Один день преподавателя Бауманки на каникулах

Feb 11, 2013 11:50

Всем привет, меня зовут Светлана, мне 39 лет, я живу в Москве и преподаю в МГТУ имени Баумана. О своем рабочем дне я писала здесь, о командировке в Новосибирск - тут, а сегодня я расскажу об одном дне зимних каникул. Когда студенты в массе своей уже сдали сессию, а новый семестр еще не начался, самое время ехать в горы, чтобы покататься на лыжах. Но я хочу показать не покатушки - таких дней в сообществе было немало - а день 2 февраля 2013 года, когда мы с дочкой просыпаемся в альпийской деревушке, спускаемся с высоты 1750 м и попадаем в город Лион, где гуляем и знакомимся с интересными объектами, которые не каждый турист в этом городе видел. Да и город-то Лион не вполне туристический, думаю, в нем побывало не так уж много наших сограждан по сравнению с Парижем, например. Поэтому, надеюсь, будет интересно. Итак, рассказ в 62 фотах.




01. Подъем около 6 утра. За окном со вчерашнего дня не прекращается снег, поэтому деревушка Мерибель-Моттаре, что в Трех Долинах во Франции, видна не очень хорошо. Да и самих гор за стеной снега не разглядеть.



02. Ванно-умывальные процедуры.



03. Дочка еще спит, но пора ее будить.



04. Завтракаем остатками еды. В горах мы обычно живем в апартаментах и готовим сами.



05. Автобус приедет за нами в 7.25. Наши билеты:



06. Дособрали вещи. Закрыли дверь, спустили чемоданы с 4-го этажа. Идем на остановку автобуса. По дороге относим ключ в агенство недвижимости, где мы снимали жилье. На "главной площади" у нижних станций подъемников собрались ратраки - может, к открытию подъемников попытаются как-то ликвидировать снежное безобразие, ибо кататься по свежевыпавшему снегу не всякому в радость:)



07. Погрузились в микроавтобус:



08. Минут через 40 приехали в ближайший город Мутье на автовокзал, здесь нам нужно сделать пересадку. Вот теперь можно видеть и немножко гор:



09. На автовокзале такая вот картинка смешная с горнолыжниками:



10. Автобус до аэропорта Лиона был заявлен в 8.45:



11. Потом стали объявлять, что автобус опаздывает, и наконец он пришел:



12. Выехали только в 9.09.



13. По дороге шел дождь, окружающие горы были в облаках и снегу:



14. На равнине погода начала налаживаться, и на подъезде к Лиону светило временами солнышко.
Выгрузились в аэропорту в 11 часов. Аэропорт в Лионе называется Сент-Экзюпери, почему - об этом мы узнаем позже.



15. Сегодня мы ночуем в Лионе, а завтра вылетаем в Париж. Поэтому заранее нужные для ночевки вещи мы сложили в небольшую сумку на колесиках, а чемодан нужно сдать в камеру хранения. Процедура сдачи нетривиальна - багаж запечатывают в пакет и заставляют везти на стойку регистрации негабаритного багажа. Там его сканируют, клеят наклейку, ты везешь его обратно и только после этого сдаешь. Время:



16. Перекусили прямо в аэропорту, чтобы в городе не заморачиваться - нам к двум часам надо поселиться в гостинице и быть готовыми ко "взятию" города. Идем на железнодорожную станцию, расположенную прямо в аэропорту:



17. А вот и станция - футуристическая крыша с фото 14, вид изнутри:



18. До города ходит трамвайчик Rhonexpress, дорога занимает примерно полчаса. Ксюша, как всегда, коротает время с телефоном:



19. Доехали до вокзала Пар-Дьё, выходим из трамвая:



20. До нашего отеля надо проехать немного на метро. Автоматы по продаже билетов на метро принимают только монеты или карточки, размена нет. У автоматов крутятся мелкие мальчишки восточного вида, показывают билетики и прозрачно намекают. У нас монет не оказалось, а карточку в таком месте светить я не хочу. Видя наше затруднение, подошел очередной пацан, лет шести-семи, показал на пальцах, что 2 билета стоят 3.40, а он нас проведет за 3 евро. Деваться все равно было некуда, он сунул билетик (видимо, на целый день), мы прошли через турникет, отдали ему пятерку. Он стоит, крутится-вертится, я ему по-русски: «сдачу давай!» Пацан накопал в кармане 2 евро, и мы ушли. Идем и думаем - а на выход билетик не нужен, часом? Однако обошлось - турникет на выход открывается просто так. Метро как метро, ничего особенного:



21. Вышли на площади Кордиаль прямо к такой вот красивой церкви.



22. Быстро нашли свой отельчик, где у нас был забронирован номер. Битый час ждали у стойки, когда молодой человек поговорит по телефону, но зато нам дали ключи, хотя двух часов (время поселения) еще не было. Поднялись в номер… Да-а-а, как говорится, бедненько, но чистенько. Мебель и двери покрашены ободранной масляной краской коричневого цвета, а уж вид из окна просто потрясает:



Ну да ладно, нам только переночевать. Зато в самом центре города. Бесплатный вайфай опять же. Передохнули немного, переоделись. В 2 часа мы договорились встретиться у входа в отель с ЖЖ-юзером lyonguide. Я нашла его координаты случайно в тырнете и решила - пусть нам покажет город знающий человек, потому что сами мы походим по улицам, найдем пару-тройку достопримечательностей, и все. Нет, обычно я готовлюсь заранее, читаю отчеты, составляю список объектов, которые бы хотелось увидеть, беру с собой распечатки или путеводитель, то есть сама себе экскурсовод. Но в это раз мы решили прибегнуть к услугам профессионала:)

Без пяти два прибежал мальчик с ресепшен, стучит, мол, гид ваш пришел. Спустились вниз, познакомились, пошли гулять.

23. В Лионе сливаются две реки. Как пишут на русскоязычных картах, Рона и Сона, на самом деле Рон - мужского рода, Сона - женского, что наглядно демонстрирует следующий памятник.



24. Дошли до лионской Оперы - старинного здания, своей надстроенной крышей похожего на вокзал.



25. Рядом с Оперой целый квартал занимает мэрия, иногда в описаниях достопримечательностей ее называют ратушей. Вид на площадь Терро (Terreaux), мэрия на заднем плане:



На фасаде мэрии конная фигура Генриха IV. Изначально там был Людовик XIV, но в революционные годы его снесли, конечно, и восстановили только позже, в Реставрацию, выбрав короля посимпатичнее для народа. В своем рассказе наш экскурсовод постоянно употреблял выражения «до революции», «после революции», и каждый раз мне приходилось бороться с въевшейся в плоть и кровь ассоциацией советского человека - напоминать себе, что это французская революция, а не октябрьская социалистическая!

26. На площади также имеется фонтан с фигурой женщины, рулящей упряжкой лошадей. Делал его архитектор Бартольди (автор статуи Свободы в Нью-Йорке) и первоначально предназначался он для Тулузы, изображая Гаронну с ее притоками. Но с Тулузой что-то не сложилось, потом фонтан увидел на выставке мэр Лиона, захотел приобрести, в-общем, теперь все делают вид, будто фонтан изображает Сону с притоками.



В дальнем углу площади во время революции стояла гильотина. Головы летели непрерывно. Лион якобинцы вообще считали оплотом реакции и хотели в принципе стереть его с лица земли (разрушение было назначено на 12 октября 1793 года) - к счастью, не успели. Так вот, палачом в Лионе долгое время работала женщина. Она одно время служила в армии (прикидываясь мужчиной, естественно), потом ее из-за малого роста демобилизовали, и ее взял в ученики палач. Когда в Лионе открылась вакансия палача, эта женщина устроилась туда. Ее «раскололи» через пару лет - кажется, служанка увидела ее не вполне одетой и поняла, что это не мужчина. Разразился скандал, но, подумав, городские власти оставили ее на работе - нареканий к ней как специалисту за эти годы никаких не было. Позже она вышла замуж. Удивление вызывает только одно: как у нее хватало сил - по-моему, голову отрубить не так-то просто...

27. Недалеко от площади Терро есть шелковая мастерская (Лион - город шелка, как всем известно из уроков истории). Нам показали старые штампы для набивки рисунка на ткань, а также современный процесс нанесения рисунка, когда через металлические рамки с прорезями наносится поочередно краска разных цветов и образует рисунок. Рамки многоразовые, и один и тот же узор можно делать в разных цветовых сочетаниях:



Тут же продают шелковые платочки неописуемой красоты (79 евро со скидкой).

28. Углубляемся в лабиринт лионских улочек. Наш предводитель:



29. Я читала в интернете про «лионские фрески» - очень реалистичную роспись на стенах - и мы пошли к одной такой стене.



30. Дом находится на углу набережной Ла Пешери и улицы ла Мартиньер, и на задней глухой стене его нарисованы окна и балконы, а на балконах стоят выдающиеся граждане Лиона. В верхнем ряду с седлом в руках - врач Клод Буржела, основавший ветеринарную медицину. В нижнем - физик Ампер, правее - Лоран Мурге, основатель кукольного театра Гиньоль, дальше Антуан де Сент-Экзюпери (правда, он в Лионе только родился) со своим Маленьким принцем:



31. На другой стене изобретатель ткацкого станка Жаккар:



По пешеходному мостику, качающемуся под ногами, мы перешли Сону и углубились в Старый Лион около церкви Сан-Поль. Над крышами торчит... нет, не Эйфелева, хотя очень похоже, а местная "железная башня", или башня Фурвье, сейчас она используется как ретранслятор:



33. В Лионе много домов, построенных в тосканском стиле, с выходящими во внутренний двор галереями, винтовыми лестницами и прочим. Так строили во времена Возрождения.



34. Внутренний двор.



35. Во многих дворах сохранились средневековые колодцы:


36. Часовая мастерская. Тут снимался какой-то известный фильм, но я забыла. Отмечаем время:



37. Улица-лестница:



38. Очередная винтовая лестница во внутреннем дворе:



39. Эта лестница необычна: она построена без центрального столба:



40. В Старом Городе, который расположен на склоне холма Фурвье (Fourvière), продольные улицы (более-менее горизонтальные) - это обычные средневековые улочки с канавкой водостока посредине, а перемычки между ними часто представляют собой просто переходы, соединяющие улицы и внутренние дворы. Эти переходы иногда целиком расположены внутри зданий, закрыты дверями и называются трабулями (traboules). В квартале ткачей Круа Русс трабули немного не такие, как в Старом Городе. Они были построены позже, во время освоения склонов холма перебравшимися туда ткачами и предназначались для быстрой транспортировки тюков шелка и изделий из него, укорачивая путь из улицы в улицу и оберегая от дождя и снега. В нескольких кварталах города насчитывается около 230 трабулей (по некоторым данным, до 400). Нам показали несколько штук. Иногда вход оказывался закрыт на кодовый замок, но его в большинстве случаев можно открыть, набрав 0.



41. К кафедральному собору Иоанна Крестителя мы подошли как раз в 4 часа, когда отбивают время старинные астрономические часы в соборе. Сначала на верхушке часов вертится галльский петух, потом выходят ангелы, Дева Мария, пролетает дух святой и бьет колокол.



42. Один циферблат показывает час (по окружности два раза повторяются цифры от I до XII и имеются две стрелки), второй минуты, а на третьем - календарь церковных праздников до 2019 года.



43. Строительство собора началось еще в XII веке. В соборе имели место несколько важных событий: здесь проходила коронация одного из Пап, венчались Генрих IV и Мария Медичи, Ришелье получил свою кардинальскую шапочку. Своды собора:



44. Вход в собор украшен затейливой резьбой и разными фигурами. Над правой дверью у фигурок святых сбиты почти все головы - это гугеноты в 1500-каком-то году захватили город, они вообще против изображений святых, кроме того, участникам погрома за каждую голову давали по бутылке вина.



45. И, наконец, общий вид собора Сен-Жан:



46. Еще в старом Лионе есть музей миниатюр и кинодекораций. Музей расположен в так называемом Доме адвокатов, тоже построенном в тосканском стиле:



47. Мы зашли только в холл, но и там есть витрины с некоторыми декорациями и объектами, которые снимали в известных фильмах - динозаврами из «Парка юрского периода», роботами и инопланетянами из «Звездных войн» и т.д.:



48-49. Миниатюры весьма реалистичны:





Хозяин музея стоял в дверях и мило беседовал с посетителями. Он покупает у киностудий после съемок разные штуки и выставляет их, а миниатюры делает сам.

50. Недалеко от кафедрального собора находится еще одна шелковая мастерская. Там работает чуть ли не последний ткач в старом городе.



51. Станок системы Жаккара 200-летней давности во вполне рабочем состоянии:



Когда-то на станке мог работать мастер с двумя-тремя подмастерьями, которые помогали делать переплетение нитей в нужном порядке. Но после изобретения Жаккаром станка нового типа, где очередность переплетения задавалась с помощью специальной перфокарты, на станке стал работать один человек, а производительность увеличилась вдвое. Это вызвало подъем текстильной промышленности, в Лионе, в частности - производства шелка. Современные автоматические станки, конечно, гораздо круче во многих отношениях, но, если нитей более 160, то автоматика уже не справляется, надо делать вручную. А на тканях, которыми обивали стены королевских дворцов, и по 400 нитей использовалось. В Лионе есть еще мастера, которые такие ткани делают, и реставраторы старинных интерьеров и мебели в случае необходимости обращаются к ним.

52. А это машинка для плетения тесьмы из золотых и серебряных нитей. Мастер показал нам ее в действии, и Ксюше тоже за ручку покрутить разрешил:



53. Детали Старого Лиона:



Потом мы поднялись на фуникулере на вершину холма Фурвье, где, собственно, и было основано галльское поселение Лугдунум, давшее начало городу. Про историю города можно кратко почитать например, в Википедии.
Уже темнело, и на холме дул сильный и холодный ветер.

54. Город с высоты:



55. Красавица базилика Фурвье, "родная сестра" парижской Сакре-Кёр:



56. Погревшись в нижней части базилики (в верхнюю, к сожалению, не пускали), мы спустились к римскому амфитеатру. Римляне захватили галльское поселение, существовавшее здесь с 600 годов до н.э., примерно в I веке до н.э. Лугдунум стал столицей Галлии, и амфитеатр называют "амфитеатром трех Галлий" (Галлия была разделена Римом на 3 части, объединяющим центром которых стал Лион).



57. Спустившись вниз на другом фуникулере, мы доехали на метро до нашей станции. Уже стемнело и, выйдя на берег Соны, можно было полюбоваться подсвеченной церковью на холме:



58. Недалеко от отеля есть пешеходная улочка Мерсьер, где есть много ресторанчиков, в том числе традиционный лионский бушон, где подают разные местные блюда вроде запеченной свиной ноги или пирога с требухой. Но нам туда не захотелось, и мы пошли в другое кафе:



Поесть во французских заведениях можно с 12 до 14 и после 19 часов, в остальное время только выпить:) Так что мы заказали себе горячих напитков и стали ждать, пока станут кормить.

59. Наконец-то в повествовании появляется физиономия довольного автора:



Счет принесли сразу же с заказом. Мы посидели-посидели, позвали официанта и сказали, что кушать хочется. Меню он принес, деньги за напитки забрал и сказал, что поесть надо идти в другую часть зала, за перегородкой. Пришлось пересаживаться. Заказали себе: я равиоли с чем-то и фуа-гра, а Ксюша - сложнопроизносимое блюдо из запеченного в тесте мяса, грибов, чего-то еще, украшенное вареным раком.
60.


Мы долго разделывали зверя при помощи вилки и ножа, потом съели, как могли.

61. Приползли в отель:



62. И почти сразу, немного посидев в интернете, завалились спать - на завтра было заказано такси в 7 утра. Наш котик всегда с нами, хотя бы виртуально (кроме того, во время поездки мы периодически связывались с родиной по скайпу и могли лицезреть, как он сует усы в камеру):



А назавтра мы улетели в Париж, и там тоже гуляли, а потом улетели в Москву, и наш багаж по дороге потерялся, но это уже совсем другая история... Надеюсь, было интересно!

Франция, 36-45, женщина, преподаватель, Лион, 2013, путешествие

Previous post Next post
Up