Предложения по организации местного самоуправления в ТиНАО г. Москвы.

Apr 19, 2015 17:17


Рубрика НА СУД ОБЩЕСТВЕННОСТИ-Предложения по организации местного самоуправления в ТиНАО г. Москвы. В материалах статьи:
- показана специфика местного самоуправления в столице, где роль участия населения в управлении мегаполисом и в контроле работы властей при сложившейся административно-командной системе управления в Старой Москве, практически сведены к нулю, и отмечены последствия такой системы для ТиНАО;
 - сформулированы конкретные предложения по организации местного самоуправления в поселениях и Административных округах ТиНАО г. Москвы, дающие возможность формирования демократичной контролируемой общественностью власти на местах и обеспечению наиболее тесной связи населения с законодательными и исполнительными органами местного самоуправления.
 -А также возможность эффективного решения проблем городских и сельских поселений на всех уровнях власти. И самое главное возможность вовлечь население в управление мегаполисом.

Прежде всего напомним, что в ТиНАО входят: Троицкий Административный округ (ТАО) г. Москвы №39 (включающий 10 поселений) и Новомосковский Административный округ (НАО) г. Москвы №38 (включающий 11 поселений). Это новые округа с населением около 250 тыс. человек, созданные на присоединённых к Москве территориях, увеличили площадь Старой Москвы на 148 тыс. га (в 2,4 раза).
  Согласно ч.1 ст.1 Устава г. Москвы, город Москва является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации. Устав имеет форму закона города Москвы и действует (в редакции Закона г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 29) на всей территории города Москвы. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований - согласно ч.2 ст.6 Устава. Общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются (ч.5 ст.6 Устава). Т.е. Москва как город в целом - не является муниципальным образованием, однако на ее внутригородских территориях могут организовываться муниципалитеты со всеми атрибутами местного самоуправления* * С мая 2014 года законодательством Российской Федерации предусмотрено семь видов муниципальных образований. Это: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район.  В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. А в городах федерального значения местное самоуправление предусмотрено только на внутригородских территориях. Что в силу множественности последних не допускает возможности организации местного самоуправления на территории всего города в целом.
В Москве, как и в Российской Федерации, административно - территориальные единицы низового уровня носят название муниципальных районов (муниципальных округов).
В Москве число муниципальных районов (округов) по состоянию на 1 января 2014 года - 146.
Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра города Москвы.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений - гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти в ТиНАО
Полномочным территориальным органом исполнительной власти субъекта Федерации в ТиНАО является Префектура ТиНАО. Префектура подведомственна Правительству Москвы и осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 № 140-ПП. Префектура в ТиНАО пока общая.
В то же время, законом города Москвы (в ред. От 27.06.2012) присоединенные с 01.07.2012 г. к городу Москве муниципальные образования ТиНАО сохраняют статус и объем всех полномочий по решению вопросов местного значения, который существовал у них до включения в состав Москвы.
Эти обстоятельства создали, по сути, «двоевластие» на присоединённых к Москве территориях.
О сложившемся «двоевластии» в ТиНАО
На территориях ТиНАО до настоящего времени действуют два исполнительных органа власти: Префектура ТиНАО (с полномочиями Префектуры административного округа г. Москвы) и исполнительные органы
местного самоуправления поселений ТиНАО (с полномочиями, предусмотренными Уставом Поселения).
Префектура ТиНАО контролирует, распоряжается и распределяет муниципальным округам ТиНАО финансовые и иные средства, выделяемые Правительством Москвы для развития новых территорий.
О проблемах местного самоуправления в Москве Москва - город федерального значения, имеющий двойной статус - столицы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, где, в соответствии с Конституцией РФ, существует три уровня власти - федеральная, субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако в Москве органы местного самоуправления практически бесправны, поскольку реальное управление осуществляют Управы районов (как органы исполнительной власти субъекта Федерации в районах г. Москвы). В этом случае достичь полного совпадения государственных и местных интересов, практически невозможно. В столице, существует, по сути, система административно-командного управления. Большинство вопросов районного масштаба решаются управами, непосредственно подчиненными префектам и мэру. Районная исполнительная власть никак не зависит от избирателей, а влиять на ситуацию жители могут только через жалобы на имя мэра, префекта или Президента страны. Существующая централизация управления и отсутствие контроля над действиями районной и окружной администрации со стороны органов МСУ и общественности приводит к серьезным политическим и социальным издержкам*, которые официально органами власти Москвы не признаются и замалчиваются.

*Указанные издержки особенно наглядно видны на примере строительства: интересы строительных монополий и различного рода лоббистов ставятся выше интересов жителей, выше интересов перспективного комплексного развития районов (округов), выше законов. Фактическое слияние городской и местных властей не оставляет возможностей для их взаимного контроля, порождает круговую поруку и создаёт условия для коррупции.

Более того, нет чёткого разграничения полномочий в решении городских проблем, которые должны иметь государственные органы власти города федерального значения и городские органы МСУ.
В частности, чётко не разграничены: 1. Вопросы, относящиеся исключительно к общегородским (государственным), обеспечивающие принцип единства городского хозяйства; 2 Вопросы, по которым полномочия должны быть разделены между городом и муниципальными образованиями в сравнимых объемах.
3. Остальные вопросы являются вопросами местного значения, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ. Согласно закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 № 56 (в ред. от 16.07.2014) к предметам ведения МСУ муниципальных районов (округов) отнесено в статье 8 этого ЗАКОНА.

В Новой Москве недопустима ситуация, когда органы местного самоуправления г.о. Троицк озабочены только одним - как противостоять давлению Москвы и как избавиться от московской экспансии* (trv-orod trovant.ru). .

*Комментарий редакции: Нужно не искать способы, как противостоять давлению Москвы, нужно искать всяческие пути, чтобы Троицк - Наукоград, как Административный центр поселений ТАО, стал стартовой площадкой - главной точкой роста для Новой Москвы, её гордостью, а не позором. Нужно нам предложить наше видение будущего развития Троицка -Наукограда, предложить стратегию его развития во всех сферах жизнедеятельности города, и отстаивать это руководством всех органов МСУ на всех уровнях власти. К сожалению МСУ г.о. Троицк до настоящего времени не предоставило по просьбе мэра Москвы С.Собянина своей программы (перспектив) развития Троицка как Наукограда в Новой Москве.
В заключение следует отметить, что возможности эффективного развития системы самоуправления в Москве в рамках «административной вертикали» исчерпаны. Возникший застой в развитии МСУ ведёт: к деградации всей системы власти, к потере возможности вовлечения населения в управление мегаполисом, к потере связи населения с законодательными и исполнительными органами местного самоуправления. Управление в Новой Москве должно быть устроено иначе.
О последствиях «двоевластия» в ТиНАО. После присоединения новых территорий к Москве её жители, вместо щедро обещанных льгот, получили большое число проблем в различных сферах жизнедеятельности их поселений. Сложилась ситуация при которой действия исполнительных органов Префектуры ТиНАО г. Москвы, связанные с проведением реорганизаций муниципальных учреждений города, осуществлялись поспешно без учёта интересов и мнения жителей. При этом местная власть самоустранилась от решения многих проблем города и его жителей,
якобы относящихся к полномочиям Москвы, а Москва, в свою очередь, ссылается на местную власть, которой Постановлением Правительства Москвы на переходной период переданы все полномочия по решению местных проблем.
О последствиях реорганизации здравоохранения в г.о.Троицк Ниже приведены, в качестве примера, созданные Москвой проблемы г.о.Троицк и его жителям в результате проводимой реорганизации в важнейшей социальной сфере - здравоохранении. Реорганизация, которая существенно ухудшила доступность и качество оказания медицинских услуг населению*.
* В частности: в г.о. Троицк - Административном центре ТАО, после присоединения к столице количество населения обслуживаемого медперсоналом Троицкой больницей увеличилось на 22 тыс. человек, что создало серьёзную нагрузку на поликлиническую службу и большие проблемы жителям поселений ТАО. А именно: огромные очереди в регистратуру городской поликлиники и недопустимо большое время, чтобы попасть на прием к врачу и пройти нужные обследования. Это приводит, в первую очередь, к запущенным онкологическим заболеваниям и увеличению смертности от них. В городской поликлинике ликвидированы детский и взрослый стационары, больных отвозят в больницу, принадлежащую Российской Академии Наук (РАН) в Троицке, где почти все услуги платные, либо в медицинские учреждения г. Москвы. Последнее создаёт большие проблемы близким и родственникам пациентов для их посещения. Были случаи, когда больных не успевали довезти до больниц из- за дорожных пробок, и они умирали в пути. Фактически ликвидирована шаговая доступность жителям многих поселений в получении медицинских услуг. В больнице РАН и в дневных стационарах города часто отсутствуют необходимые для лечения лекарства. Из - за различного рода бюрократических препонов получить нужные льготные лекарства, нужную справку, или направление к врачу, стало крайне сложно. В частности, получить справку ветерану или инвалиду только для постановки его в очередь на санаторную путёвку, требует теперь больших затрат времени (до года), нервов и сил, поскольку выдачу такой справки осуществляет теперь не врач терапевт, как прежде, а зав. отделением поликлиники после представления ей лично результатов многочисленных обследований. Даже сдать анализы крови стала проблемой ( из - за больших очередей - до 300 чел., а иногда из- за отсутствия даже пробирок). Ощущается нехватка высококвалифицированных медицинских кадров всех уровней. Медицинские страховые компании Московского городского фонда Обязательного медицинского страхования (МГФ ОМС), осуществляющие финансовое обеспечение медицинских учреждений, определяют порядок предоставления медицинской помощи непосредственно на местах. Посреднические учреждения системы МГФ ОМС, устанавливающие критерии оценки работы врачей и медучреждений в целом, фактически диктуют врачам какими лекарствами лечить, какими средствами оснащать те или иные учреждения, и как их реорганизовывать.
Проводимая реформа (реорганизация) по «оптимизации здравоохранения» превратила медицинских работников в бумажных бюрократов, которым некогда заниматься пациентами и уделять им должное внимание, поскольку их деятельность оценивается не по числу спасённых жизней и вылеченных больных, а по «красиво составленным отчётам» и количеству принятых больных. Реформа ограничивается решением тактических, а не стратегических задач здравоохранения. К сожалению, местные СМИ, местная власть и департамент Здравоохранения г. Москвы создают радужную картину в части доступности, своевременности и качества оказания медицинских услуг населению ТАО, далеко не соответствующую действительности.
О роли представительной власти в Большой Москве
Роль представительной (законодательной) власти местного самоуправления, определяющей законы и правила по которым должна работать исполнительная власть недооценивается. Исполнительная власть, как отмечает бывший депутат и мэр г.о.Троицк В.Сиднев (а он знает что говорит) не очень считается с законодательными органами и практически все её полномочия забирает на себя. Деятельность этих органов власти во многих поселениях ТиНАО фактически парализована. Более того, в 2014 году Правительство Москвы приняло закон, по которому все депутаты 5 го созыва Мосгордумы, кроме тех, кто возглавляет профильные комитеты, будут работать не на освобождённой основе. Закон прият, якобы, в целях экономии финансовых и иных средств, но это не тот случай, когда нужна такая экономия. Экономия средств, необходимых для эффективной работы депутатов, их помощников, и работы на постоянной основе профессиональных юристов, приведёт к парализации правотворческой и иной деятельности депутатов Мосгордумы, к диктату исполнительной власти и бездумному голосованию.
Начало формы
Конец формы
Недавний скандал, когда самые отъявленные думские клоуны честно объяснили прессе, что они клоуны - ничего не решают, и могут лишь запрещать, поскольку разрешать может только Кремль (МК №33 от 18.02.2015г.).

Госдума о местном самоуправлении.
Задачи развития местного самоуправления, особенно в Москве, сопряжены с задачей реформы всей системы управления в Москве.
В мае 2014г. Госдума приняла поправки к закону о местном самоуправлении (МСУ), одобренные Советом Федерации, позволяющие избирать Глав администраций поселений (сити-менеджеров - профессиональных управленцев) депутатами местных парламентов из своего состава (в этом случае сити-менеджер становится полновластным мэром, а его депутатские полномочия прекращаются), а также избирать главу администрации на конкурсной основе. Эксперты называют предложенную схему формирования власти на местах наиболее демократичной в рамках реформы местного самоуправления (МСУ).
Как отмечает газета Коммерсант от 26.01.2015г., поправки появились в связи с тем, что отдельные муниципалитеты отказываются исполнять решение региональных законодателей по реформе МСУ - не вносят соответствующие поправки в Устав под различными предлогами.
Глава аппарата думского комитета по МСУ Игорь Бабичев отметил, что это не последние поправки к закону о МСУ - “Думаю, его еще будут подчищать. Минюст, например, подготовил пакет поправок к ряду отраслевых законов о полномочиях МСУ” - сказал он.
Изложенные ниже предложения по структуре и организации местного самоуправления в ТиНАО основаны на анализе указанных выше обстоятельств, на анализе опыта работы
местных органов самоуправления г.о. Троицк с 2003 по 2015 г.г., и с учётом утверждённых Госдумой поправок к закону о местном самоуправлении.

Предложения по организации выборов в органы МСУ поселений
1. Представительный (законодательный) орган местного самоуправления - Совет депутатов (поселений)
- традиционно выборный орган избирателями поселений*.
*Для проведения выборов депутатов в поселениях крайне важно законодательно на местном уровне установить обязательный порог явки избирателей не ниже 50 %. Это позволит сделать выборы более демократичными и легитимными, и снизить влияние на итоги выборов всесильного Административного ресурса.
2. Исполнительный орган местного самоуправления поселения:
2.1. Глава администрации (городского округа, сельского поселения), избирается в соответствии с принятыми Госдумой поправками к закону о местном самоуправлении: либо депутатами местных парламентов из своего состава, либо из числа отобранных конкурсной комиссией кандидатов на эту должность*.

*Избрание Глава администрации в этих двух случаях должно проводиться на конкурсной основе - на конкурсе предлагаемых претендентами программ развития поселений. При этом в конкурсной комиссии должны обязательно принимать участие представители общественности с правом голоса.

2.2. Исполнительно распорядительный орган - Администрация муниципального округа (поселения) избираются на конкурсной основе* из предложенных кандидатур избранным Главой поселения, согласованных Советами депутатов поселения с участием представителей общественности с правом голоса.

* Избрание на основе конкурса предъявленных кандидатами программ (предложений) развития поселения, учитывающих интересы и предложения жителей поселения.

Предложения по выборам руководителей муниципальных учреждений и служб
Руководители муниципальных учреждений и служб поселений должны избираться на конкурсной основе, по представлению кандидатур Главой поселения, с учётом мнения общественности, и
утверждаться Советом депутатов*.

*Избрание на основе конкурса предъявленных кандидатами программ (предложений) развития поселения в соответствующей сфере его будущей деятельности с учетом интересов и предложений жителей поселения.
Предложения по управлению Административными округами ТиНАО
Предложения по организации местного самоуправления в Административных округах включают: 1. Создание Координационного законодательного органа Административного округа г. Москвы - Совета депутатов округа, формируемого из представителей депутатов и представителей общественности с правом голоса от каждого поселения округа. Указанный Совет избирает из своего состава на конкурсной основе Председателя Координационного Совета. 2. Создание Управы округа - территориального органа исполнительной власти округа, формируемого из Глав администраций поселений округа, или их полномочных представителей, которые избирают из своего состава с участием представителей общественности поселений на конкурсной основе - Председателя Управы округа. Координирует и возглавляет деятельность Управы округа - Префект Административного округа с полномочиями Префектуры ТиНАО, которые определёны постановлением Правительства Москвы*.
*Префектуру ТиНАО со всеми её департаментами и службами нужно ликвидировать, взяв только положительный опыт её работы, после системного анализа её деятельности, и передать её Полномочия в Управы округов.
Предложение по выбору Префекта Административного округа
3. Префекты Административных округов ТиНАО г. Москвы должны избираться на конкурсной основе из предложенных кандидатур мэром Москвы, согласованных с Советом депутатов и Управой округа, и утверждаться депутатами Московской городской Думы.
О необходимости реформирования МСУ
Как известно, рабочая группа по реформированию МСУ была создана по поручению президента
В. Путина. Авторы поправок обобщили опыт и предложения из многих регионов России.
В пояснительной записке рабочая группа отметила, что «в крупных городах произошла потеря связи между населением и городской властью, поэтому слабо контролируемая власть нередко оказывалась малоэффективной, а её деятельность сопровождалась коррупционными скандалами».
Для устранения этих проблем, по мнению рабочей группы, необходимо распространить двухуровневую модель организации МСУ на крупные городские округа.
По этому поводу Мэр Москвы С.Собянин отметил, что главное из всего, что необходимо сделать городу, - это вовлечь население в управление мегаполисом. Для этого необходимо постоянное взаимодействие властей с населением и обмен мнениями. Жители должны иметь возможность контролировать работу властей и реализацию городских проектов, давать свои замечания и предложения, а город должен активно реагировать на все их инициативы и нужды. При нынешних реалиях жизни реализовать это крайне сложно*.
*Это подтверждает пример сложившейся системы МСУ в г.о.Троицк, где три должностных лица(мэр нынешний, мэр предыдущий и бессменный с 2003г. Председатель Совета депутатов) узурпировали власть в городе. Эта реальная власть в Троицке, не считающаяся с мнением и предложениями жителей и их общественных объединений, подмяла под себя ВСЁ и ВСЕХ в городе. Она, как стало известно, не намерена исполнять указанное выше решение законодателей по реформе МСУ и вносить изменения в Устав. Этой власти и её покровителям крайне выгодны прямые выборы Мэра, записанные в Уставе города, поскольку используя всесильный Административный ресурс при низкой явке избирателей, она всегда, с издевательской усмешкой, проводит во власть нужных им людей. Местная власть в г.о.Троицк, как многократно отмечалось в общественных газетах, погрязшая в градостроительных аферах и коррупции стала не только тормозом, но и опасным фактором развития Троицка - Наукограда в составе Большой Москвы. Реализация вышеизложенных предложений по организации МСУ в ТиНАО - жизненно необходима.
Заключение
В материалах статьи: показана специфика местного самоуправления в столице, где роль участия населения в управлении мегаполисом и в контроле работы властей при административно-командной системе управления, практически сведена к нулю. Основная цель изложенных конкретных предложений по организации местного самоуправления в поселениях и Административных округах ТиНАО г. Москвы, это: возможность формирования демократичной контролируемой общественностью власти на местах и обеспечению наиболее тесной связи населения с законодательными и исполнительными органами местного самоуправления. А также возможность эффективного решения проблем городских и сельских поселений на всех уровнях власти. И самое главное возможность вовлечь население в управление мегаполисом.

Совет Общественного движения Активист г. Троицка
по защите прав населения (www.od-aсtiv.ru)
Председатель Совета Тел. 8 (91б) 195-88-71, slepovich+yandex.ru И.А.Слепович

Совет депутатов, Новая Москва, ТиНАО

Previous post Next post
Up