Вчера была на лекции "Танец специального назначения" в Digital October. (Спасибо
mohini_5_ever - я ведь могла сама и не дойти!) Руководители английского проекта по работе со "сложными подростками" через танец рассказывали в прямом эфире про проект и отвечали на вопросы. На сайте есть
полная запись лекции,
здесь можно посмотреть 15-минутный фильм про то как это происходит и что получается и вот еще у
akry развернутый
пост с комментариями и ссылками.
А я напишу о том, что лично для меня казалось наиболее интересным и неожиданным.
Идея проекта в двух словах: в
Dance United берут "трудных подростков" (самых разных - с психологическими отклонениями, трудностями в обучении, социализации, совершивших правонарушения) и дают им возможность занятий современным танцем с лучшими хореографами, профессиональными танцорами и преподавателями. И этот опыт становится для многих участников проекта действительно трансформирующим - большая часть продолжает брошенное образование, в два раза снижается количество правонарушений, кто-то даже идет дальше по пути танца.
Что же делает этот подход таким особенным? Содержание занятий не особенно отличаются от любого другого обучения танцу - в начале разминка, затем разучивание элементов, связок, подготовка выступления. Отличаются цели - танец здесь не самоцель, а инструмент трансформации, возможность дать навыки, полезные для жизни за пределами танцпола. Вот несколько принципов, которые мне лично показались важными:
1. Конечно, в основе - безусловное уважительное отношение. "Мы относимся к нашим участникам как к танцорам". То есть с момента поступления в труппу эти участники перестают быть "малолетними правонарушителями", "необучаемыми", "из сложной семьи" или какие там еще у них были ярлыки, навешанные системой образования или жизнью (и в которые через какое-то время и сам человек начинает верить.) "Мы не интересуемся прошлым опытом участников" - а в случае возникновения проблем в настоящем их разрешением занимаются отдельные преподаватели не-танцоры (non-dancers staff) и, если нужно, подключаются консультанты или психотерапевты.
2. Погружение в новую среду. Похоже, в этом проекте они используют все известные социальные механизмы, способствующие изменениям:
- cовершенно новая обстановка - новое место, новые люди, новые правила, новые отношения => новый образ себя;
- в проекте участвуют танцоры-волонтеров их возраста (которые становятся "ролевой моделью" - а для волонтеров это и новый опыт и возможность поучиться бесплатно у очень дорогих преподавателей);
- уже в процессе обучения участников поощряют делиться полученными навыками, ориентируя на то, чтобы после начать преподавать танец для младших школьников (7-9 лет) и поддерживают в этом. ("Мы обсуждаем их собственный опыт - кто был для них хорошим учителем, кто плохим, каким бы учителем они сами хотели стать, помогаем составить план занятия, чему бы они могли научить младших".)
3. Максимальный вызов и высокая планка качества.
Программа очень интенсивная и требует от участников полной отдачи. Цикл занятий идет примерно три недели, занятия с 10 до 16, в конце они готовят настоящий перфоманс, на большой сцене. Есть дисциплина - снимать украшения на время занятий, не пользоваться мобильным, соблюдать расписание. Об этом предупреждают заранее и эти правила неукоснительно соблюдают. При этом нужно понимать, что большинство этих подростков никогда раньше не занимались танцем и уж конечно практически никогда современной хореографией, и музыку такую они не слушают, и с дисциплиной у них, мягко говоря, не очень. То есть участие в такой программе - большой вызов. От каждого они требуют по максимуму.
Карли (руководитель проекта) много раз повторила: мы ориентируемся на высочайшие стандарты художественного мастерства (we use the higest artistic standards); художественное мастерство является ключом к успеху (artistic excellence is core to our success). Важно, что они не только требуют большой отдачи от участников, но и сами преподаватели являются образцом профессионализма и вовлеченности.
Вот это, пожалуй, было для меня самым неожиданными и даже контр-интуитивным - что участникам программы не делается скидок на их "сложность", что им дается лучшее - самые профессиональные преподаватели, в престижном месте - но и спрашивается по полной. Примеряя эту идею к своему опыту, задним числом думаю, что именно отношение "невсерьёз", участие вполсилы и расслабленные требования ("ну это же люди, которые просто для себя занимаются") и мешало перфомансам "школы импровизации", в которых я когда-то участвовала - да и сейчас мешает многим перфомансам в КИ, что и создаёт зачастую тот привкус самодеятельности, смешанный с чувством неловкости, из-за которого смотреть на все это интересно только когда сам в этом участвуешь.
Об этом же на живом круглом столе после трансляции говорила и руководитель питерского проекта "цирка для хулиганов"
"Упсала-Цирк" (классный проект, кстати, посмотрите): что "дети тоже люди" - и относиться к ним нужно всерьез, что важно, чтобы процесс был не ради процесса, а процесс ради результата. И что среди социальных проектов (для инвалидов или просто для детей) нередко встречается это отношение "давайте что-нибудь с ними поделаем". И вот это снисходительное отношение и поддерживает дальше восприятие себя как инвалида или "особого ребенка", а не танцора, спортсмена или циркача.
Если уж вы хотите делать что-то с детьми, то делайте только то, что сами умеете делать очень хорошо. Относитесь к ним всерьез, без скидок. Значит ли это, что безногие инвалиды на колясках должны танцевать так же как здоровые? Во-первых, никто никому ничего не должен, но если уж решил их поддержать и создать новый трансформирующий опыт, то нужно предлагать поддержку - и одновременно ориентировать их на их личный максимум. И это ожидание личного максимума уже будет выражением веры в человека, в то, что он может.
Как говорил когда-то легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден
“Выиграл ли я? Проиграл?" Это неправильные вопросы. Правильный вопрос: ”Приложил ли я все усилия?”.
Тем не менее, победы тоже нужны. Пусть небольшие, но подтверждающие, что ты двигаешься вперед. Так что есть еще один пункт:
4. Помочь создать ощущение достижения (sense of achievement). Вообще умение помочь поставить хорошие промежуточные цели (мотивирующие+выполнимые) - необходимое качество хорошего тренера или коуча. И похоже, что в Dance United это умеют делать. "В ходе репетиций мы стараемся быстрее добиться видимых результатов, чтобы ребята увидели - у них есть потенциал, о котором они и не догадывались". Ведь это подростки, в жизни которых могло вообще не быть никакого опыта успеха, которые уже привыкли считать себя неудачниками. Тогда особенно важно создать для них этот новый опыт, непридуманные факты, опираясь на которые, можно начать заново определять себя.
Их спрашивали, используют ли они на занятиях импровизацию - и они ответили, что да, но не сразу - на первых этапах у участников еще слишком маленький танцевальный "словарь", а без него сложно импровизировать. Они стараются поначалу больше дать простых готовых элементов, постепенно подключают творческие игры, а потом доходят и до импровизационных соло или дуэтов.
Это тоже совпадает с моим опытом обучения преподавателей
бэбиконтакта - мы открыли это и на своем опыте, и по отзывам тех, кто у нас учился: что импровизация, на самом деле, очень непростая вещь, и если дать ее сразу неподготовленному человеку, то это может вызывать тревогу, стеснение или просто ступор - "а делать-то что?". И лучше сначала создавать опоры, давать идеи, которые можно дальше развивать, модифицировать или придумывать свои.
Интересно, что где-то в процессе дискуссии возникла слово "арт-терапия", и оно в данном контексте показалось неподходящим. Потому что то, что делают эти люди - это не "терапия искусством". Если это даже и терапия, то терапия самой жизнью - возвращение людям возможностей жизни. Социальная работа в истинном смысле: берутся люди, лишенные возможностей (они называют их "маргинализованные", то есть вытесненные на обочину жизни) - и включаются в полноценную жизнь.