Current reading: переворот в литовским Иерусалиме

Jun 11, 2019 08:08

Историю о том, как во время войны 1812 года гродненский кагал стал высшей административной и полицейской властью в городе, общеизвестна. Однако читаючи монографию проф. Иммануэля Эткеса Rabbi Shneur Zalman of Liady: The Origins of Chabad Hasidism, аз, многогрешный, узнал о куда более сенсационной и немыслимой смене власти, имевшей место в конце ( Read more... )

Leave a comment

Comments 26

nomen_nescio June 11 2019, 06:11:07 UTC
Это всё забавно, но... неконструктивно. В теперешнем Хабаде даже "доносы миснагедов на Алтер ребе" не акцентируют, поскольку последний Ребе заявил, что понятие "миснагед" отошло в прошлое, и теперь по всему миру есть лишь хасиды и не-хасиды, противоречия и противостояния между которыми нет.

Reply

o_aronius June 11 2019, 06:16:19 UTC
Бог с ним, с теперешним Хабадом. Барталь, Кандель, Дубнов, Самуэль-Абба Городецкий ни разу не хабадники, насколько я знаю - и тоже ни гугу.

Reply

nomen_nescio June 11 2019, 06:16:54 UTC
Они не копали в этих архивах.

Reply

o_aronius June 11 2019, 06:23:54 UTC
Кандель, понятно, ни в каких архивах не копался.
Но тот же Барталь - неужели он ничего не знал о работах того же Эткеса?

Reply


nomen_nescio June 11 2019, 06:12:59 UTC
Есть вещи поинтереснее. Недавно в Москве на одном из фарбренгенов в Марьиной Роще выступал известный машпиа Мота Франк... из браславских хасидов.

Reply

o_aronius June 11 2019, 06:20:13 UTC
Хабад с Брацлавом вроде бы и не воевал никогда - в отличие от многих других дворов. Есть даже предание о дружеской встрече двух основоположников, Эткес его приводит:

An anecdote preserved in the tradition of the Bratslav Hasidim, which centers on a meeting between Rabbi Nahman of Bratslav and Rabbi Shneur Zalman of Liady, conveys the image of Chabad Hasidism that was then prevalent among the Hasidim themselves: “Our Master [R. Nahman] may the memory of that righteous and holy man
be for blessing, said to his people concerning the Rabbi [Shneur Zalman]: “Show honor to ‘a ruler of thousand’ [see Exod. 18:21]. And our master [Rabbi Nahman], asked the Rabbi [Shneur Zalman]: ‘Is it true as they say about you, that you have eighty thousand Hasidim?!

Reply

nomen_nescio June 11 2019, 06:22:33 UTC
У самого р.Нахмана в это время был едва-едва миньян.
Но впоследствии Хабад и Браслав в течение двухсот лет просто игнорировали существование друг друга.

Reply

o_aronius June 11 2019, 06:26:37 UTC
Они, они просто не попадались хабадникам на глаза. :) Брацлавцев всегда было кот наплакал, жили они на Украине и в Польше, т.е. далеко от сферы влияния Хабада, после войны их вообще осталось единицы...

Reply


itrech June 11 2019, 06:24:27 UTC
В художественной литературе про доносы хасидов еще как написано.;) Правда, речь идет о намного более позднем времени, когда хасиды уже оперились и стали чем-то вроде ОПГ.;
Причем, там сюжеты не только о доносах, но и о провокациях: то фальшивые деньги неугодному подбросят, то зашьют ему золотые монеты в полы пальто, то обвинят в укрывательстве беглого преступника и подтвердят свое ложное обвинение под присягой... Не только , чтобы расправиться, но и материальную выгоду поиметь...;)

Reply

o_aronius June 11 2019, 06:27:49 UTC
Это известный сюжет, однако не имеющий отношения к хасидско-миснагедским войнам.

Reply

itrech June 11 2019, 13:08:27 UTC
Ну почему же, они там это делали как раз по отношению к не желавшим к ним примыкать. Раз они прибегали к доносам и ложным свидетельствам тогда, почему бы им было не делать того же лет на 50 раньше?

Reply


vrag_naroda3 June 11 2019, 12:27:33 UTC
У покойного рава Иегошуа Мундшайна было исследование войны, которая велась в течении нескольких десятилетий в кагале Вильна, и он там показывает, как херемы на хасидов использовались в качестве метода партийной борьбы (после первого херема хасиды и миснагдим спокойно рулили кагалом сообща, но когда борьба обострилась, одного сильного игрока, который был хасидом, устранили с помощью нового херема). Такие же методы использовались и в (насколько я помню) Могилеве.
Видимо это продолжение той же самой борьбы.

Reply

o_aronius June 11 2019, 12:36:24 UTC
Что за исследование, если не секрет?

Reply

vrag_naroda3 June 11 2019, 12:52:27 UTC
Он опубликовал статьи в "керем хабад", где показал фон, на котором произошли все события с херемами.
одну статью я нашел здесь: http://www.hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=23647&st=&pgnum=134
видимо другая (посвященная конкретно срачу в кагале Вильно) должна быть в этом же журнале (оглавления я там не нашел).

Reply

vrag_naroda3 June 11 2019, 13:08:50 UTC
нашел: это в этом же выпуске стр. 162 (но на сайт загрузили его не полностью, поэтому там это страница 114). статья называется:
עיר וילנא - קריה נאמנה?

Он там базируется на книге Исраэля Клойзнера "וילנא בתקופת הגאון"
он, кстати, отмечает предвзятость Клойзнера:
דומני ששנאתו הכפולה של קלויזנר לחסירים (הן כאיש וילנא והן כמשכיל), עוברת כחוט השני בספרו ומבצבצת בהתבטאויות רבות
מספור. הקורא את הפרק על החסידות שבספרו זה, יבחין מיד למי נתונה אהדתו. נוסף על מה שכבר הצבענו לעיל, יוכל הקורא לראות כי פקידי השלטון המסייעים לחסידים עושים זאת ״בוודאי״ רק תמורת שוחד, אך הפקידים העומדים לימין המתנגדים נקיים, כנראה. מעוון זה. החסידים ׳מטרידים׳ את השלטונות ב׳מסירות׳, ולעומתם המתנגדים רק ׳פונים׳ לשלטונות
и т.д.

Reply


vrag_naroda3 June 11 2019, 14:53:19 UTC
"эту книгу в НАШЕМ городе печатать решительно невозможно"

Но далеко не все потомки виленских "миснагдим" были так настроены. Когда дед моего соседа впервые приехал к своему внуку в гости, в нашей синагоге был как раз фарбренген. Как выяснилось, дедушка родился в 1926 в Вильно, в 1940 отправился в пятилетнее путешествие на крайний север, а в 1955, как бывший польский гражданин, смылся через Польшу в Израиль.
Он так восторженно рассказывал про довоенную жизнь в Вильно и прекрасную хасидскую общину там, что те, кто не заметили, что дедушка молился по сидуру нусах ашкеназ, решили, что дедушка из хасидов. Сначала один кадр спросил его, о хасидско-миснагедских войнах, так дедушка вообще не понял о чем речь, но когда его спросили, знает ли он истории о "зикней хсидим", тот сразу оживился: "конечно знаю! например об Агро!" :)

Reply

например об Агро! o_aronius June 11 2019, 20:46:42 UTC
Ну, в ХХ веке старая вражда, во многом, ушла в прошлое (поскольку появились общие враги), так что лидеры хасидов и литваков благополучно сотрудничали в рамках "Агуды".

Но все равно, гаон от таких слов, боюсь, перевернулся в гробу. :)

Reply

Re: например об Агро! hamaskil June 11 2019, 20:59:58 UTC
Что-то мне подсказывает, что если бы общие враги исчезли, и в израиле остались бы, не приведи г*сподь, одни харедимные, то началась бы такая грызня, что все предыдущие войны показались бы детскими игрушками.

Reply

Re: например об Агро! o_aronius June 11 2019, 21:03:44 UTC
А шо делать, если традиция и обычай предков. :)

Reply


Leave a comment

Up