Dec 15, 2009 00:04
Бог - Творец: образ Божий в нас - это творчество. Разумеется, не обязательно художественное (оговорка «для особо одаренных», приписывающих мне собственные домыслы) - у каждого свое предназначение, но оно всегда - вполне конкретное дело, а не прекраснодушный треп о любви: любовь - это преображающее действие, будь то молитва, писание стихов или, скажем, командование армией, или управление страной, или что угодно, включая окучивание картошки и мытье посуды, писание в ЖЖ, да и вообще все. Делить реальность на мирское и духовное - язычество, как и озабоченность индивидуальным «освящением» и «спасением души». О спасении Павел, например, пишет как о деле, о строительстве - тот из кирпичей и алмазов, тот из соломы, у кого-то постройка устоит, и кого-то сгорит, но и последний спасется, хотя и «как бы из огня». Или ты «соработник у Бога» (пусть и никудышный), или просто трепло и все твое христианство - просто треп (с надуванием щек и велеречивыми словесами со ссылками на отцов или с потупленными долу очесами и бесконечными «спаси Господи» - не суть). Так вот, я верю, что все, кто делал свое дело хорошо - спасутся. А кто лишь трындел - не уверен. Хотя не исключаю. Да и не мне судить, в конце концов, судить - не мое дело, на то есть Судия (Любовь).
Вся проблема в том, что, путая христианство с языческим дуализмом, мы не связываем то, что мы делаем с Воскресеньем и Царством: дело - это одно, спасение души - другое, земля, мол и все дела на ней сгорят, все музеи и библиотеки, вообще все «земное». Не фига не сгорят. Бог сохраняет все. Сгорит скверна, хлам всякий - это да, сгорит. А ни одно усилие сделать что-то доброе и даже ни одна добрая мысль, ни одно доброе чувство - не сгорят. Как и «мир сей» - он просто перестанет быть «миром сим» и станет Царством - Царством Творца (творчества). И с каждого спросится, что он (она) для этого сделал (сделала). Ты говорил о любви к людям? Замечательно, но многим ли от того, что ты делал, стало и в самом деле лучше, как, скажем, от музыки Моцарта, который ни о любви к людям не говорил ничего? Пушкин любил людей? Трудно сказать однозначно. Сам он заметил как-то «кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», но если вычеркнуть его вкупе со всеми этими алкоголиками и бабниками, неврастениками, так называемыми «людьми искусства», если представить, что их не было, оставить одних отцов да моралистов, кто поручится, что такой мир скучищи пренеприличнейшей со всеми его «добрыми делами» и долу потупленными очами ближе к Царству? Царство - это пир. С вином, песнями и плясками (см. притчу о блудном сыне и вообще Евангелие), а не лекторий по нравственному богословию.
Но оставим в покое искусство, поговорим о политике. Возник тут недавно спор о Белом движении, которое будто бы проиграло. Да, с исторической точки зрения проиграло (как и Христос проиграл), но с метаисторической - не факт. И не знаю, как вам, а мне было бы стыдно называть себя русским, если бы не это «офицерье», понимавшее, что их дело обречено, но противоставшее нечисти за Россию и свободу, за культуру, «за высокое званье людей». И какое мне дело, что философия фиги в кармане популярней так как удобней философии противления злу силою и полностью гармонирует с помешанным сейчас на политкореектности миром сим:? Христос учил не политкорректности, а именно противлению злу силою - силою любви, часто вынужденной извлекать меч из ножен и умирать от меча (случай в Гефсиманском саду - когда это было бессмысленно и противно совершавшейся тогда воле Божьей - частный случай, как и подставление щеки и несение амуниции римского солдата; Христос не учил слюнтяйству и толстовству). Мужчина по самой своей природе - царь (а значит воин) и священник (одно уравновешивает другое, иначе превратишься либо в Пилата или в Каиафу), а нигде не сказано, что Бог создал мужчину для того, чтобы тот, усовершенствовавшись, превратился в андрогина, рассуждающего о любви, как Бердяев, когда распоясавшаяся сволочь уничтожает миллионы твоих соотечественников и самое страну с ее церковью, Пушкиным, вообще - мыслью, как таковой. «Изжить коммунизм изнутри» - прекрасно, изживай, но при этом делай что-то, а не только витийствуй.
Теперь об «аде». Христос в него сошел, а не бежал от него и если мы и в самом деле христиане… Павел готов был потерять Христа, т.е. отправиться на «в огонь вечный», лишь бы спаслись евреи, лишь бы они признали Христа Мессией. Из этого следует, что если ты в самом деле христианин, то у тебя есть дело поважней, чем беспокоиться о том, как бы тебе не угодить в ад. Если ты христианин, т.е. если в тебе и в самом деле живет Христос, то оказавшись в аду, ты превратишь его в рай. А вот чего действительно следует опасаться так это ложного света, диавола, являющегося в виде проповедника учения Церкви и защитника «святого православия». Тут действительно можно попасть, и сильно попасть, начать спасаться и спасать других, но, как сказал Господь, Антонию, показав ему все козни диавольские, все сети, когда Антоний ужаснулся и приуныл: для смиренных все это не страшно (под смирением Он, понятно, имел ввиду не то, что мы, начитавшись отцов и наслушавшись младостарцев). Смотри веселей, Антоний! Ты хоть и Великий, а вот две обыкновенных бабы, живущих в Александрии, более велики. Так что плюнь на свое величие, не носись как с писанной торбой со своей «духовностью», а зайди лучше к ним на огонек и возвращайся плести корзины. Живи, словом.
Ад - это понимание того, что не жил, умничал, ошибиться боялся, суетился, но - не жил, а теперь уже поздно, все, поезд ушел… Хотя - почему ушел? Ведь еще предстоит воскреснуть в не менее, а более материальном, более реальном мире, так что и в этом случае, в случае ада, не все потеряно. Во всяком случае, достоверно известно, что Бог в аде не заинтересован и если Ему позволят созданные Им его свободные творения, там поселившиеся, Он Его окончательно уничтожит. На эту тему можно рассуждать бесконечно - о свободе и проч. - но на сегодня хватит. Да и так ли уж необходимо без конца рефлексировать на отвлеченные темы, при том, что различение добра и зла - это не способность абстрагироваться, а врожденное чувство? Как и знание о том, что Бог - есть (и это не мое «я»), а смерти - нет. если уж и Самого Бога узрят чистые сердцем, то уж добро и зло для них вещи тем более очевидные. Не очевидны они для тех, кто дал заморочить себе голову пришедшим в виде светлых ангелов или «ученых» (или философов). Почему Павел и предупреждал, чтоб не увлекались, что через пару столетий успешно забыли, как и вообще Библию, предпочтя ей именно философию. Результаты на лицо. Но хватит на сегодня.