Мир всем! Я - почтисорокапятилетняя Ольга, гид-переводчик и театральный критик из Санкт-Петербурга. В трех моих предыдущих сериях мы
посещали Эрмитаж,
вкушали духовность на акустическом тесте новой сцены Мариинского театра и
искали нос Растрелли в Царском Селе. Для съемок четвертой серии я решила сменить географические координаты, и перенеслась в Италию. Да, в последние дни в ОМД много туристических отчетов из Италии, но, уверяю вас, архитектурных красот в моем рассказе практически не будет. Накануне я приехала в Милан навестить маму, которая живет здесь 17 лет, с ней мы не виделись 2.5 года. Приглашаю вас во вторник, 21 января, в один день российско-итальянской пенсионерки, в котором я пыталась быть максимально примерной дочерью.
Вводные характеристики. Моей маме 67 лет, из которых последние 17 она живет в Италии. Утратив почти всё в 1990-е годы - сбережения, работу, какие-либо перспективы, - она приехала в Италию на работу - ухаживать за престарелыми и вести домашнее хозяйство. Работала она официально, благодаря чему получила бессрочный вид на жительство, а два года назад, в 65 лет, и пенсию по старости от Итальянской Республики. Ее пенсионерская жизнь в Италии весьма скромная и простая, без излишеств.
1. Итак, 21 января я проснулась около 7 утра по итальянскому времени. Не стоит восхвалять мои добродетели рано просыпаться - в Санкт-Петербурге время приближалось к 10 утра.
Мама-пенсионерка живет на периферии Милана, до центра 30 минут на автобусе или 10 минут на электричке, которая ходит по расписанию каждые полчаса. Квартира муниципальная, дом построен в 1960 году, что-то вроде итальянской хрущевки. Мама живет одна в двухкомнатной квартире (две спальни и гостиная) площадью 45 метров. Эта квартира ей осталась после смерти друга, с которым она жила (исключительно платонически!). Квартира не является частной собственностью, она - муниципальная, продать или передать по наследству ее нельзя. Время от времени освободившиеся муниципальные квартиры отдают нуждающимся. Так, например, трехкомнатную квартиру, в которой жил синьор, у которого прежде работала моя мама (он умер несколько лет назад), отдали "понаехавшим" из северной Африки.
2. Комната, в которой я расположилась (гостевая):
3. Мамина спальня:
4. Гостиная:
5. И микроскопическая кухня:
Ежемесячно за квартиру, ее обслуживание, свет и воду приходит счет на 402 евро. Мамина пенсия составляет 346 евро в месяц плюс 13-я пенсия в декабре, плюс материальная помощь как малообеспеченной 450 евро, выплачиваемая раз в два месяца. Получается 600 евро в месяц Поэтому за квартиру она платит "выборочно", время от времени устраивая "лотерею" из счетов, оплата которых не терпит отлагательств. У мамы есть возможность платить за квартиру 100 евро в месяц, но для этого ей необходимо заключить контракт. По непонятным причинам ее многочисленные обращения с просьбами заключить с ней контракт как с малоимущей остаются без ответа, а счета присылают по полной стоимости. Но мама не теряет надежды платить по сниженным тарифам. Единственный счет, который она исправно оплачивает - газ, потому что газоснабженцы с должниками не церемонятся и перекрывают трубу. За газ она платит 100 евро за два месяца, т.е. по 50 евро в месяц.
6.
7. Газ здесь дорогой. Поэтому посуду итальянская пенсионерка моет не горячей водой из-под крана, а нагревает воду в электрочайнике (с оплатой электричества здесь полегче).
8. Потом мы выпили кофе и посмотрели новости. Накануне скончался великий дирижер Клаудио Аббадо, и большинство новостных сюжетов были посвящены ему.
9. Тем временем рассвело. Выглядываю в окно. Напротив - детский сад.
10. Под окнами...
11. Нет, это не могилки, а огородики. В голове тут же зазвучали поэтические строки: "Только не сжата полоска одна / Грустные думы наводит она...". В продолжение литературной темы. Мама моя испытывает неиссякаемую духовную потребность в русской литературе. Литература заняла половину моего чемодана:
12. В разговорах за жизнь прошла пара часов. Проводя ревизию шкафов и холодильника, увидела, что итальянская пенсионерка нужды в самом необходимом не испытывает. Да, говорит мама, к Рождеству ей принесли огромную коробку с продовольственной помощью от Коммуны, которую выдают всем миланским пенсионерам (или не всем, подробностей не знает, но в их доме такие коробки получили все пенсионеры). Кое-что она уже съела, но то, что осталось, продемонстрировала:
Пайка включала в себя: бутылку шампанского, традиционный рождественский кекс panettone, килограмм пасты, килограмм риса, пол-литровую банку меда, полкило молотого кофе, пару банок томатного соуса, килограмм сахара, несколько коробок бисквитов, твердый сыр, рыбные и мясные консервы, литр оливкового масла, конфеты и чего-то еще. Многокилограммовую коробку доставили на дом. В ответ рассказываю маме о подарке, который она как петербургская пенсионерка получила от председателя петербургского ЗАКСа В.С. Макарова и за которым надо было явиться в районное отделение партии "Единая Россия". "Праздничный набор" состоял из: литра подсолнечного масла "Идеальное"; куриных консервов; 250 грамм макаронных изделий; 100-граммовой банки растворимого кофе "Гранд"; 100 граммов гранулированного чая "Принцесса Гита"; конфет; 200 грамм печенья; вафельного тортика и календарика с фотографией улыбающегося председателя петербургского ЗАКСа В.С. Макаровым. Набор был оценен в 500 рублей и оформлен как "материальная помощь".
Потом мы перешли к делам более приятным. Я привезла маме справку о размере ее пенсии в России (кстати, с 2014 года ей значительно увеличили пенсию - аж на 800 рублей!), эту справку она обязана предъявлять в местный пенсионный фонд для расчета пенсии. Если бы у мамы не было пенсии в России, ей в Италии платили бы тогда на 120 евро больше (эта сумма и составляет примерный размер маминой пенсии в России).
13. Мама не верит своему счастью и внимательно изучает цифры:
14. Вот сам расчетный листок:
15. И конвертированная пенсия за год:
Теперь можно и пошиковать. И мы поехали в номера, к гусарам, кутить, в центр города. Поехали на автобусе. Фотографии автобуса не будет - мне всегда неудобно снимать в общественных местах. Но, поверьте, в автобусе была полноценная дружба народов: русские, украинцы, североафриканцы, китайцы, женщины Ближнего Востока в традиционных головных уборах с детьми. Среди нас затесалась настоящая итальянская синьора, которая, как показалось, даже боялась говорить по-итальянски в нашем автобусном Вавилоне. Миланские пенсионеры имеют льготы при оплате общественного транспорта. Билет на полтора часа в Милане стоит 1.50 евро, включая одну поездку на метро и одну поездку на электричке до района, где живет мама. Пенсионеры имеют проездной, за который платят 30 евро в месяц. Если мама соберет и принесет несколько килограммов справок о том что она малообеспеченная, то ей этот проездной обойдется в 20 евро. Бегать оформлять эти справки маме пока лень.
16. Наконец мы приехали в центр Милана, и стали изображать из себя туристок. Посмотрели на Castello...
.17. ..на памятник...
18. ...изучили ассортимент экскурсий...
19. ..выпили чашечку кофЭ...
20. ...и наконец определились с пунктом нашего дальнейшего назначения. Мы решили поехать в то место, куда стремится каждый образованный и имеющий высокие духовные запросы турист, посетивший Милан. Мы поехали в аутлет. Там мы прогуливались и поднимали культурный уровень. Любовались витринами...
21. ... покупали подарки...
22. ...и обедали на свежем воздухе.
23. Примерно в середине нашей экскурсии (автобус в аутлет и обратно ходит по строгому расписанию - выезд культурных туристов осуществлялся лишь в 16.30) я получила предложение, от которого было невозможно отказаться: посетить вечерний спектакль в Ла Скала. Оставалось только купить наряд на вечер, т.к. в чемодан, наполненный книгами, мой гардероб для торжественных выходов не вместился - я же ехала к маме и везла ей самые приятные для нее вещи. В хлопотах прошел остаток экскурсиии. Да, скажу вам, гардероб покупать - это не витрины рассматривать...
24. Времени было мало: вернулись мы в Милан около 18.00, а до начала спектакля (в 20.00) надо было успеть в парикмахерскую и, собственно, добраться до театра. В районе, где живет мама, есть две парикмахерские: итальянская, где укладка стоит 15 евро и китайская за 6. Сначала я попыталась поддержать местный бизнес, но там единственный мастер был занят, поэтому вложилась в экономику КНР. Работали быстро и споро, как на конвейере. Интерьер зала вызвал из недр памяти интерьер советских парикмахерских (с небольшой этнической коррекцией):
25.
26. Следующим пунктом программы были цветы. Не знаю чей бизнес я поддержала, но молодой человек, продававший цветы, был явно неитальянского происхождения, на языке Данте и Петрарки говорил с сильным акцентом. Однако беседа с ним была прелестной:
- Ты откуда?
- Из Санкт-Петербурга.
- Бурга? Бургас? Из Болгарии?
- Нет, из ПЕТЕРбурга, Россия.
- Ааа... Это там, в Сибири?
- Ну почти рядом.
- А цветы кому покупаешь?
- Ballerino, он сегодня в Ла Скала танцует.
- Танцует? Где - на дискотеке?...
27. В театр мы поехали на таксо, шалишь, парниша! В этот вечер давали в первом отделении - два коротких балета "Видение розы" и "Гибель Розы", во втором - "Сельскую честь" Масканьи. Сидели мы по соседству с центральной ложей. Как каждый прилежный турист фиксируем местопребывание:
Вот ни за что не догадаетесь, о чем я хочу рассказать, показывая эту фотографию - о банковских кредитах! Недавно мама сделала зубные протезы - теперь она на фотографиях улыбается: после онкологии и курсов химиотерапии зубы ее изрядно поредели. Она обратилась за помощью в местный пенсионный фонд, но, в связи с кризисом, у государства возможность делать пенсионерам зубы бесплатно ограничена, и надо ждать в очереди года 3-4. Поэтому мама взяла кредит в банке на протезирование. Она взяла 2500 евро на 36 месяцев с выплатой ежемесячно по 80 евро. Элементарные подсчеты говорят, что за три года она переплатит за кредит 380 евро (5% годовых - и это считается высокой кредитной ставкой). Лечение зубов ей обошлось в 1260 евро: 600 евро стоило удаление 6 зубов и 620 - протезы (протезы ей сделали "по блату", блат и в Италии существует!), остаток пошел на оплату первоочередных счетов. Ладно, что мы всё о зубах, да о кредитах.
28. Я тоже снялась на фоне ковра театрального зала:
29. В антракте лорнировала фланирующую по центральном фойе публику и выявляла модные тенденции. В моде черные платья/костюмы и черные чулки/колготки. Завсегдатаи Ла Скала возмущались короткой программой: "Что такое?! Два балета по десять минут - это чересчур!". Истинные меломаны приходили аккурат ко второму отделению - опере "Сельская честь".
30. В антракте совершила инспекцию театра Ла Скала на предмет духовности. Читатели моего журнала знают, что единицей духовности я считаю Екатеринбургский театр оперы и балета, где в буфете продают пиво по 80 рублей за 0.5 литра. Что я вам могу сказать? Миланской Ла Скала еще расти и расти до Екатеринбургского театра оперы и балета! Пиво здесь стоит 6 евро (примерно 280 рублей) за 0.33 (вторая строчка сверху):
31. "Гулять так гулять! Официант, две ириски!" (с).
Сам спектакль я, конечно, не снимала, поклоны тоже. Особенно сильным был следующий эпизод. В начале поста я написала, что накануне умер Клаудио Аббадо. В тот вечер исполнялся маленький балет "Гибель Розы" на музыку Малера. Перед началом дирижер спектакля сказал, что сейчас он будет исполнять любимое произведение Аббадо, и это исполнение посвящается ему. В полной тишине прошел этот спектакль, по окончании не было никаких аплодисментов, зал в минуте молчания встал. Мурашки по спине бегали...
Домой вновь вернулись на такси. Интересное наблюдение: туда поездка по таксометру обошлась в 35 евро, обратно - в 20. Да, в Милане расчеты производятся по показаниям таксометра.
32. Перед сном совершаем моцион - прогулка с собачкой Кикой.
33. На сон грядущий любуюсь живопИсью на стене моей комнаты:
34. И отчаливаю к Морфею:
P.s. Понимаю, что пост мой может быть воспринят весьма неоднозначно. На это замечу: хорошо, что у моей мамы есть выбор - жить на 5800 рублей в стране, где она родилась и где проработала до 50 лет. Или жить на 600 евро в стране, где она последние 15 лет убирала квартиры и ухаживала за престарелыми... У многих нет и этого выбора между супер-экономным и нищенским существованием.
А я... А я приеду к ней еще раз в конце года. И постараюсь быть еще более примерной дочерью.