9 мая в Санкт-Петербурге

May 11, 2014 16:05

Мир всем! В этот раз мое традиционное приветствие, с которого я уже начинала четыре своих дня в ОМД ( Один день в Эрмитаже, Один день высокодуховной личности, Один день бездуховной обскурантистки, Один день с итальянской пенсионеркой), имеет самый что ни на есть прямой смысл. Я всем вам желаю мира, ибо самое частое слово этого дня - "мир". Итак, я, Ольга из Санкт-Петербурга, 45 лет, гид-переводчик и театральный критик, приглашаю провести со мной 9 мая 2014 года.

Наше традиционное многолетнее расписание 9 мая таково: поминальная служба в храме, поздравления ветеранов, парад-шествие по Невскому проспекту и поминальный ужин дома с близкими друзьями. В этом году в расписание вмешалась работа, поэтому утро проведете со мной на экскурсии в Царском Селе, а во второй половине дня побываем на параде-шествии и помянем павших. Под катом 65 фотографий.





1. Обычный для рабочего дня подъем в 7 утра:



2. Первым завтрак в нашем доме получает кошка:



3. Дети проснулись рано - ведь сегодня они идут на Парад!



4. Александра, как и положено прЫнцессе, изволят пить какао в кровати (нашей с мужем!):



5. Завтрака у меня не было, т.к. раздался звонок с турфирмы: вчера на ужине у туристов случилось небольшое недоразумение, которое нужно как можно быстрее разрулить. Все оставшееся до выхода из дома время я пыталась разрулить недоразумение, не успела выпить даже кофе и, кажется, не накрасилась. Вспомнила про ОМД уже в метро - хотя бы Пушкина сфотографирую, тем более, ему уже цветочки свежие поставили. По-моему, в Санкт-Петербурге есть два памятника, у которых ежедневно гарантированно лежат свежие цветы - Медный всадник и Пушкин на станции метро "Черная речка". Цветочный магазин, который расположен наверху, видимо, ежедневно передает цветы для памятника!



6. В метро на линию вышли новые вагоны с откидывающимися сиденьями:



7. В 9.30 стартовали на экскурсию.  Я поставила на лобовое стекло автобуса фотографии моих дедушки и бабушки. Они прошли всю войну, познакомились на фронте, закончили воевать в Болгарии. Было очень приятно услышать от моих итальянцев, что я похожа на бабушку - к сожалению, я ее совсем не знала: она умерла за 8 лет до моего рождения.



8. Конечно, главная тема наших рассказов - День Победы. Мы - я, моя коллега и водитель Слава - рассказываем военные истории из жизни наших семей. Как мне показалось, они итальянцам интереснее, нежели исторические сведения о датах постройки Царского Села. Вот история, которую рассказал наш водитель Слава:



Его теще было 8 лет, когда началась Великая Отечественная война, она с семьей пережила в Ленинграде самые смертные месяцы. Весной 1942 года 9-летняя девочка весила 16 кг! Как-то раз, уже летом 1942 года, ее старшая сестра принесла домой морковку. Как выяснилось, она ее сорвала с чьего-то огорода, украла. Для блокадной семьи, умиравшей от голода, кража чужой еды была преступлением, но морковку уже не вернуть. Совесть не позволяла съесть эту морковь, и девочки целую неделю ее облизыли по очереди, как леденец. И плакали...  И сейчас, говорит Слава, для них нет слаще лакомства, чем морковь...

9. Приехали в Царское Село. Наша колонна из 48 венецианцев растянулась метров на 100:



10 - 17. О Екатерининском дворце у меня уже написано в посте "Один день бездуховной обскурантистки", поэтому не буду повторяться. Но фотографировать фотографирующих - отдельное удовольствие! Китайцы - мои излюбленные модели, наверное, скоро в Китае будет построена копия Екатерининского дворца.

















18. Традиционное фото группы (итальянской) на фоне дворца:



19. На этой машине семья жителей Пушкина едет на кладбище к своим родным-ветеранам:



20. 13.00, у нас - время обеда:



21. Возвращаемся в Петербург. Памятник евреям, погибшим в Пушкине в годы Великой Отечественной войны.  Перед тем как город оккупировали фашисты, в Пушкине оказалось много евреев, которые бежали сюда из других городов, уже занятых нацистами. Но Ленинград был уже закрытым фронтовым городом, и попасть туда без специального разрешения было невозможно. Евреи остались в Пушкине, и дальнейшая судьба их трагична: почти всех уничтожили осенью 1941 года. Символическая фигура застывшего в скорби человека:



22. Въезжаем в Петербург, площадь Победы.



23 - 25. Люди с цветами идут к монументу "Героическим защитникам Ленинграда":







26. Проезжаем Московский парк Победы, он был заложен 9 мая 1945 года. Во время блокады здесь находился крематорий, в котором сжигали тела погибших ленинградцев, а пепел сбрасывали в пожарный пруд. Позже, на месте крематория поставили часовню. Бабушка-ленинградка идет к этой часовне:



27. Вторая экскурсия - катание на лодке. "Недоразумение", о котором я писала в начале поста, состояло в том, что накануне туристов почему-то лишили фольклорного концерта. Но все исправились - ансамбль пришел на лодку. А мне же и легче: не надо вести экскурсию (что называется - солдат спит, служба идет). Концерт прошел в теплой дружественной обстановке:



28 - 29. Под нескончаемый аккомпанемент дождя:





30. По окончании лодки мы с туристами расстались, они пошли гулять по городу, а я воссоединилась с семьей. Мы с детьми 9 мая выходим на Невский проспект. Поздравляем ветеранов, дарим им цветы, а потом смотрим парад-шествие ветеранов. На параде всегда "стоят" наши дедушка и бабушка: дети держат их портреты все время, пока идут праздничные колонны. Для них это очень важный день, когда они (надеюсь) чувствуют, что их родные когда-то очень-очень давно сделали что-то очень-очень важное для всех нас. И, надо сказать, каждый год, после парада мы возвращаемся домой с цветами - их дарят нашим дедушке и бабушке ветераны.



31. На противоположной стороне Невского на стульчике сидел дедушка ветеран. Когда начался Парад, он встал и принимал его стоя.



32. Незадолго до начала Парада пошел дождь, достаточно сильный.



33-34. Зонтика у нас не было. Но две очень милые барышни-соседки дали нам зонтик:





35. Парад начался в 17.00 от площади Восстания. К нам (мы стояли на углу Невского и Михайловской улицы) подошли где-то в 17.30. И тут дождь сразу же прекратился, а вскоре выглянуло солнце:



36. Никита дарит цветы ветеранам:



37 - 41. А затем пошли горожане с портретами своих родных - участников Великой Отечественной войны (проект "Бессмертный полк"). Тут я поставила фотоаппарат на автоспуск, потому что я плакала и плакала... И сейчас, когда пишу этот пост, опять плачу...











42. Юные спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами. Вот уже какой год не могу уяснить их священную миссию участия в этом Параде, и почему они исправно идут ПЕРЕД Ленинградцами?!



43 - 45. За юными бойцовскими спортсменами шли жители блокадного Ленинграда, детские дома блокадного Ленинграда, юные участники обороны Ленинграда:







46. Потом показалась колонна РЖД (не уяснила смысла их появления):



47 - 48. Затем - участники исторических реконструкций, как меня поправила в комментариях уважаемая bubyaka, у некоторых из них - даже историческая военная форма.





49. Театрализованная часть продолжилась проездом антикварного автобуса...



50. ...и проходом пар, словно пришедшими к нам из Мая 1945 года, в одежде по моде того времени:



51. Потом возникла не очень благостная ситуация. Очень медленно по Невскому шла бабушка-ветеран. Ее нагоняла колонна



52. Дама-организатор-координатор-методист-министр-администратор дала указание бабушку убрать с пути прохождения колонны. Бабушку вежливенько взяли за локоток и вывели с Парада (дама-организатор-координатор-методист-министр-администратор слева):



53. Выдворенная с Парада бабушка едва не плакала:



54. Бабушка помешала прохождению вот этой колонны:



55. Потом ехали ветераны, сгрупированные по районам:



56. Без казаков тоже не обошлось. Они постоянно кричали: "Любо!". Кстати, про лозунги - все почему-то кричали: "Россия! Россия!" или "Россия, вперед!", но отнюдь не "Слава Советскому Союзу" или "Да здравствует советский народ-победитель!"...



57. И вновь - "Бессмертный полк. Тут я в очередной раз залилась слезами.



59. Армянская диаспора шла дружной сплоченой группой:



57 - 58. Участники шествия.





59. Коммунистов в этом году поставили последними:



60. Бабушку с этим плакатиком на всякий случай сопровождало четыре плечистых омоновца (вероятно, они же произвели сокращения в стихотворном тексте). О шествии более подробно я написала в своем журнале.



61. Дома накрываем стол, без особых кулинарных изысков - овощной салат, картошка, сало, соленые огурцы, селедка, водка.  Поминальная стопка. Минута молчания.



62. Дети с нами, за столом. Рассказы-воспоминания о родных, дети слушают. Это наша память. Отец Елены Викторовны чудом выжил после тяжелейшего ранения, полученного на Финской войне, во время Великой Отечественной был автомехаником в танковых войсках. По ночам он с помощником пробирались на нейтральную территорию, где стояли наши подбитые танки и чинили их. А утром подбитый накануне танк внезапно "оживал" и уходил на наши позиции.



63. Наша бывшая соседка по бывшей коммунальной квартире, Ирина Алексеевна, пережила блокаду ребенком. Рассказывает: однажды матери удалось где-то раздобыть одну замерзшую сгнившую картофелину, решили отдать ее самой младшей в семье - трехлетней Ирочке. Бабушка Ира (мы ее так называем!) ела эту картофелину, и она ей казалась самым сладким блюдом, которое она попробовала за свою жизнь. И она удивлялась: почему мать и сестры плачут - ведь это так вкусно!..



64. Кошка тоже весь вечер провела рядом:



65. Салют посмотрели уже по телевизору: попав несколько лет назад в приличную давку, дети пока не испытывают большого желания смотреть салют "живьем". День был очень эмоциональным, поэтому спать отправились довольно рано:



Спасибо нашим родным, пережившим эту войну, вечная память павшим. Спасибо им за наш мир. Мир всем! 

особое событие, 2014, 36-45, женщина, экскурсовод, Санкт-Петербург, Россия

Previous post Next post
Up