Один мой выходной или из Самарии в Палестину и обратно

Jun 04, 2013 09:09


Привет ! Меня зовут Миша, живу в Самарии.  На календаре 9  марта , суббота и предстоит не очень длинная по расстоянию, но довольно насыщенная поездка по окрестностям Израиля.  К нам приехала гостья, с которой дружим еще со времен " Дня Биолога" в Гайдарах и, разумеется, надо ее развлекать.  Как и большинство европейской гуманитарной профессуры , она настроена  пропалестински . В связи   чем и вознило предложение:   вместо прогулки по известным  туристическим  местам Израиля ,   посмотреть на жизнь простых палестинцев не через объективы журналистов, а своими глазами.  Гостья  согласилась не сразу: одно дело сочуствовать жертвам расизма, колониализма и прочих измов по телевизору или во время демонстрации где-нибудь в Лондоне,  и совсем другое - общаться с борцами  за свободу в их естественной среде обитания.  Но любопытство ученого взяло верх и мы поехали.   Некоторые фотографии непонятны без минимального знания  местных реалий и поэтому будeт много пояснений . .



Живем мы , как уже написал выше, в Самарии. Так это место называют в Израиле. В остальном мире его именуют Западным Берегом реки Иордан (сразу вспоминаются политинформации советских времен) или , если короче , оккупированными территориями.  В последние годы это начали называть еще и Палестинской Автономией или Палестиной. В результате на одной и той же земле существуют еврейская (израильская ) Самария и арабская Палестина. У обеих сторон свои законы, своя полиция, свой язык  и даже свои номера на машинах . Есть дороги по которым ездят и и те и другие, есть и те,  где возможен проезд только одной из них. Проехав десяток километров можно попасть несколько раз и в Самарию , где    все говорят на иврите и, буквально через несколько сот метров, в Палестину , где говорят на арабском, а знание иврита  не всегда стоит афишировать.  Потом опять Самария и снова Палестина. И.т.д. , пока не упретесь в Израильский КПП на въезде в материковый Израиль (она же  " Зеленая Черта")  или в границу с Иорданией. Сегодняшняя поездка так и будет проходить по бесконечным вьездам и выездам в Сaмаpию  и Палестину

Просыпаюсь и смотрю на мобильник. Пор вставать.



Следующий взгляд бросаю на старичков на стене. Они  скосили глаза в сторону , на меня внимания не обращают. Ну и ладно.



Выглядываю в окно - погодка отличная.



Выезжаем утром, наша деревня еще спит. В поездки c  непредсказуемыми последствиями,  я семейство не беру, и поэтому дети и жена остаются дома.



Сразу за поворотом - ,  палестинская  деревня  . В отличие от многих других - довольно спокойная. Но в какой-то момент израильским военным пришла в голову мысль, что и жители  и и их гости могут бесконтрольно переместиться в Израиль, что с точки зрения безопасности - опасно. И поставили возле деревни забор. А для того, чтобы имеющие право на проход в Израиль могли туда попасть - построили башенку с КПП.  . Обычно там людно: рабочие, правозащитники, солдаты. Но сегодня суббота ,(выходной) - и никто никуда не идет.  . Проезжаем чуть дальше и фотографируем его издалека.



Ho,  количество желающих попасть в Израиль сильно превышает число тех, кому разрешено. Поэтому в заборе появись дырки. Делают их жители деревни. У каждой дырки есть владелец. За проход через нее он берет с непосвященных 50 шекелей (13-14 долларов).. У одной из таких  мы и остановились



Столько же берет водитель-израильтянин за то, чтобы проехать несколько километров и доставить их в пределы " Зеленой черты" . Абсолютное большинство инфильтрантов - делают это с безобидными намерениями : найти работу ( зарплаты в Израиле и Палестине отличаются очень сильно)  , навестить родственников, попасть с поддельными документами на прием к врачу (медицина у  наших двоюродных братьев как в " Записках юного врача"  ) или, в худшем случае, что-нибудь украсть. Но всегда существует опасность, что таким путем проникнет террорист. Да и границы существуют для того, чтобы их не нарушали.  Поэтому проникнувших стараются ловить и вернуть обратно. Иногда это заканчивается трагедией: Несколько месяцев назад на этом симпатичном круге ,который мы сейчас проезжаем, удиравший от полиции шофер минибуса с нарушителями ,  сбил насмерть моего односельчанина, который пытался его задержать.



Eдем на восток по Транс-Самарийскому шоссе. Через 2 килoмeтра после большого КПП видим забор с левой стороны .    Вообще забор в Израиле, как угрюмое порождение израильского гения средство борьбы с терроризмом применяется постоянно. Тoт, что видим на фото -  называется " Стена безопасности". Обычно показывают кусок в Иерусалиме, где действительно это похоже на стену, но во многих местах это всего лишь колючая проволка .



Через километр еще один забор: чтобы подросткам из палестинской деревни Завие  было неудобно бросать камни в израильские машины.



Еще десяток километров на восток и  еще один забор . Построенный с той же целью. Местное население уже давно его растащило для своих нужд. Остался скелет из балок.



Подъезжаем к первой цели нашей поездки: горе Гризим.
Это гора является главной святыней самаритян ( да-да, это те самые самаритяне   о которых написано в Евангелии). Тут их живет приблизительно половина из общего числа . А на    праздники собираются все
Вот то, что ее окружает: развалины храмов всевозможных религий:от самаритян до ислама.



Цветочки на фоне руин  всегда привлекают фотографов.



Смотрим издалека   на дом палестинского миллиардера (  а на него глазеют все, кто приезжает на гору).



На православный храм внизу ( следующая цель нашего путешествия)



Oфициальный вход в древнее святилище закрыт из-за субботы ( день молитвы и отдыха у самаритян), а гостья говорит что не в той форме, чтобы прыгать через заборы.

Приходит время смены машины. Дело в том, что как уже говорилось выше, евреи - израильтяне далеко не самые желанные гости в палестинских городах. Eсли приехать туда самостоятельно и обратить на себя внимание ( что произойдет почти сразу из-за израильских номеров и моего отвратительного знания арабского),  то вариантов события скорее всего два: передадут палестинской полиции, которая после короткого допроса сдаст на руки израильским службам безопасности ( а это в лучшем случае полдня беседы с "кем надо" ) ,  либо  количествo жертв израильско-арабского конфликта увеличится . Обе эти ситуации меня  никогда не устраивали (  не устраивают и сейчас) .Для разрешения проблемы можно воспользоваться одной хорошей местной традицией .  В арабской среде до сих пор очень развито понятие " уважение к гостю". Гостем в данном случае считается тот, кто пришел со знакомым человеком. И кем бы гость ни был - его трогать нельзя, потому что это - нарушение законов гостеприимства.  Тяжелое нарушение и оскорбление того, кто его привел .  Дело за малым : наличие друзей среди палестинцев.  С этим проблемы нет и поэтому мы поехали в контору одного из таких ребят .
После знакомства и традиционного кофе, хозяин оставляет удобное кресло и бизнес



и направляется  к машине.
Едем в Шхем -торгово-промышленную столицу Автономии ( сооответственно  столица политическая - это Рамалла , террора - Дженин, а духовная - Иерусалим). . Само это название - еще один кусочек из истории конфликта. Евреи называют город, лежащий между двумя горами Шхемом, как он и именуется в Пятикнижии. Палестинцы и весь остальной мир называет его Наблусом.  Проезжаем мимо лагеря беженцев Балата и останавливаемся у православного Храма , возведенного на месте колодца Иакова.Того самого,из которого  2000 лет назад   добрая самаритянка ( тогда еще самаритяне жили и в Шхеме) дала Иисусу воды, и который выкопал сам патриарх Иаков.



У входа в храм - могила православного мученика Филумена.



Сам храм достаточно новый, но с замечательными мозаиками на полу



и стенах



Следующая точка путешествия - могила Иосифа (того самого, кто увел семью в Египет несколько тысяч лет назад).



Обладателей израильских паспортов палестинские полицейские в обычное время  туда не пускают,  поэтому мне приходится довольствоваться старой будкой КПП, напоминающей об израильском присутствии в недавнем прошлом .



Наш проводник завозит нас к своим друзьям в мебельную мастерскую. Там, наконец, гостья , может оторваться и задать много вопросов. Арабский она не знает , арабы в свою очередь толком не знают английский. Как следствие этого печального факта,  общение происходит следующим образом: она задает вопрос на русском, я перевожу на иврит нашему проводнику. Если он в курсе, то отвечает, а если нет - переводит на арабский и спрашивает у своих друзей. Потом все в обратном порядке. Медленно, но другого выхода нет. Интересует  гостью все. Некоторые вопросы вызывают улыбку, как например вопрос о гуманитарной помощи палестинцам. Гостья регулярно жертвует деньги и  для нее сюрприз, узнать, что адресаты не только не получают , но даже не знают, что такое существует. "Где деньги, Зин?".



Оборудование живо напоминает кабинеты уроков труда в захолустной деревенской школе.



Да и вид у мастерской совсем не хайтек.



Но получаются симпатичные вещи.



Гостеприимные хозяева предлагают разделить с ними трапезу, но проводник отказывается. Берет для большей безопасности  одного из друзей ,  и едем в лагерь беженцев Аскар, откуда владелец мастерской родом.
Два слова о том, что  такое лагерь беженцев. Во время первой арабо-израильской войны, часть арабов бежала подальше от военных действий.  Когда война закончилась, Израиль этих людей обратно на свою территорию не пустил и они стали беженцами. Справедливости ради надо сказать, что арабы тоже не пустили обратно тех евреев, которые бежали во время войны с территорий, занятых арабскими войсками.
Появилось управление ООН по делам беженцев: учреждение с  с громадным бюджетом.  Оно сняло на 99 лет участки земли в разных местах и построило временные лагеря  . Прошло более 60 лет. В средней семье лагеря - 10 детей. Места стало не хватать и разбросанные изначально  домики, начали разрастаться вверх и навстречу друг другу. Это - самая широкая улица  лагеря. Можно сказать центральный проспект. Там , если постараться, могут даже разъехаться две легковушки.



А справа и слева  -  обычные улицы. Широкие



И не очень.





Дети играют на улице, потому что в лагере ни одной детской площадки нет. И за те 17 лет, что там полностью властвует палестинская администрация - не появилось.
Поэтому бегают перед машинами  и самое главное развлечение - купить какую-нибудь мелочь с повозки:



Kоторую возят слепой старик с помощником.



Проезжаем мимо школы., которую построил ООН. Эта женская, есть еще и мужская Они огорожены колючей проволокой из-за высокой преступности в лагере.



В других школах города можно yчиться только за немалые  деньги.  Народ уже седьмой десяток лет варится в своем соку. Врага искать не надо  Враг -  это те, кто не пускает их обратно в дома предков. Поэтому  портреты шахидов( погибших в борьбе за веру) - на очень многих домах лагеря.  В этом  доме живет  семья шахидa, которая и вывесила фотографию.



Выезжаем из лагеря



и попадаем в следующий небольшой бизнес.Сырье для производства покупается в Израиле. Готовую продукцию cбывают в основном туда же
Опять общение с народом - жителями лагеря, где мы побывали. Хозяин своих симпатий не скрывает, и поэтому портрет главного поцеловника товарища Брежнева  висит над его рабочем столом.



Рядом с конторой небольшой автопарк



И натуральное хозяйство.



Прощаемся с хозяевами и едем гулять по Шхему.Путь лежит к горе Эйваль и новым районам . Черные бочки - хранилища воды, с которой бывают перебои.



Про городское планирование тут еще никто не слышал. Все на уровне " моя земля, что хочу - то и строю".
А это - вид на гору Гризим, где мы начинали наше путешествие ( узнаете дом миллиардера на вершине?)



Проезжаем старый кампус местного университета.



и Церковь девы Марии . Попасть туда очередной раз не удается.



Вот и современные здания нового кампуса. У входа в него таксисты ждут клиентов.



А на одном из зданий упоминание все того же местного миллиардера.



Кидаем прощальный взгляд на город



И почти сразу сталкиваемся с первыми признаками сeльской местности



и Израиля . Это остатки одного из КПП, который во время интифады закрывал вьезд в город с запада.



Cнова реклама.



После массы  зрелищ , проводник решает что пришло время хлеба и везет нас пообедать.
Ресторанчик , куда мы попали, предлагает как свежее мясо с собой, так и вырезать любой кусок говядины или баранины и приготовить его на мангале.



Рядом можно купить и птицу.



Есть и напитки, в том числе и очень популярное в тех местах безалкогольное пиво.



Несколько минут - и мясо уже  готовится.



Свежайший хумус с оливковым маслом стоит на столе.



А еще через несколько минут - и все остальное.



После обеда, возвращаемся к машине и обнаруживаем первые признаки Самарии : дорожные знаки и на иврите.



A напротив через дорогу - Палестина.



Проходим мимо магазина, изготавливающего плиты из иерусалимского камня



Садимся в машину и едем , получая удовольствие от цветущей весенней природы.



А вот и кусок Самарии: один из районов еврейского поселения Кдумим.



Но, как считает проводник, наша трапеза будет неполной без местных сладостей и мы снова в Палестине.



Выбираем горячие сладости



На тарелке кнафе. Их делают на основе сыра. Вкуснее чем в Шхеме и окрестностях - не пробовал нигде. Во время трапезы пьют холодную воду. На закуску  подают кофе.



Сам ресторан построен недавно и аккуратно.



После сытного обеда прощаемся с проводником и окончательно возвращаемся в Самарию. А точнее в Ариэль - ее столицу.
Pазумеется - забор. Как же без него?



Так выглядит вход в университет.



Кампус не такой шикарный, как в Шхеме, но главное ведь не форма - верно?



Смотрим на те места, где побывали



И куда не получилось заехать В этой деревне могилы библейскиx героeв: Иисус Навин с отцом и один из разведчиков Моисея .



Ну вот и дома.
Жена и подрастающее поколение уже вернулись домой с поездки на роликах и скейтах и ожидают нас за столом..
Средний устал и хочет спать.



А  младший  готов к дальнейшим приключениям.



Но уже поздно, а завтра в школу и на работу. Спокойной ночи. Спасибо, за то, что поездили в этот день со мной.

выходной, 36-45, мужчина, Израиль, 2013, путешествие

Previous post Next post
Up