asriyan
интересуется,
как объясняли себе англичане войну против России?
Наткнулся в книжке на реплику английского офицера, вернувшегося с
Крымской войны: "Надо же было преподать урок царю Николаю!" И ниже: "Ну, да,
мы там воевали, чтобы наши родные могли спокойно жить у себя дома..."
А ведь, в самом деле, как они себе объясняли эту войну?
[...] Войну никаким боком за ооронительную не выдашь, колониальной -
после которой страна прирастает новыми территориями и туземцами - тоже явно не
является... Они, конечно, и тогда Росиию полагали "не очень Европой" и
совестью особо не угрызались, но должно же быть объяснение на человеческом
уровне?
Есть весьма любопытный сборник публицистических статей Карла Маркса того
времени для английской и американской печати, собранных позднее вместе и
переизданных его дочерью: K. Marx, “The Eastern Question”, London, 1897.
Англо-турко-французское вторжение в Россиию концептуализируется как поход Света
Цивилизации против Тьмы Деспотии, в духе крестовых походов и Толкина,
как продолжение цивилизационной вражды и борьбы Запада против Византии.
Накануне вторжения Маркс пишет:
«великое движение 1789 г. вызвало к мощной
деятельности грозной природы антагониста [России] - Европейскую Революцию,
взрывную силу демократических идей и врожденной человеческой жажды свободы.
Начиная с этой эпохи, на европейском континенте есть только две силы - Россия
и Абсолютизм, и Революция и Демократия. В настоящее время Революция выглядит
подавленной, но она жива, и ее так же боятся, как и прежде. [...] Но если
Россия войдет в обладание Турцией, сила России возрастет почти вполовину, и
она станет преобладать над остальной Европой, вместе взятой. Каким невыразимым
бедствием было бы это для революционного дела.»
«Поддержание независимости Турции или, в случае
возможного распада Оттоманской империи, воспрепятствование русским планам
присоединения [славян], является делом важнейшего значения. В этом вопросе
интересы революционной Демократии и Англии идут рука об руку. Недопустимо
также позволить Царю сделать Константинополь одной из его столиц [...]»
«Династия Рюрика перенесла, вскоре после
основания Русской Империи, свою столицу из Новгорода в Киев, чтобы быть ближе
к Византии. В 11 веке Киев подражал [...] Константинополю и нарекался “второй
Константинополь” [...] Религия и цивилизация России - потомки Византии [...]
Когда греческие императоры сменились султанами, гений древней Византийской
империи пережил это изменение [...], и если бы султаны сменились Царем,
Византия воскресла бы к жизни с влияниями более деморализующими [для западной
цивилизации], чем при древних императорах [...] Смысл борьбы между Западной
Европой и Россией за владение Константинополем - падет ли византизм перед
западной цивилизацией, или антагонизм его возобновится в более ужасной и
покоряющей форме, чем когда бы то ни было. Константинополь - золотой мост
между Западом и Востоком, и западная цивилизация, подобно солнцу обходя мир,
не может не пройти по этому мосту; а пройти она по нему не может без борьбы с
Россией. Султан управляет Константинополем только до прихода Революции, и
нынешние условные сановники Западной Европы, обнаруживая сами, что цитадель их
“порядка” находится на берегах Невы, вынуждены
держать вопрос завешенным до тех пор, пока Россия не встретится со своим
подлинным антагонистом - Революцией. Революцией, которая разобьет Рим Запада
[католицизм] и сломит демонические влияния восточного Рима.»
Особенно яростным нападкам Маркса подверглась брошюра английского
парламентария и предпринимателя Кобдена под заглавием “Россия. Лекарство от
русофобии. Писано манчестерским заводчиком.” Кобден утверждает, что
настоящая опасность коммерческому и национальному благополучию Англии исходит от
роста американской промышленности и торговли, а не от воинственной политики
России; менее чем через 20 лет преобладающим настроением английской публики
будет старх Америки, а не России, и правительство будет вынуждено с этим
согласиться. Английская враждебность к России проистекает отчасти от
аристократического характера правительства Англии. Но если Россия приобретет
Константинополь, ее хаты станут превращаться в города, науки, искусства и
предпринимательство процветать, капитал накапливаться, города расти, цивилизация
и свобода возрастать, а крепостное право уступит место коммерции - что будет к
выгоде и Англии. Такой перспективы расцвета русско-византийской цивилизации,
вполне равной западноевропейской и, кто знает, как бы ее не превосходящей, немец
Маркс стерпеть не мог и со всей яростью обрушился на Кобдена.
Тем же объясняется и марксово славяноненавистничество:
«Славянская раса, долго раздираемая внутренними
спорами; оттолкнутая к востоку германцами; завоеванная, по частям, турками,
немцами, венграми; быстро воссоеднияющая свои ветви, после постепенного роста
все-славизма, в первый раз заявит свое единство и обратится против
романо-кельтской и германской рас, до сих пор правивших континентом [...]
отменив то, что создала тысячелетняя история.»
Иногда трудно понять, что является для Маркса первичным: революция ли должна
способствовать разрушению России во славу западной цивилизации, в богоборческом
ее периоде, или уничтожение Западом России - поступи революции:
«Одно должно быть очевидно: именно биржевики и
буржуа - разжигатели мира [антоним "поджигателям войны", peace-mongering
bourgeoisie], представленные в правительстве олигархией, сдают Европу России;
и чтобы воспрепятствовать посягательствам Царя, мы должны, прежде всего,
свергнуть бесславную империю этих скаредных, раболепствующих, гнусных
поклонников золотого тельца.»
Так или иначе, все направляется на катастрофическое сокрушение русского
государства:
«Без Одессы, Кронштадта, Риги, Севастополя, с
эмансипированной Финляндией и враждебной армией у врат столицы, чем будет
Россия? Гигант без рук, без глаз, могущий только пытаться поразить своих
противником весом [...] направляя его туда, где заслышит вражеский боевой
клич.»
Планы расчленения России и разжигания против нее войн у Маркса обширны и
подробны.
Для Маркса, кроме того, разрушением России прокладывается путь к покорению
революцией Европы:
«в Европе есть шестая великая держава [power =
власть, держава], утверждающая в настоящее время свое господство над всеми
пятью так называемыми “великими”
державами, и заставляет их дрожать, все до одной. Эта власть - Революция.
[...] Требуется только сигнал, и шестая и величайшая европейская держава
явится в сияющих доспехах и мечом в руке, подобно Минерве из главы олимпийца.
Этот сигнал подаст близящаяся европейская война [...]»
etc.
* * *
Идеи иногда избирают крайне любопытные и забавные исторические пути.
В 1890-х гг.
дочка Маркса Женни собрала все эти статьи и переиздала их в
Лондоне отдельным томом под названием “The Eastern Question”,
добавив в предисловии пару ласковых слов по адресу
русских, прежних и нынешних, еще и от себя (“и
поныне русское правительство, как оно было в 50-х, есть самый
больший враг всякого прогресса и оплот реакции”).
В России между тем и на юге ее дела шли своим чередом, созукраинская
полуинтеллигенция плавала в социалистическом соусе желто-синих оттенков, и,
наконец, в один прекрасный для общественного порядка день 1907 года в
лукьяновской тюрьме в Киеве собралась, в ожидании суда, теплая компания - весь
киевский комитет УСДРП.
Среди компанейцев был и 24-летний вьюнош Дмитро Донцов, которому за
социалистическую революционную агитацию грозила четырехлетняя каторга и ссылка....