Привет ! Меня зовут Миша, живу в Самарии. На календаре 9 марта , суббота и предстоит не очень длинная по расстоянию, но довольно насыщенная поездка по окрестностям Израиля. К нам приехала гостья, с которой дружим еще со времен " Дня Биолога" в Гайдарах и, разумеется, надо ее развлекать. Как и большинство европейской гуманитарной профессуры , она настроена пропалестински . В связи чем и вознило предложение: вместо прогулки по известным туристическим местам Израиля , посмотреть на жизнь простых палестинцев не через объективы журналистов, а своими глазами. Гостья согласилась не сразу: одно дело сочуствовать жертвам расизма, колониализма и прочих измов по телевизору или во время демонстрации где-нибудь в Лондоне, и совсем другое - общаться с борцами за свободу в их естественной среде обитания. Но любопытство ученого взяло верх и мы поехали. Некоторые фотографии непонятны без минимального знания местных реалий и поэтому будeт много пояснений . .
Живем мы , как уже написал выше, в Самарии. Так это место называют в Израиле. В остальном мире его именуют Западным Берегом реки Иордан (сразу вспоминаются политинформации советских времен) или , если короче , оккупированными территориями. В последние годы это начали называть еще и Палестинской Автономией или Палестиной. В результате на одной и той же земле существуют еврейская (израильская ) Самария и арабская Палестина. У обеих сторон свои законы, своя полиция, свой язык и даже свои номера на машинах . Есть дороги по которым ездят и и те и другие, есть и те, где возможен проезд только одной из них. Проехав десяток километров можно попасть несколько раз и в Самарию , где все говорят на иврите и, буквально через несколько сот метров, в Палестину , где говорят на арабском, а знание иврита не всегда стоит афишировать. Потом опять Самария и снова Палестина. И.т.д. , пока не упретесь в Израильский КПП на въезде в материковый Израиль (она же " Зеленая Черта") или в границу с Иорданией. Сегодняшняя поездка так и будет проходить по бесконечным вьездам и выездам в Сaмаpию и Палестину
Просыпаюсь и смотрю на мобильник. Пор вставать.
Следующий взгляд бросаю на старичков на стене. Они скосили глаза в сторону , на меня внимания не обращают. Ну и ладно.
Выглядываю в окно - погодка отличная.
Выезжаем утром, наша деревня еще спит. В поездки c непредсказуемыми последствиями, я семейство не беру, и поэтому дети и жена остаются дома.
Сразу за поворотом - , палестинская деревня . В отличие от многих других - довольно спокойная. Но в какой-то момент израильским военным пришла в голову мысль, что и жители и и их гости могут бесконтрольно переместиться в Израиль, что с точки зрения безопасности - опасно. И поставили возле деревни забор. А для того, чтобы имеющие право на проход в Израиль могли туда попасть - построили башенку с КПП. . Обычно там людно: рабочие, правозащитники, солдаты. Но сегодня суббота ,(выходной) - и никто никуда не идет. . Проезжаем чуть дальше и фотографируем его издалека.
Ho, количество желающих попасть в Израиль сильно превышает число тех, кому разрешено. Поэтому в заборе появись дырки. Делают их жители деревни. У каждой дырки есть владелец. За проход через нее он берет с непосвященных 50 шекелей (13-14 долларов).. У одной из таких мы и остановились
Столько же берет водитель-израильтянин за то, чтобы проехать несколько километров и доставить их в пределы " Зеленой черты" . Абсолютное большинство инфильтрантов - делают это с безобидными намерениями : найти работу ( зарплаты в Израиле и Палестине отличаются очень сильно) , навестить родственников, попасть с поддельными документами на прием к врачу (медицина у наших двоюродных братьев как в " Записках юного врача" ) или, в худшем случае, что-нибудь украсть. Но всегда существует опасность, что таким путем проникнет террорист. Да и границы существуют для того, чтобы их не нарушали. Поэтому проникнувших стараются ловить и вернуть обратно. Иногда это заканчивается трагедией: Несколько месяцев назад на этом симпатичном круге ,который мы сейчас проезжаем, удиравший от полиции шофер минибуса с нарушителями , сбил насмерть моего односельчанина, который пытался его задержать.
Eдем на восток по Транс-Самарийскому шоссе. Через 2 килoмeтра после большого КПП видим забор с левой стороны . Вообще забор в Израиле, как угрюмое порождение израильского гения средство борьбы с терроризмом применяется постоянно. Тoт, что видим на фото - называется " Стена безопасности". Обычно показывают кусок в Иерусалиме, где действительно это похоже на стену, но во многих местах это всего лишь колючая проволка .
Через километр еще один забор: чтобы подросткам из палестинской деревни Завие было неудобно бросать камни в израильские машины.
Еще десяток километров на восток и еще один забор . Построенный с той же целью. Местное население уже давно его растащило для своих нужд. Остался скелет из балок.
Подъезжаем к первой цели нашей поездки: горе Гризим.
Это гора является главной святыней самаритян ( да-да, это те самые самаритяне о которых написано в Евангелии). Тут их живет приблизительно половина из общего числа . А на праздники собираются все
Вот то, что ее окружает: развалины храмов всевозможных религий:от самаритян до ислама.
Цветочки на фоне руин всегда привлекают фотографов.
Смотрим издалека на дом палестинского миллиардера ( а на него глазеют все, кто приезжает на гору).
На православный храм внизу ( следующая цель нашего путешествия)
Oфициальный вход в древнее святилище закрыт из-за субботы ( день молитвы и отдыха у самаритян), а гостья говорит что не в той форме, чтобы прыгать через заборы.
Приходит время смены машины. Дело в том, что как уже говорилось выше, евреи - израильтяне далеко не самые желанные гости в палестинских городах. Eсли приехать туда самостоятельно и обратить на себя внимание ( что произойдет почти сразу из-за израильских номеров и моего отвратительного знания арабского), то вариантов события скорее всего два: передадут палестинской полиции, которая после короткого допроса сдаст на руки израильским службам безопасности ( а это в лучшем случае полдня беседы с "кем надо" ) , либо количествo жертв израильско-арабского конфликта увеличится . Обе эти ситуации меня никогда не устраивали ( не устраивают и сейчас) .Для разрешения проблемы можно воспользоваться одной хорошей местной традицией . В арабской среде до сих пор очень развито понятие " уважение к гостю". Гостем в данном случае считается тот, кто пришел со знакомым человеком. И кем бы гость ни был - его трогать нельзя, потому что это - нарушение законов гостеприимства. Тяжелое нарушение и оскорбление того, кто его привел . Дело за малым : наличие друзей среди палестинцев. С этим проблемы нет и поэтому мы поехали в контору одного из таких ребят .
После знакомства и традиционного кофе, хозяин оставляет удобное кресло и бизнес
и направляется к машине.
Едем в Шхем -торгово-промышленную столицу Автономии ( сооответственно столица политическая - это Рамалла , террора - Дженин, а духовная - Иерусалим). . Само это название - еще один кусочек из истории конфликта. Евреи называют город, лежащий между двумя горами Шхемом, как он и именуется в Пятикнижии. Палестинцы и весь остальной мир называет его Наблусом. Проезжаем мимо лагеря беженцев Балата и останавливаемся у православного Храма , возведенного на месте колодца Иакова.Того самого,из которого 2000 лет назад добрая самаритянка ( тогда еще самаритяне жили и в Шхеме) дала Иисусу воды, и который выкопал сам патриарх Иаков.
У входа в храм - могила православного мученика Филумена.
Сам храм достаточно новый, но с замечательными мозаиками на полу
и стенах
Следующая точка путешествия - могила Иосифа (того самого, кто увел семью в Египет несколько тысяч лет назад).
Обладателей израильских паспортов палестинские полицейские в обычное время туда не пускают, поэтому мне приходится довольствоваться старой будкой КПП, напоминающей об израильском присутствии в недавнем прошлом .
Наш проводник завозит нас к своим друзьям в мебельную мастерскую. Там, наконец, гостья , может оторваться и задать много вопросов. Арабский она не знает , арабы в свою очередь толком не знают английский. Как следствие этого печального факта, общение происходит следующим образом: она задает вопрос на русском, я перевожу на иврит нашему проводнику. Если он в курсе, то отвечает, а если нет - переводит на арабский и спрашивает у своих друзей. Потом все в обратном порядке. Медленно, но другого выхода нет. Интересует гостью все. Некоторые вопросы вызывают улыбку, как например вопрос о гуманитарной помощи палестинцам. Гостья регулярно жертвует деньги и для нее сюрприз, узнать, что адресаты не только не получают , но даже не знают, что такое существует. "Где деньги, Зин?".
Оборудование живо напоминает кабинеты уроков труда в захолустной деревенской школе.
Да и вид у мастерской совсем не хайтек.
Но получаются симпатичные вещи.
Гостеприимные хозяева предлагают разделить с ними трапезу, но проводник отказывается. Берет для большей безопасности одного из друзей , и едем в лагерь беженцев Аскар, откуда владелец мастерской родом.
Два слова о том, что такое лагерь беженцев. Во время первой арабо-израильской войны, часть арабов бежала подальше от военных действий. Когда война закончилась, Израиль этих людей обратно на свою территорию не пустил и они стали беженцами. Справедливости ради надо сказать, что арабы тоже не пустили обратно тех евреев, которые бежали во время войны с территорий, занятых арабскими войсками.
Появилось управление ООН по делам беженцев: учреждение с с громадным бюджетом. Оно сняло на 99 лет участки земли в разных местах и построило временные лагеря . Прошло более 60 лет. В средней семье лагеря - 10 детей. Места стало не хватать и разбросанные изначально домики, начали разрастаться вверх и навстречу друг другу. Это - самая широкая улица лагеря. Можно сказать центральный проспект. Там , если постараться, могут даже разъехаться две легковушки.
А справа и слева - обычные улицы. Широкие
И не очень.
Дети играют на улице, потому что в лагере ни одной детской площадки нет. И за те 17 лет, что там полностью властвует палестинская администрация - не появилось.
Поэтому бегают перед машинами и самое главное развлечение - купить какую-нибудь мелочь с повозки:
Kоторую возят слепой старик с помощником.
Проезжаем мимо школы., которую построил ООН. Эта женская, есть еще и мужская Они огорожены колючей проволокой из-за высокой преступности в лагере.
В других школах города можно yчиться только за немалые деньги. Народ уже седьмой десяток лет варится в своем соку. Врага искать не надо Враг - это те, кто не пускает их обратно в дома предков. Поэтому портреты шахидов( погибших в борьбе за веру) - на очень многих домах лагеря. В этом доме живет семья шахидa, которая и вывесила фотографию.
Выезжаем из лагеря
и попадаем в следующий небольшой бизнес.Сырье для производства покупается в Израиле. Готовую продукцию cбывают в основном туда же
Опять общение с народом - жителями лагеря, где мы побывали. Хозяин своих симпатий не скрывает, и поэтому портрет главного поцеловника товарища Брежнева висит над его рабочем столом.
Рядом с конторой небольшой автопарк
И натуральное хозяйство.
Прощаемся с хозяевами и едем гулять по Шхему.Путь лежит к горе Эйваль и новым районам . Черные бочки - хранилища воды, с которой бывают перебои.
Про городское планирование тут еще никто не слышал. Все на уровне " моя земля, что хочу - то и строю".
А это - вид на гору Гризим, где мы начинали наше путешествие ( узнаете дом миллиардера на вершине?)
Проезжаем старый кампус местного университета.
и Церковь девы Марии . Попасть туда очередной раз не удается.
Вот и современные здания нового кампуса. У входа в него таксисты ждут клиентов.
А на одном из зданий упоминание все того же местного миллиардера.
Кидаем прощальный взгляд на город
И почти сразу сталкиваемся с первыми признаками сeльской местности
и Израиля . Это остатки одного из КПП, который во время интифады закрывал вьезд в город с запада.
Cнова реклама.
После массы зрелищ , проводник решает что пришло время хлеба и везет нас пообедать.
Ресторанчик , куда мы попали, предлагает как свежее мясо с собой, так и вырезать любой кусок говядины или баранины и приготовить его на мангале.
Рядом можно купить и птицу.
Есть и напитки, в том числе и очень популярное в тех местах безалкогольное пиво.
Несколько минут - и мясо уже готовится.
Свежайший хумус с оливковым маслом стоит на столе.
А еще через несколько минут - и все остальное.
После обеда, возвращаемся к машине и обнаруживаем первые признаки Самарии : дорожные знаки и на иврите.
A напротив через дорогу - Палестина.
Проходим мимо магазина, изготавливающего плиты из иерусалимского камня
Садимся в машину и едем , получая удовольствие от цветущей весенней природы.
А вот и кусок Самарии: один из районов еврейского поселения Кдумим.
Но, как считает проводник, наша трапеза будет неполной без местных сладостей и мы снова в Палестине.
Выбираем горячие сладости
На тарелке кнафе. Их делают на основе сыра. Вкуснее чем в Шхеме и окрестностях - не пробовал нигде. Во время трапезы пьют холодную воду. На закуску подают кофе.
Сам ресторан построен недавно и аккуратно.
После сытного обеда прощаемся с проводником и окончательно возвращаемся в Самарию. А точнее в Ариэль - ее столицу.
Pазумеется - забор. Как же без него?
Так выглядит вход в университет.
Кампус не такой шикарный, как в Шхеме, но главное ведь не форма - верно?
Смотрим на те места, где побывали
И куда не получилось заехать В этой деревне могилы библейскиx героeв: Иисус Навин с отцом и один из разведчиков Моисея .
Ну вот и дома.
Жена и подрастающее поколение уже вернулись домой с поездки на роликах и скейтах и ожидают нас за столом..
Средний устал и хочет спать.
А младший готов к дальнейшим приключениям.
Но уже поздно, а завтра в школу и на работу. Спокойной ночи. Спасибо, за то, что поездили в этот день со мной.