в Умбрии. Несовместимые и по-своему привлекательные вещи. И человек выбирает.
Для того, чтобы что-то выбрать, разумеется, необходимо определённое знание предмета. Если вы всегда знали об Африке только то, что "в Африке акулы, в Африке горилы, в Африке большие, злые крокодилы", то вряд ли вы будете мечтать побывать на этом континенте. Но если вы слегка изучите историю Древнего мира, то вполне вероятно, что неумолимо потянет окунуться в загадки этих мест, посмотреть на великие пирамиды и на священный Нил.
Однако есть и обратная связь. Можно вешать у себя в доме буддийские колокольчики, но при этом ни капли не соглашаться следовать учению Будды и мечтать о небытии. Частичное знание опаснее незнания именно из-за возможности ошибиться в выборе, выбрать не то, что на самом деле хочешь.

Выбор религии - это самый важный выбор, который может и должен сделать каждый человек. От мировоззрения зависит всё остальное, от мировосприятия зависит каждый поступок, каждая оценка действительности, каждая мысль. Иногда человек не выбирает, просто плывёт по течению - однако это тоже выбор.




Мне случалось беседовать с людьми, которые честно рассказывали, как они выбирали религию. Чаще всего они действовали методом исключения: это не моё, это не моё, это тем более, а вот это уже интересно, не вызывает отторжения.

Выбор религии - вещь на первый взгляд довольно простая. Сначала человек осознает, как он смотрит на этот мир, что он по этому поводу думает, во что верит, а во что нет. Потом оглядывается вокруг и пытается найти единомышленников. Чаще всего он их находит. Кто-то уже что-то такое думал. А потом человек знакомится с огромным опытом найденных единоверцев, живших и мысливших ранее. Тут-то и начинаются сложности.
Жившие ранее могли думать и понимать мир не совсем так, как этот новый человек. Чуть-чуть иначе - но это чуть-чуть оставило отпечаток на религиозном течение в целом. Человек бы и рад принять это в нагрузку к остальному, да не всегда может.




Вот и рад бы человек, осознавший себя христианином, католиком стать. И обряды у них красивые, и история героическая, и расписано всё чин-чином. Да вот только они Чистилище признают. А какое тут может быть чистилище, если человек вообще по-другому это всё понял и прочувствовал? Если он уверен, что ад и рай - это не места пребывания, а состояние души? Человек грустно вздыхает и оглядывается вокруг в поисках другой христианской религии, менее противоречащей его взглядам на реальность. Смотрит на протестантов. О. Прекрасно. И христиане, и Библию можно и нужно читать и толковать, и чистилища не признают. Может, туда? И тут вдруг он спотыкается: так там, где ему так приглянулось, нет таинства исповеди. А как же без исповеди-то? Если грехи есть, а очиститься от них нельзя, как быть? Страаашно! Нет, что-то, воля ваша, не нравится мне протестантизм, - думает человек и смотрит на православие. И чистилища нет, и исповедь есть... только, вот же ж средневековье, в храм надо ходить с непокрытой головой, даже когда уши мёрзнут (или женский вариант: в платочке, даже когда жара сорокаградусная!). И у каждого священника мнение своё, поди разбери, какое у них тут официальное...
Покряхтит человек, подумает, что ему важнее: платочек или исповедь - и выбирает то, что меньше противоречит его взглядам на жизнь.




Однако так бывает не всегда. Это наилучший вариант, когда человек честен сам с собой. Бывают же случаи, когда люди просто не задумываются над мелочами, пользуясь чужим мнением и принимая все детали религии, подстраиваясь под неё - не важно, являются ли детали обязательными или исключительно остаточными явлениями традиции. Примеры подобного "прогибания под изменчивый мир" можно встретить в рассказе евангелистов. Марк повествует:"фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей." (Мк 7:4)
Зачем это наблюдение за омовением домашней утвари - непонятно. Но согласно преданию старцев, так надо делать!
А на яблочный Спас, знаете, принято яблоки святить. Ну так почему бы нам, русским-православным, по традиции наших дедов не сходить на Спас в храм, не освятить яблочки? А на Крещенье - водичку!
Или. Я, в общем-то, не очень христианин, ну, я про Христа слышал, интересная история, да... но, вы знаете, у католиков такие красивые храмы, такие потрясающие обряды! Так орган красиво играет! Поэтому католиком быть прикольно.
Или. Я не читала Коран и не знаю, что там за Мухаммед, но я люблю Салахаддина, и потом, в исламе такое трепетное отношение к женщине!
Или. Я не верю ни в бога, ни в чёрта, но пацаны с моего двора, которые слушают такой прикольный музон, говорят, что они сатанисты. Зовут на свою чёрную мессу...

Я этого не понимаю, не знаю, зачем это, но почему бы не поиграть, в конце концов?



А дальше жизнь превращается в ролевую игру. Человек производит какие-то действия, притворяясь, что он понимает их необходимость, делая вид, что все это - его собственные убеждения, тем самым он врет не столько другим, сколько самому себе. Потому что если тебе просто по приколу пойти с куличами в храм в Великую субботу, чтобы батюшка побрызгал на них водой, это ещё не повод называть себя православным, как если тебе латынь нравится больше церковнославянского, ты ещё не католик.
Такие ролевые игры не приводят ни к чему хорошему. Россия до 1917 года была православной страной, да. Но сколько в ней было православных? Боюсь, не больше 10%. Остальные же просто жили в стиле a la Pravoslaviye, ну так принято. Потому что для того, чтобы стать христианином, настоящим христианином, не достаточно родиться в нужной стране в нужной семье. Чтобы по-настоящему поверить в Христа, нужно с Ним встретиться.
Однажды мне были сказаны такие слова: "Да, всё хорошо, но я не принимаю формулировки: вот, смотрите, тут такой чувак, он очень классный и он нас очень любит, давайте тоже все его любить. А я не понимаю, почему я должен его любить, меня мало трогает вся его крутизна". В чем-то слова очень логичные, тяжело оспариваемые. Сложно полюбить того, кого ни разу не встречал, о ком знаешь только по рассказам других, пусть даже и восторженным. В жизни каждого осознанного христианина есть точка отсчета, точка встречи. Некоторые, подобно Аврааму, буквально в одночасье были сражены откровением, а кто-то так медленно и неуверенно подходил, что и сам не сможет вспомнить, а когда же именно была она, Встреча. Но главное, что она была. Единожды пережив этот опыт, человек может охладеть, потерять трепетное чувство реальности Бога. Это называется "окамененное сердце" или попросту молитва в потолок. Путь христианина заключается в том, чтобы быть верным этой первой, а также последующим Встречам, не забыть того, что узнал и увидел, и, в конце концов, оправдать доверие. Потому что раз тебе дали не один талант, а пять, значит, и ожидают немалого.



Игра в религию отличается от верности Встрече, хотя на первый взгляд может показаться, что это одно и то же. Самое очевидное различие заключается в том, что играть проще. Выбирающий игру - это человек, не особо задумывающийся о целях и последствиях. Ему просто нравится. А когда надоест одна игра, он выберет другую. Делов то. Но тот, кто относится к своей вере серьёзно, вряд ли сможет так легко изменить самому себе. Нужны какие-то очень сильные доводы, неслабая мотивация, чтобы он переменил свою веру. Простого: "Бог мне не помогает, я до сих пор не миллионер" - здесь недостаточно. Человек, потерявший живое ощущение присутствия Бога, в отличие от играющего собрата, мучается в поисках, пытается понять: а было ли в его жизни то самое живое присутствие или оно только показалось? И в таком случае, не стоит ли отказаться от лицемерия, перестать выполнять те или иные ритуалы? Играющий человек об этом просто не задумается! Дело не в том, что он не честен сам с собой. Он не знает как так подумать, чтобы додуматься переживать на подобные темы.

Интересно, что в игры иногда играют не только отдельные люди, но и целые страны. Ярким примером являются Соединённые Штаты Америки, сумевшие превратить насквозь христианские, религиозные праздники - в светские. Сделать Рождество, светлый и просто до ниточки религиозный день, домашним семейным поводом для чаепитий. Вот правда, честнее поступила советская власть, введя взамен Рождеству Новый год. Ну Рождество ладно. Но День Благодарения превратить в День Индюшки! Вот уж воистину ролевые мастера постарались.




Та же самая проблема: мы не верим, но хотим немножко поиграть.

Можно спросить: а проблема-то в чём? Ну нравится людям играть, ну не мешают же они окружающим! Оставьте их в покое, пусть играют. И тут-то выясняется, что проблема всё-таки есть.
- Вчера такая фифа расфуффыренная в храм пришла: без платка, в юбке короче колена, конечно, я её выгнала!
- Вы, католики, перед всем миром виноваты: и инквизиция, и крестовые походы кровопролитные ради грабежей!
- А протестанты на самом деле зачем отделились? Конечно, чтобы объявить монастыри ерундой и отобрать богатые монастырские имения!
И так далее.
Получается, что о десяти процентах принято судить по оставшимся девяноста. Один священник на служебной дорогой машине затмевает десятки искренних работяг, живущих в далёких сёлах и строящих на пожертвования храмы. Хотевших чихать на Гроб Господень обнищавших рыцарей, отправившихся пограбить, считают классическими представителями католичества - и так далее.
Так и выходит, что ролевые игры в религию, на первый взгляд, безобидные, являются очень серьёзной проблемой человечества. Решить её, боюсь, невозможно, но принимать во внимание необходимо - всегда.
Тогда гораздо проще будет вовремя вспоминать тихое, но твёрдое: "Не осуди".
_____________________________________________________________
* "Перпендикуляр", лекция "Смысл и цель искусства и литературы" М. Веллер

mia scrittura, Neděle, religing

Previous post Next post
Up