(с) 02 Март 2011:
http://zerkalo-litart.com/?p=332 Борис Аронсон родился в 1898 году в Нежине, Черниговской губернии, где его отец, Шломо Аронсон (1863-1935), был местным раввином. В 1908 году семья переехала в Киев, где Шломо Аронсон получил должность главного раввина города4. До 12 лет Борис Аронсон посещал хедер, дома под руководством отца изучал Тору с комментариями (псуким) и Гемару и учился также в общеобразовательной школе. Однако уже в детстве он проявил способности к рисованию и решил стать художником. Как он вспоминал позднее, его решение особенно укрепилось после поездки в 1909 году в Москву и знакомства там с коллекциями новейшей французской живописи Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые включали произведения Моне, Сезанна, Пикассо и Матисса5.
Б. Аронсон, "Шабес", 1920; ксилография
Раввин Шломо Аронсон, в мировоззрении которого сочетались приверженность традиционным еврейским ценностям и широта взглядов, был, по словам его сына, «хорошо образованным человеком, прекрасно знавшим сочинения Толстого и Достоевского, но не имевшим ничего общего с изобразительным искусством»6. Поэтому сначала он противился стремлению сына, но в конце концов Борис Аронсон убедил отца разрешить ему поступить в Киевскую художественную школу, где он учился в 1912-1916 гг. В эти годы Аронсон сблизился с кружком еврейских учеников этой школы, в который входили Иссахар Бер Рыбак (1897-1935), Александр Тышлер (1898-1980), Соломон Никритин (1898-1965), Марк Эпштейн (1897-1949), Сарра Шор (1897-1981), Борух Гольдфайн (погиб на фронте в 1916 году), Исаак Пайлес (1895-1978), Иосиф Сливняк (1899-1942) и некоторые другие молодые художники и скульпторы. Их всех объединяли интерес к новым тенденциям в современном европейском и русском искусстве и национальное самосознание.
Во время учебы в художественной школе Аронсон брал также уроки в частной студии известного киевского художника Александра Мурашко (1875-1919). Среди студийцев было немало евреев; в их числе, в частности, были известные впоследствии художники Ниссон Шифрин (1892-1961) и Исаак Рабинович (1894-1961), которые стали товарищами Аронсона.
Возглавлявший студию художник А. Мурашко, до того как обосновался в Киеве, прожил несколько лет в Париже и был одним из первых импрессионистов на Украине. Он участвовал в выставках Мюнхенского Сецессиона и своих учеников знакомил с современными течениями европейского искусства. Его студия, атмосфера в которой была свободна от академической рутины, привлекала артистическую молодежь Киева, находившую здесь один из очагов модернистской культуры7. Некоторые из студийцев А. Мурашко устанавливали связи с более радикальной художественной средой и участвовали в авангардистских акциях. Так, Шифрин и Рабинович помогали в оформлении выступления футуристов - Владимира Маяковского, Василия Каменского и Давида Бурлюка, состоявшегося в Киеве в январе 1914 года в театре «Шато де Флер»8. Это выступление, ставшее важным событием культурной жизни Киева того времени, имело скандальный успех и, конечно же, должно было привлечь внимание Аронсона.
В феврале-марте того же года Шифрин и Рабинович, а также Сарра Шор (знакомая Аронсону по Художественной школе) приняли участие в групповой выставке «Кольцо», организованной ведущими представителями русского авангарда Александрой Экстер и Александром Богомазовым (1880-1930), жившими в то время в Киеве