Историю о том, как во время войны 1812 года гродненский кагал стал высшей административной и полицейской властью в городе, общеизвестна. Однако читаючи монографию проф. Иммануэля Эткеса
Rabbi Shneur Zalman of Liady: The Origins of Chabad Hasidism, аз, многогрешный, узнал о куда более сенсационной и немыслимой смене власти, имевшей место в конце
(
Read more... )
Comments 26
Reply
Reply
Reply
Но тот же Барталь - неужели он ничего не знал о работах того же Эткеса?
Reply
Reply
An anecdote preserved in the tradition of the Bratslav Hasidim, which centers on a meeting between Rabbi Nahman of Bratslav and Rabbi Shneur Zalman of Liady, conveys the image of Chabad Hasidism that was then prevalent among the Hasidim themselves: “Our Master [R. Nahman] may the memory of that righteous and holy man
be for blessing, said to his people concerning the Rabbi [Shneur Zalman]: “Show honor to ‘a ruler of thousand’ [see Exod. 18:21]. And our master [Rabbi Nahman], asked the Rabbi [Shneur Zalman]: ‘Is it true as they say about you, that you have eighty thousand Hasidim?!
Reply
Но впоследствии Хабад и Браслав в течение двухсот лет просто игнорировали существование друг друга.
Reply
Reply
Причем, там сюжеты не только о доносах, но и о провокациях: то фальшивые деньги неугодному подбросят, то зашьют ему золотые монеты в полы пальто, то обвинят в укрывательстве беглого преступника и подтвердят свое ложное обвинение под присягой... Не только , чтобы расправиться, но и материальную выгоду поиметь...;)
Reply
Reply
Reply
Видимо это продолжение той же самой борьбы.
Reply
Reply
одну статью я нашел здесь: http://www.hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=23647&st=&pgnum=134
видимо другая (посвященная конкретно срачу в кагале Вильно) должна быть в этом же журнале (оглавления я там не нашел).
Reply
עיר וילנא - קריה נאמנה?
Он там базируется на книге Исраэля Клойзнера "וילנא בתקופת הגאון"
он, кстати, отмечает предвзятость Клойзнера:
דומני ששנאתו הכפולה של קלויזנר לחסירים (הן כאיש וילנא והן כמשכיל), עוברת כחוט השני בספרו ומבצבצת בהתבטאויות רבות
מספור. הקורא את הפרק על החסידות שבספרו זה, יבחין מיד למי נתונה אהדתו. נוסף על מה שכבר הצבענו לעיל, יוכל הקורא לראות כי פקידי השלטון המסייעים לחסידים עושים זאת ״בוודאי״ רק תמורת שוחד, אך הפקידים העומדים לימין המתנגדים נקיים, כנראה. מעוון זה. החסידים ׳מטרידים׳ את השלטונות ב׳מסירות׳, ולעומתם המתנגדים רק ׳פונים׳ לשלטונות
и т.д.
Reply
Но далеко не все потомки виленских "миснагдим" были так настроены. Когда дед моего соседа впервые приехал к своему внуку в гости, в нашей синагоге был как раз фарбренген. Как выяснилось, дедушка родился в 1926 в Вильно, в 1940 отправился в пятилетнее путешествие на крайний север, а в 1955, как бывший польский гражданин, смылся через Польшу в Израиль.
Он так восторженно рассказывал про довоенную жизнь в Вильно и прекрасную хасидскую общину там, что те, кто не заметили, что дедушка молился по сидуру нусах ашкеназ, решили, что дедушка из хасидов. Сначала один кадр спросил его, о хасидско-миснагедских войнах, так дедушка вообще не понял о чем речь, но когда его спросили, знает ли он истории о "зикней хсидим", тот сразу оживился: "конечно знаю! например об Агро!" :)
Reply
Но все равно, гаон от таких слов, боюсь, перевернулся в гробу. :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment