Основная тема настоящей статьи - это тема возобновления сборов с населения на капитальный ремонт в рамках региональной программы создания фонда капитального ремонта.
Если коротко, то суть программы в том, что теперь вводится новый сбор с собственников жилых помещений, минимальный размер которого в г.Москве на 2015 г. установлен в размере 15 руб./м2, и далее этот минимальный размер будет ежегодно корректироваться с учетом индекса потребительских цен. Такой порядок установлен Правительством г.Москвы, а сама программа проведения капитального ремонта в жилом фонде г.Москвы рассчитана на 30 лет, и большинство домов в г.Троицке, в частности, запланировано к ремонту на 2039-2041 годы (т.е. на конец программы). При этом никакого способа индексирования этих накоплений про граммой не предусмотрено, а размер затрат на проведение ремонта - как придет время - будет ограничен нормативным актом субъекта Федерации (ч.4 ст.190 ЖК РФ). Т.е. возможно такое, что региональный оператор капитального ремонта потратит на ремонт значительно меньше, чем вами накоплено - в соответствии с предельным размером стоимости ремонта, установленным Правительством Москвы.
Сразу оговоримся, что избежать этих платежей не удастся. Как ни крути - формирование фондов капитального ремонта предусмотрено законом - Жилищным Кодексом. А сбор
денег в эти фонды предусмотрено начать после принятия региональной программы капитального ремонта, в которую должны быть включены все 100% домов жилищного фонда субъ-
екта Федерации (ч.2 ст.168 ЖК РФ). И притом, что к этой программе возникает естественное недоверие, избежать сбора денег с населения под ее реализацию не удастся. Но что можно - так это в значительной степени минимизировать связанные с этим риски.
Суть в том, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 г. №833-ПП, в срок до 01.07.2015 нам предстоит выбрать и реализовать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта:
это либо (1) формирование фонда капитального ремонта на специальном счете,
либо (2) - в виде ответных обязательств регионального оператора (ч.3 ст.170, ч.2 ст.181 ЖК РФ).
В первом случае происходит накопление денег на специальном счете каждого многоквартирного дома, владельцем которого (по решению общего собрания) может быть назначено либо ТСЖ, либо жилищный кооператив, либо любой другой потребительский кооператив (например, кооператив потребителей коммунальных услуг), либо управляющая компания. Статус такого специального счета определен в ст.175-177 ЖК РФ.
При этом в любой момент в будущем владелец счета может быть изменен по решению общего собрания. Во втором случае деньги уходят на счета регионального оператора, и
используются им для ремонта других домов (ч.3 ст.168, ч.1 ст.182 ЖК РФ).
При этом у регионального оператора возникает ответное обязательство провести капитальный ремонт вашего дома в 2039-2041 г.г.
Преимущества и недостатки обеих способов следующие.
Если вы захотите изменить вла дельца специального счета - это ваше решение должно быть исполнено владельцем счета в месячный срок (ч.6 ст.173 ЖК РФ). Чтобы уйти от
регионального оператора - понадобиться 2 года (ч.5 ст.173 ЖК РФ). При этом оператор отдаст деньги по номиналу - без процентов. И безо всяких инфляционных корректировок.
Ещё одно важное преимущество формирования фонда в виде специального счета - это то, что в этом случае вы (общее собрание) можете приостановить свои обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по достижении фондом некоего минимального размера (ч.8 ст.170 ЖК РФ), который может быть установлен законом субъекта Федерации.
Если не установлен (пока не установлен), то его можно установить решением общего собрания. И далее - можно самостоятельно принимать решение о сроках проведения и объемах работ по капитальному ремонту.
Кроме того, эта ситуация предоставляет собственникам жилых помещений гораздо больше возможностей по контролю за расходованием средств фонда (ст.177 ЖК РФ). В случае же
расходования средств этого фонда региональным оператором - никаких средств контроля у собственников нет (ст.182 ЖК РФ).
Одновременно понятно, что наиболее интересный вариант для чиновников - это стимулировать принятие решений (собственниками помещений многоквартирных домов) о формировании фонда капитального ремонта у регионального оператора.
В этом случае и контроль меньше, и управление находится полностью в руках регионального оператора, а возможностей для злоупотреблений-больше.
При этом следует оговорить, что контроль за сохранностью фонда капитального ремонта в обоих случаях предполагается передать в руки органа государственного жилищного надзора - видимо, Мосжилинспекции (ст.172 ЖК РФ).
Т.е. следует ожидать, что органы МСУ будут всячески способствовать тому, чтобы средства фондов капитального ремонта были отданы региональному оператору. Способствовать этому можно, например, путем фальсификации решений общих собраний собственников. Либо более простым способом - через признание общих собраний несостоявшимися, либо через то, что решения общих собраний не реализованы в срок до 01.07.2015. В этом случае простым решением органа МСУ эти фонды передаются региональному оператору (ч.7 ст.170 ЖК РФ).
Для желающих же минимизировать такие риски - придется напрячься, и провести общее собрание собственников жилых помещений своего дома по выбору способа формирования фонда капитального ремонта.
При этом наиболее оптимальным представляется формирование фонда на специальном счете, владельцем которого в лучшем случае должен быть ваш собственный жилищный кооператив, осуществляющий управление домом, в худшем - управляющая организация. Во всяком случае, в будущем, владельца счета всегда можно переиграть в течение месяца.
Однако, если ваш дом действительно старый, и в нем требовалось проведение капитального ремонта ещё на дату приватизации первого жилого помещения в нем, то вам следует требовать проведения капитального ремонта у регионального оператора за счет бывшего наймодателя - государства или муниципалитета.
Обязанность провести капитальный ремонт у бывшего наймодателя возникла вследствие ст.16 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ». И ваш дом - в силу ч.3 ст.168 ЖК РФ - должен быть вставлен в региональную программу в первоочередном порядке. Информацию о том, в каком году запланировано отремонтировать именно ваш дом, можно найти в Приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 29.12.2014 г. № 832-ПП, которое в Интернете можно скачать здесь:
http://dom-i-dvor.info/userfiles/file/Normat_documents/programma-kapremonta-prilozhenie-k-postanovleniyu-832_pp.pdfДля желающих идти по первому пути - пути создания фонда капитального ремонта на специальном счете - следует обратить внимание на ч.4 ст.170 ЖК РФ, где описаны требования к решению общего собрания, чтобы оно было реализуемым. Как правильно провести общее собрание,и как правильно оформить и реализовать его решение - об этом, если мы успеем до 01.06.2015, то расскажем вам в следующем выпуске газеты.
Историческая аналогия:МММ
- если кто не помнит -это первая в постсоветской России финансовая пирамида, построенная на том, что прибыль первых ее участников формировалась за счет взносов последующих участников (за вычетом издержек на содержание кучки аферистов, обслуживающих строительство этой пирамиды). И рано или поздно пирамида эта обречена была обрушиться, поскольку требовала геометрического расширения базы новых участников. Закончилось это тем, что организатора пирамиды- Сергея Мавроди - посадили в тюрьму, а инициативу по строительству новой финансовой пирамиды перехватил небезызвестный в народе своими талантами Анатолий Чубайс.
Име нно с его подачи и под его руководством началось в марте 1997 г. раскручивание пирамиды ГКО (государственных краткосрочных облигаций) со 100-150%-й годовой доход-
ностью, закончившееся обрушением этой пирамиды в августе 1998 г.
Чубайс в то время был первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, и одновременно министром финансов. И именно в этот период министерство
финансов через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка - т.е.занималось прямым пирамидостроением. Дефолт по ГКО - как мы помним - объявил соратник Чубайса по блоку «Союз правых сил» - технический премьер-министр Сергей Кириенко. Принципиально обвала этой пирамиды можно было избежать, но жадность - не позволила вовремя остановиться.
И потому у нас нет никакой уверенности в том, что любая новая пирамида имеет хоть какой-то шанс удержаться, и выйти в режим хоть сколько-нибудь длительного нормального функционирования без ее обрушения. Наоборот, как показывает практика, любое пирамидостроение при капитализме заведомо обречено на обрушение, поскольку при капитализме жадность - как известно - не порок.
Так было с разными версиями МММ от Сергея Мавроди (всего их было три - МММ, Stock Generation, МММ-2011), так было с ГКО, так сейчас происходит с бесконечно реформируемой системой Пенсионного обеспечения, и так будет с фондом капитального ремонта… Если его отдать в руки регионального оператора.
Владимир Семенов
Сборы на капитальный ремонт возвращаются,
или Новая МММ
Комментарий редакции:Цель указанных в статье инноваций,связанных с фактическим навязыванием чиновниками всех уровней власти г. Москвы, идеи копить деньги жителей на капремонт, в так называемом,
«общем котле» регионального оператора, можно понять. Общий объём коррупции в стране, по сведениям главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова-300
млрд. долларов в год, это 15 триллионов рублей по сегодняшнему курсу.
Правительство РФ и Правительство Москвы, через депутатов провокаторов в подконтрольной им Госдуме и Мосгордуме, пытаются поспешно реализовать свои идеи, позволяющие компенсировать разворовываемые государственные деньги через грабительские поборы с населения за капитальный ремонт многоквартирных домов. Реализовывать Закон в редложенном виде, по меньшей мере, ПРЕСТУПНО поьотношению к населению страны.