Тройной праздник: литургическо - межстарообрядческое

Feb 08, 2013 03:55




Вчера, 7 февраля (25 янв. ст. ст.), Церковь праздновала в честь иконы Пресвятыя Богородицы "Утоли моя печали" (соотв. образ XIX в. выше, обращаем внимание на двуперстие Пречистой; история: http://days.pravoslavie.ru/Life/life310.htm ), а также великих святителей: одного из Триех вселенских учителей Григория Богослова ...




(икона из музея Ростова Великого, XVI в., житие: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%C1%EE%E3%EE%F1%EB%EE%E2 ), и Моисея, архиепископа Новгородскаго:




(образ, понятно, современный; житие: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli-x-xii-vek/147-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xiii-xiv-vek/913-svyatitel-moisej-arkhiepiskop-novgorodskij ).

Последняя память для нас особенная, т.к. именно св. Моисей в 1354 г. (в след. году - 660-летие!) построил первую дер. церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова на месте нашего нынешнего храма. Его икона имеется у нас в иконостасе (см. http://o-apankratov.livejournal.com/17628.html).

Но вот незадача: в старопечатной январской Минее под 25-м числом служба одному свт. Григорию.
По причине чего в больш - ве старообр. приходов позавчера вечером и вчера утром только ему и молятся.

Однако существует немало дониконовских (причём и XVI в.) рукописей служб свт. Моисею.
А в моск. поморской общине Преображенского кладб. есть и служба в честь иконы "Утоли моя печали" (составленная во многом из Богородичных текстов старопечатн. Октая). Правда, насколько знаю, она ещё ни разу нигде не публиковалась.
До сегодняшнего дня :)
Так как ниже (видимо, впервые в истории:)) размещаю полученные благодаря любезности сотрудников Рассылочного отдела Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви снимки листов рукописной клиросной тетради с названной Богородичной службой.
А также фрагменты рукописи рубежа XVI - XVII вв. (если не пораньше) со службой свт. Моисею.
Всё это расположено в форме иллюстрированных уставных указаний.
Причём сугубо практических.
Ведь именно такое богослужение,Богородице и двум святителям,и было совершено в нашем приходе.

Молились полиелеос.
Возвашные стихеры пели на 10.
1-е три - Богородице:










Затем 4 свт. Григорию, со славником возвашным.
Тексты Богослову не выкладываю, т.к. они имеются в печатной Минее.
И свт. Моисею, 3 возвашные (без 4-й, она "уходит" на литию), и "слава" тоже ему (в нашем распоряжении были, конечно, совр. перепечатки, перенабор с древних рукописей, но обилие в нём разного рода мелких ошибок пока не позволяет его тут публиковать; да и посмотреть на оригинал, полагаю, небезынтересно):










И ныне, Богородице, "Подаждь утешение" (воскресный стиховенный славник 4-го гл.), текст широко известный, размещать нужды нет.
По выходе и прокимне дню - паремии. В поморском уставе (не выговском, а том, что в их ежегодных календарях и в тетради с Преображенского) указано читать 3 - 2 Богородице и 1 святителю. Что, считаю, как-то странно и мало. Прочли 6, т.е. сполна (святительские - по службе св. Григорию; хотя в одной из рукописей службы св. Моисею ему велено чести те, что в службе свт. Никите Новгородскому 31 янв. ст. ст.; полагаю, Григориевские, как общесвятительские, тоже подходят, не читать же 9 :)).
Затем, по обычных ектениях - лития, наш "сборный поезд", куда вставляются все стихеры, не вмешающиеся в прочих местах службы.
1-е 3 - Богородице, глас 7-и (в уставе у поморцев сказано, что 1-я - храму Богородицы, но старопечатным указаниям это противоречит, по ним на все Богородичные праздники в любом храме на литии 1-я стихера конкретному празднику):








Затем - малая вечерня Богородице вся:






Со своим возвашным славником и стиховной:






Далее стихеры свт. Григорию: с его малой вечерни все, с обоими славниками, стиховна великой вечерни, без славника, и по 50-м пс.("Излияся").
Затем свт. Моисею, 4-я возвашная ("Избран Богу", см. выше) и стиховна вся, со славником:







Потом хвалитные ему же, а "славу" их ("Евангельских учении") поем как славник на литии:






И ныне - Богородице,"Творец и Избавитель" (воскресный стиховенный славник 6-го гл.; в календаре поморцев указано без бдения покрывать литию славником с малой вечерни "За всех молишися"(см. выше), но в тетради с Преображенки такого повеления нет).

Стиховна Богородице, гл. 8-и, подобен "О, преславное чудо":








"Слава" - свт. Григорию, и ныне, - Богородице, "Безневестная Дево" (воскресный стиховенный славник 8-го гл.).

По "Ныне отпущаеши" и Трисвятом - тропарь свт. Григорию, "Пастырскии сопль", слава, свт. Моисею:




И ныне, Богородице, "О, Всепетая и Всеславная" (см. в Каноннике, канон "В наведении печали").

Отпуст:




Это, конечно, беспоповский вариант. Священник (когда в облачении) говорит в начале "Христос, Истинныи Бог наш, молитвами ... ", а в конце - "помилует и спасет нас ... ". Думаю, понятно также, что после святителей поминаем во множественном числе, а после св. Григория - "Моисея, архиепископа Новгородскаго, чудотворца".

Малая павечерница без канона, по "Достойно" и Трисвятом кондаки свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, Богородице (два последних см. ниже на утрени, по 3-й и 6-й песнех канона). По отпусте и прощении помянника за упокой несть.

Утреня.
На "Бог Господь" тропарь Богородице, свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, Богородице.
Кафизмы две.
По 1-й седальны Богородице:






По 2-й седальны свт. Григорию: иже по 1-й каф., оба, слава, иже по 2-й, и ныне, Богородичен его (т.е. он же и празднику Богор.).

Затем полиелеос и величание Богородице общее, "Достойно есть".
А вот насчёт избрАнного псалма есть расхождения.
В поморском календаре указан "Помяни Господи Давыда" (что на Рожество Богородицы), а в тетради с Преображенки "Боже суд Твой цареви даждь" (Благовещенский). Мы поступили по первому варианту.

По полиелеосе - седальны Богородице:




И абие (т.е. сразу же) второе величание, общее святительское, во множественном числе, обоих угодников прославляем вместе ("... святителие Христови Григорие Богослове и Моисее, и чтем ... "). Псалом избранныи святительский, "Услышите сия вси языцы".

По последнем величании свв. ектения (иерейский возглас - что по 11-й утренней молитве в Служебнике) и седальны: свт. Григорию, что по полиелеосе, и свт. Моисею все - иже по 1-й каф., иже по 2-й, слава, иже по полиелеосе, и ныне, Богородичен его (или что по седальне свт. Григорию, "Егда приидет").
Вот они:












Затем 1-й антифон 4-го гл., "От юности моея", прокимен, что на Рожество Богородицы, "Всяко дыхание" и Евангелие от Луки, 4-й зачал.
По 50-м псалме стихера Богородице 6-го гл.,"Не остави нас", из службы Богородице Одигитрии (она же Смоленская),что в Минее 28 июля или в Триоди цветной в Светлый вторник после Пасхи.

Каноны.
1-й - Богородице, с ирмосАми на 6, ирмосы по 2жды, тропари на 4.
В разных Канонниках встречаются различные каноны "В наведении печали", как минимум два.
Чаще - 8-го гласа, ирмосы "Вооружена фараона".
Но бывает и 4-го, ирмосы "Отверзу уста моя" (а потом другие, не такие как в одноименной катавасии).
Выбрали последний вариант. А канон 8-го гл. прочли утром на молебне.
Поскольку сии каноны есть в печатных Канонниках, здесь их не размещаю.

2-й канон свт. Григорию, на 4, запев: "Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас" (последний - Богородице).
3-й - свт. Моисею (запев "Святителю Христов Моисее, моли ... "), также на 4.
Катавасия "Отверзу" (любопытно, что при совпадении памяти свт. Григория с воскресным днем выговский Поморский Устав (со ссылкой на древний Соловецкий) велит петь Сретенскую, "Сушу глубородительную"; в других уставах такого повеления не встречал).

Канон св. Моисею:







По 3-й песни - кондак и икос свт. Григорию, затем то же самое свт. Моисею (см. ниже по 6-й песни):







Потом седален свт. Григорию, слава, свт. Моисею (см. выше, по 3-й песни), и ныне, Богородице (в печатных Канонниках его не встречал):




По 6-й песни кондак и икос Богородице.
В печатн. Канонниках они 8-го гласа. Но поскольку мы читали канон 4-го, пришлось, что называется, вскрыть старые "залежи" и найти собственную рукопись аж 1989-го г.(!:)), переписанную со старинной, принадлежавшей известному рогожскому уставщику Валентину Александровичу Лукину (1906 - 1992).
Где в каноне Богородице "Утоли болезни и печали" 4-го гласа были свои кондак и икос:




Их и прочитали, а кондак был везде, где положено по Уставу (8-го же гласа чли на молебне, вместе с соотв. каноном).

Далее, 7-я, 8-я и 9-я песни канона свт. Моисею:












По 8-й песни, понятно, пели "Честнейшую".
По 9-й - светильны, 1-й Богородице:




Затем свт. Григорию, слава, свт. Моисею (см. выше по 9-й п. канона), и ныне, паки Богородице, спели нараспев (у моск. поморцев пение наречное, а не наонное, т.е. подходящее и нам):






Хвалитные стихеры на 6, 1-е 3 - Богородице:






Далее 3 свт. Григорию, и "слава" ему же, а "и ныне" Богородице:






По Славословии великом тропари якоже выше на вечерни по "Ныне отпущаеши".
Дерзнул чести 2-е Евангелие (хотя нигде и не указано; но, думаю, раз уж было 2 величания, почему бы не прочесть?).
Поэтому перед 1-м тропарём по Славословии объявлялся глас, он и прочие читались как на "Бог Господь" на утрени, с пением концов.
Евангелие было указанное свт. Моисею (всё же наш основатель :) но, поскольку оно из общих святительских, полагаю, подходит и свт. Григорию), от Матфея 11-й зачал (прокимен "Честна пред Господем").
Затем обычные ектении и прочее, отпуст что на вечерни (он же и на литургии или часах).

На 1-м и прочих часех тропарь Богородице, на "славу" меняли свт. Григорию и Моисею, по "Отче наш" пременялись кондаки Богородице и свт., начиная со свт. Григория.

Полунощница повседневная, с обычн. тропарями и помянником за упокой.

Блаженна (на часах, обедни у нас не было; но вообще и на литургии то же самое) на 12:
Богородице песнь 3-я (ирмос и 3 троп. (1-е 2 за един); как-то хотелось спеть 1-ю песнь, но не Попразднество 12-го праздника же:));
Свт. Григорию также п. 3-я (1-й тропарь 2жды, Богородичен оставляется);
И свт. Моисею п. 6-я.

Если бы была литургия, по входе были бы тропари:
храму Господскому (где есть), празднику Богородицы, храмом святых, свт. Григорию и свт. Моисею.
Потом кондаки:
храмом Господским (где есть) и святых, свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, празднику Богородицы.
Но поскольку обедни не было, читали одни кондаки, как указано выше, по "Ослаби, остави" и "Отче наш".

Прокимны и аллилуия Богородице ("Величит душа..." и пр.) и свт. (что в Апостоле 25 янв.), Ап. Флп. 240 и Кор. 151 (не было бы отступки, прочитали бы и дню под главу, то же и с Евангелиями), Ев. Лк. 54 и Ин. 36.
Причастны "Чашу" и "В память вечную" (мы возглашали их перед последним "Аллилуия" по Апостоле, т.к. не было литургии).
Ну,а о молебне Пречистой уже упоминал.
Вот так, что называется, отмолились, с Божией помощью.

"Под занавес" - сведения о писцах рукописи с Преображенского:




И ещё небольшой "довесок":






Жаль, не указан глас, а то бы можно было использовать в службе ...
Для справки, Батовы - известный поморский клан XIX - 1-й пол. XX вв. Они, в частности, "держали" моленную во Пскове (она так и слыла "Батовской"; здание, весьма примечательное, сохранилось; между прочим, член онаго рода был псковским бургомистром при немцах в 1918 г., за что и поплатился жизнью по освобождении города красными, подробнее: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/63-1-0-1094 ).
А в их тульском доме, оказывается, находился образ Богородицы "Утоли моя печали", считавшийся чудотворным.
Не исключаю, что они же причастны и к составлению выложенной здесь службы.
Интересно бы узнать хоть что - то о судьбе той иконы.
Но для этого требуется, пожалуй, целое исследование.
Пока же понятно, почему поморский календарь рекомендует под сей праздник на 9-й песни канона на утрени петь "Честнейшую" неким "тульским напевом" (услышать бы его, кстати, может, где-то есть аудиозапись?).
В общем, предлагаю желающим по возможности перенимать наш скромный молитвенно - изыскательский опыт :)
С тройным праздником, православные!

Просто интересно, Псков, Община, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Традиции старообрядчества, Месяцеслов, Москва, История Церкви, История старообрядчества, Староверы и внешние, Из жизни согласий, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород

Previous post Next post
Up