Продолжение конференции и новые выставки

Oct 25, 2012 01:43




Как и обещал, продолжаю выкладывать фотоматериалы, связанные с продолжающейся в Новгороде (сегодня, 25-го, последний день:)) конференции к 80-летию Леонида Егоровича Красноречьева. Наверху - выполненная им реконструкция первоначального вида восточного фасада храма Рожества Богородицы на Молоткове (о нём: http://o-apankratov.livejournal.com/110703.html ), илл. к докладу о первых работах юбиляра в 1950-е гг. сотрудника Новг. музея, известного исследователя местного зодчества и его реставрации Владимира Алексеевича Ядрышникова.

Очень любопытным было сообщение руководителя Центра археологических исследований нашего музея, а также Новг. об - ва любителей древности, Сергея Викторовича Трояновского.
Он рассказал об исследованиях тех остатков каменных башен внешней линии новг. укреплений кон. XIV в., вала Окольного города, к - рые Л.Е. проводил в 1968 г. Буквально под ножом бульдозера, т.к. эти памятники старины, увы, безжалостно сносились при тогдашнем расширении проходящих сквозь оный вал гор. улиц :(
Хорошо хоть оказалось кому их запечатлеть.
Вот, напр., башня на Прусской ул.:




Общий вид на те же остатки (на первом плане) и прорезанный вал (заметна его конструкция, а также насколько расширяют улицу):




Разрез вала поближе:




Графич. схема вышеизложенного:




Далее предлагаются некоторые илл. к докладам "деревянщиков".
Понравился вид в Вологодском музее дер. зодч - ва (слышали о таком?:) а у них есть неплохой сайт: http://semenkovo.ru/ :)):




Теперь несколько фото, связанных с реставрацией храма Рожества Богородицы в с. Лиственка Бокситогорск. р - на Ленобл., 1599 - го, между прочим, года (перестр. 1720; сообщал арх - р, ведший сей процесс, М.И. Коляда из СПб; хор. совр. снимки храма см. напр. зде: http://sobory.ru/article/?object=01303 ; http://olegu.narod.ru/vostok3.html).

До реставрации:




Вот очень интересное, фрагмент расписного тЯбла (иконостасной конструкции), сохранившегося внутри:




Во - первых, живопись (образ херувима) очень приличного, отнюдь не сельского уровня, а во - вторых, по храмоздатной надписи на одном из тябел церковь и датируется ...

И вот что получилось в итоге (фото ок. 1993 г.):







Красиво, надо как - нибудь побывать :)

И "довесок" ко вчерашнему. Было там о Николо - Крутецком м-ре, так вот листки зап. кн. Л.Е., посвящённые его храму (илл. к докл. о том Л.А. Секретарь):




Казалось бы, утилитарнейший предмет, а выглядит почти как произведение искусства ... поистине, талантливый человек талантлив во всём ...

А ещё сегодня в центре "Диалог" на Б.Московской открылись (с предварительным круглым столом) сразу две выставки, посвящённые храмоздательству.
Первая, устроенная москвичами, рассказывает о секретах древнего, точнее, о пропорциональных соотношениях, лежащих в основе византийской и нашей старинной церк. арх - ры:




Это сочетание 2 : 3 : 5, восходящее к мере "пояса варяга Шимона", данного, согласно "Киево - Печерскому Патерику" (XII в.), Самой Пресв. Богородицей зодчим (кстати, они все канонизированы) Успенского соборного храма пещерной Лавры над Днепром (на Западе аналогичное именуют "числом Фибоначчи").
Как это работает в Новгороде, показано на примерах нескольких церквей, в т.ч. нашей :)
Кроме того, там просто красивые снимки из Константинополя и др. мест. б. Византии.

Cобственно, по теме, пропорции храма св. Иоанна Богослова на Витке:




А это византийские виды, в осн. из знаменитого м-ря Хора (Кахрие - Джами) в Кпле (также Св. София, Паммакратис и немного из базилики св. Димитрия в Солуни), непередаваемая красота:










Вот Солунь:




Опять Кпль, купольные росписи и мозаики:




Кахрие - Джами:







Но без Руси - матушки никуда:




В соседней комнате - вторая экспозиция, совр. польского арх-ра Ежи Устиновича, строящего храмы для поляков - новообрядцев, чад Польской Правосл. Ц - ви:




Название намекает на, мягко скажем, вольную трактовку канонов традиционного храмостроительства, что вполне подтверждает и содержание экспозиции. Однако на предварявшем её открытие круглом столе автор, неплохо изъясняющийся по - русски, показал несколько интересных слайдов, да и на выставке всё же не один сплошной модернизм (и пост - :))

Во - первых, было рассказано об историческом опыте взаимодействия православного и католического стилей церковного искусства. Т.е. о тех же русских (точнее, русско - польских) фресках в костёлах XIV - XV вв., о коих уже было говорено зде. Напомню, вот про Люблин: http://o-apankratov.livejournal.com/240615.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/243298.html . А это про Краков и село Посада Рыботыцка: http://o-apankratov.livejournal.com/245025.html .
Удалось кое-как заснять ещё не "светившиеся" тут недавно расчищенные подобные.
Если не изменяет память, это Вислица:




Успенский собор г. Сандомир (там и храмовый праздник есть):










Но мощнейшим из этих комплексов был Супрасльский, созданный в 1536 г. сербским иноком Нектарием в Благовещенском соборе этого православного м - ря. Храм, к сожалению, был взорван отступавшими немцами в 1944-м (вот ведь звери!!), и уникальный по сохранности живописный ансамбль погиб :(
Сегодня впервые увидел его архивные фото (любопытно, что, по словам пана Ежи, нечто подобное сохр. в одном из костёлов совр. Венгрии, но снимков того он не показывал):







Отдельные фрагменты этих фресок, однако, сохранились:




Теперь хотят водрузить их на свои места, т.к. храм отстроен заново, а также вообще вновь полностью расписать его (подробнее: http://www.pravoslavie.ru/news/55191.htm ). Но, конечно, это будет уже совсем не то :(

Как отнюдь не то и представляемые ниже образчики польского церк. художества ХХ в., отмеченные сильным влиянием зап. модернизма:




Есть и прямое католич. воздействие, пожалуйста, витраж "Страшный Суд", в визант. иконографии:




А это и вовсе костёл, но как бы "по - православному" оформленный (по мне так больше смахивает на нечто древнеегипетское, из пирамид :)):




Справедливости ради, есть и более традиц. примеры, вот напр. роспись 1950-х гг.:




Наконец, творч - во самого Устиновича ...
Интерьеры, имхо, более удачны.
Приводить названия польских городов и местечек, где всё это воздвигнуто, особого смысла не вижу, вряд ли кто туда специально поедет любоваться :)
Итак, храм при иконописной школе (учащиеся и расписывали):




Увеличенная и модернизированная Перынь:




Внутри:




Скит:




Оригинальное решение. Для небольшой общины, к-рой отдал огромный б. костёл (точнее, немецкую кирху, дело в зап. районах Польши, до кон. 1940-х заселённых германцами), решено построить маленькую церковь внутри него:




Ещё где-то:




Городской собор о пяти шатрах:







А вот это мне, кроме шуток, понравилось больше всего, красиво, сильно и оригинально - стильно:




Как видите, околоцерковно - культурная жизнь в Нове - граде бьёт, что называется, ключом :)
Нынче, как уже говорил, окончание форума в честь Красноречьева, что, возможно, приведёт к появлению здесь новых материалов :)
А пока благодарю за внимание :)

Просто интересно, История Церкви, Церковное искусство, Добрые дела, Ереси, Староверы и внешние, Наука, Господствующее исповедание, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Церковно - общественное, Зодчество, Итоговое

Previous post Next post
Up