Здравствуйте! Меня зовут Саша. Я живу в Израиле более двадцати лет, очень люблю мою страну. Но сейчас речь пойдёт о путешествии в другую страну, в национальный парк Йосемити в Калифорниии, в США.
Я не играю в лотерею, но один раз принял участие, и счастье мне улыбнулось. Я выиграл разрешение на подъём на гору Хаф Дом 11 июня 2013г.
Идёмте со мной, дорогой читатель! Путь будет долгим, по дороге я всё расскажу. День в июне длинный, вдобавок мы выйдем из дома задолго до рассвета, а вернёмся глубокой ночью. Нас ожидает увлекательное путешествие и 69 фотографий под катом!
- Просыпаюсь по будильнику, умываюсь, одеваюсь, завтракаю.
- Беру рюкзак.
- Выхожу из дома. Темнота кромешная. Звёзды обалденные. В городах такого не увидишь. Пытаюсь сфотографировать. На красивое звёздное небо красиво накладываются шумы, пыль и грязь в камере.
- Сажусь в машину. Вместе со мной в машину садятся моя жена Талия и мой брат Женя. Женя живёт в Калифорнии недалеко от Сан-Франциско. Мы путешествуем на его машине. Далее я поведу рассказ во множественном числе.
- Выезжаем.
Ехать нам больше полутора часов, можно пока рассказать, куда мы едем. Мы едем в национальный парк Йосемити (Yosemite).
Национальный парк Йосемити (Yosemite) - один из наиболее известных национальных парков США. Он находинся на северо-востоке Калифорнии, на западных склонах хребта Сьерра-Невада.
Издавна на этих землях жили индейцы. Белые люди впервые здесь появились в середине XIX века. По одной из версий, это были солдаты батальона Марипоза, посланные на усмирение индейцев. Солдаты оказываются в Йосемитской долине и поражаются её красоте. Рассказы о красотах невиданных, о долине с водопадами, о роще гигантских секвой печатаются в газетах, выходящих в Сан-Франциско, и это привлекает путешественников. В те времена их путь был нелёгок - сюда можно добраться только пешком или верхом. Уже в 1864 году президент Линкольн подписывает законодательный акт о передаче земель государству и придания им заповедного характера с целью сохраниния природы в первозданном виде. В те времена это было беспрецедентное решение. Проходят десятилетия, строятся дороги, Йосемити становится всё доступнее, посетителей становится всё больше. В настоящее время национальный парк Йосемити ежегодно посещает более трёх миллионов человек. Большинство ограничивается только посещением Йосемитской долины (Yosemite Valley), вокруг которой находится большинство водопадов. В долине есть гостиницы, кемпинги, ходит бесплатный автобус. Однако парк намного больше, и там ещё много интересного. Например, рощи гигантских секвой или субальпийские луга находятся в других частях парка. Парк можно пересечь на машине с запада на восток или с севера на юг по хорошей, но извилистой дороге часа за полтора-два, а пешком - за несколько дней.
Среди гор, окружающих Йосемитскую долину, выделяется огромный гранитный монолит Хаф Дом (Half Dome). Он назван так из-за вершины, имеющей форму полукупола. Высота горы над уровнем моря составляет 2694м. , а над уровнем долины она возвышается на 1444м. Это не самая высокая гора в Йосемите, но наиболее заметная. Первоначально гора считалась недосягаемой, но уже в 1875 году она была покорена. А в 1919 году там установили тросы, за которые можно держаться при подъёме, что сделало вершину намного доступнее.
Фотографию горы Хаф Дом я не покажу. "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье" - написал когда-то Есенин. Так вот, сегодня мне не удалось сфотографировать гору издалека. Ехал туда - было ещё темно. Ехал обратно - было уже темно. Так что советую поискать фотографию в интернете - найдётся немало. Отдельно советую обратить внимание на работы американского фотографа-классика Анселя Адамса. Есть фотографии горы Хаф Дом (или Хаф Доум) и в "Википедии". Самый ленивый найдёт у меня в журнале.
В наше время маршрут на Хаф Дом - один из наиболее популярных в Йосемити. Поскольку по выходным дням на тросах, ведущих к вершине, скапливалось слишком много людей, несколько лет назад доступ ограничили посредством выдачи «пермитов» - разрешений на подъём. Сейчас допускается подъём 300 человек в день. Разрешения разыгрываются в лотерею, заявки подаются в марте, а розыгрыш проводится в начале апреля. Ещё небольшое количество разрешений разыгрывается ежедневно за два дня до восхождения. На зиму тросы снимаются, и подъём на гору не разрешается (за исключением альпинистов, у них свои пути и свои разрешения). Я подал заявку в марте и выиграл в лотерею. Не думаю, что мне так уж сильно повезло, возможно, заявок на этот день было не слишком много. В выходной день это было бы сложнее.
Считается, что лучшее время для посещения Йосемити - это конец весны или начало лета, когда в водопадах много воды. Я уже четвёртый раз приезжаю в Йосемити, но в это время года попадаю впервые.
- Приезжаем, уже светло. Некоторое время проводим на стоянке, затем оставляем Талию на съедение медведям гулять по Йосемитской долине, а я и Женя выходим на маршрут. Седьмой час утра.
- Наше внимание привлекает ловушка для медведей. В Йосемити водятся медведи. Они не агрессивные, но их привлекает человеческая еда. Поэтому те, кто ночует в палатке, обязаны держать еду в специальных железных ящиках. Мусорные баки имеют двери специальной конструкции, чтобы животные не могли туда залезть. Запрещается оставлять еду в машинах, потому что медведи бесцеремонно взламывают эти машины. Вдобавок пострадавшего владельца машины ожидает крупный штраф. Ежегодно в Йосемити отлавливается около тридцати медведей. Их метят и выпускают обратно на волю. Я не встречал медведей ни разу.
- Мы идём вдоль реки Мерсед, шумно несущей свои воды в Йосемитскую долину. Приходим к мостику. Почти каждый, побывавший в Йосемите и дошедший до этого места, делает такой снимок. Я тоже "отметился" снимком с мостика. Вдали виден водопад Вернал.
- Мостик через реку Мерсед. Днём здесь многолюдно, посетители фотографируются на фоне водопада вдали. Сейчас ещё рано, людей совсем мало. Те, кто с раннего утра выходят на дальние маршруты, переходят мост, не останавливаясь.
- Последний кран с питьевой водой.
- И последний культурный туалет. Прощай, мытая Калифорния. Здравствуй, Калифорния немытая!
- След пещерного человека.
- Дорожка, по которой мы идём, называется Mist trail - туманная тропа. Брызги от водопада создают туман. В жару, должно быть, приятно, когда тебя обрызгивает. Но сейчас ещё прохладно. Нахожу место, где мало брызг, делаю кадр, и стараюсь пройти побыстрее, чтобы поменьше намокнуть.
- "Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами" (Г.Р.Державин). Водопад Вернал (Vernal Fall). Его высота 97м.
- Солнце поднимается всё выше и освещает долину.
- Emerald pool - Изумрудный пруд.
Между прочим, в тихом омуте черти водятся. На этой тропе (Mist trail) гибнет больше всего людей в Йосемити. Здесь очень сильное течение. Человек, полезший купаться или упавший в воду (были такие случаи, когда люди перелезали за ограждение и падали в воду, поскользнувшись на мокрых камнях), оказывается неспособен с ним справиться. Беднягу уносит по течению, где его и настигает смерть.
- Но я беспечно хожу у кромки коварной воды. Нет, я безобразия не нарушаю, за загородку не лезу и купаться не собираюсь.
- Silver Apron - "серебряный фартук".
- Водопад Невада (Nevada Fall). Его высота 181м.
- Радуга в брызгах водопада.
- Водопад Невада.
- Вершина водопада Невада. Высота над уровнем долины около 600м.
- Становится жарко. "Лёгким движением руки брюки превращаются..."
- "...превращаются брюки..."
- "...в элегантные шорты!"
- Второй завтрак. Или обед.
- Идти ещё немало, тем более, что всё время подъём. Расстояние указано в милях (для справки: 1 миля - 1609 метров).
- Это место называется Малая Йосемитская долина. Здесь дорога почти не поднимается.
- Река Мерсед тихая и спокойная. Это потом она с грохотом обрушится в водопад.
- Хаф Дом. Туда мы поднимаемся. Отсюда выглядит совсем не впечатляюще.
- Грустная картинка. Белка ест бумагу, видимо, туалетную. Белке это совсем не полезно.
Господа, не мусорьте на природе, пожалуйста! Это ни к чему хорошему не приводит.
- Дорога идёт между здоровенных сосен.
- Всё время подъём.
- Между камнями цветут такие цветы.
- Уже двенадцать, а нам идти ещё немало. Я предполагал, что к двенадцати подойдём к заключительному подъёму.
- Наконец, лес закончился, и показалась верхушка. Видно, как люди, подобно муравьям, карабкаются на вершину.
- Clouds rest - гора напротив. Она даже выше, чем Хаф Дом, её высота 3027м.
- Где-то здесь должны проверять разрешения, но у нас никто не потребовал.
- На большей части подъёма вырублены ступени.
- Здесь начинается подъём с тросами. Некоторые спустившиеся оставляют здесь свои перчатки. То ли как символ, то ли чтобы помочь тем, кто не взял свои. Без двадцати три. Очень поздно, я рассчитывал быть здесь на два часа раньше.
- Вот и заключительная часть подъёма. "Кабели", точнее тросы, выглядят как гигантская верёвочная лестница. Но это не лестница. Это своего рода перила, за которые держатся, поднимаясь. Высота участка с тросами составляет 120 метров.
Сейчас людей не так много, но в выходные дни здесь образуются "пробки". Случалось, что погода резко портилась, начинался ливень, туман, ничего не видно, людей приходилось эвакуировать. Поэтому было решено ограничить доступ к "кабелям". Сейчас допускаются 300 человек в день. Для этого и введены разрешения.
Я начинаю подниматься.
- Рекомендуется подниматься, держась за один трос, чтобы пропускать тех, кто идёт в противоположном направлении, или тех, кто идёт быстрее. На деревяшках можно постоять и отдохнуть. Там же обычно пропускают встречных.
-
-
- И вот мы на вершине!
- В небе повисла летающая тарелка.
- Помните, у Высоцкого: "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем". У меня это крутилось в голове раньше. Но сейчас нет такого ощущения. И даже фотографировать не сильно хочется. И доставать карту и сличать её с местностью не хочется.
- Наверху прохладно, но не холодно. Ветер совсем слабенький. Но не следует обольщаться. Погода здесь крайне переменчивая. Всё же я делаю несколько снимков. Это, по-моему, вышеупомянутый Клаудс Рест на востоке.
- Вид на север. По-моему, видна долина ручья Тенайя.
- Йосемитская долина к западу.
- Цветут такие цветы.
- И водится всякая живность. Белки тоже здесь живут. Белок в Йосемити очень много. Я их обычно не фотографирую. Но здесь место всё же необычное, поэтому сделано исключение. Я не ожидал, что они и на горе живут, ведь здесь высоко и деревьев нет.
- Это, если я не ошибаюсь, желтобрюхий сурок (Yellow-bellied marmot / Marmota flaviventris).
- Бурундук. Он мельче, чем белка, и более проворный, чем белки в Йосемити.
-
- Хаф Дом также любимое место скалолазов. Вот один.
Ещё одна команда с верёвками, касками и прочим снаряжением приходит со стороны более пологого склона. Меня просят сфотографировать и дают фотоаппаратик, к которому прицеплен карабин. Мы разговорились. Они из штата Орегон. Мы признаёмся, что происходим из России.
- О, мы часто встречаем русских скалолазов! Они такие весёлые! Поют под гитару!
- Мы тоже просим сфотографировать нас.
- My heart's in the Highlands, my heart is not here;
My heart's in the Highlands a-chasing the deer;
A-chasing the wild-deer, and following the roe,
My heart's in the Highlands wherever I go.
Robert Burns.
В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Роберт Бернс, перевод С.Я.Маршака.
- Женя измеряет радиометром "Гриф-1" уровень радиации. Прибор показал 15 микрорентген в час, это нормально, обычно так и показывает. Около водопадов было 20 мкР/ч, а вот в самолёте бывает 240мкР/ч.
- Я опять полез фотографироваться.
- Напоследок фотографируемся с автоспуском.
- Лезем вниз. Спускаться намного легче. Уже никто не поднимается, никого не надо пропускать.
- "И сердце готово к вершине бежать из груди" (В.С. Высоцкий).
Идём вниз, фотографий почти не делаем. Времени у нас в обрез и даже меньше.
- Выходим к водопаду Невада. Спускаемся по другой тропинке, более длинной, но менее крутой. Ещё утром решили, что не будем спускаться там, где обрызгивает. С тропинки хорошо виден водопад Невада и гора Либерти Кэп (Liberty cap). Солнце заходит.
- В долине темнеет.
Глаза привыкают к темноте, но потом становится так темно, что не видно камней под ногами. Тоненький серпик растущей луны света не даёт. Достаём фонарики. Тропинка хорошая, но в темноте быстро идти не получается. В конце концов выходим на шоссе в долине.
- Приходим на стоянку. В машине нас ждёт Талия. Она сходила к водопаду Вернал, хотела вернуться, но перепутала тропинку и ушла к водопаду Невада. Если бы перепутала ещё раз, то ушла бы на Хаф Дом :) Но Талия благополучно вернулась, покаталась на бесплатном автобусе по долине, зашла в магазин, вернулась к машине, прочитала все электронные книги.
По стоянке ходят сердитые рэнджеры с фонарями, осматривают машины. Мы обещаем скоро уехать.
- Выключаю GPS. Вот профиль сегодняшнего маршрута.
- Уезжаем.
По дороге я неправильно свернул на развилке. Только через 15 минут понял ошибку. Вернулся.
Приезжаем. Вываливаюсь из машины. Вползаю в дом. Иду в душ. Это даёт мне силы сделать ещё один кадр, последний на сегодня.
- Это разрешение - "пермит" на подъём на Хаф Дом. Его так никто и не проверил.
Спокойной ночи!
Спасибо тем, кто дошёл до конца!
P.S. Сейчас, когда я готовлю этот пост, на подступах к Йосемити бушует гигантский лесной пожар. Дачный посёлок, где мы ночевали, эвакуирован. Я с тревогой читаю новости. Будем надеяться на лучшее.