Нечаянная радость :)

Oct 30, 2011 00:31

Думал, отследил все материалы новгородских СМИ на тему 10-летия возрождения нашего храма (как раз завтра - день первого молебна, бывшего в аккурат 30.10.2001 :)), визита Н.Н.Досталя и фотовыставки в центре "Диалог" ...
Ан нет, сегодня показали как-то упущенную мною статью Марии Курбановой в газете "Звёздный порт" от 12 октября (распространяется бесплатно, кладут в почтовые ящики почти по всему городу) :)
Она есть и в Сети: http://starryport.ru/showstat.php?id=2177
Прочитал и решил разместить здесь:

ОБРАЗ СВЯТОЙ РУСИ

9 октября в Большом зале Городского выставочного центра открылась фотовыставка «Староверы: образ Святой Руси», приуроченная к юбилею восстановления церкви Иоанна Богослова на Витке, которая с 2001 года передана старообрядческой общине. На выставке новгородцы смогут познакомиться с жизнью Алтайских старообрядческих общин. Перед началом выставки состоялась пресс-конференция известного режиссера Николая Досталя, автора фильмов «Раскол» и «Облако-рай», сериала «Завещание Ленина» и других.

Новгородская земля традиционно считается одной из зон распространения старообрядчества. В наши дни в самом Великом Новгороде существует две староверских общины: одна из них - община Поморского согласия, которая с 1989 года нашла себе пристанище в бывшем женском Михалицком монастыре на Молотковской улице.

Вторая община относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви, возникла она в 2001 году, когда Новгород посетил митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Помимо решения об учреждении новгородского прихода, общине был передан храм Св. Иоанна Богослова. На открытии выставки настоятель новгородской общины Русской православной старообрядческой церкви Александр Панкратов рассказал о том, как церковь Иоанна Богослова на Витке возвращалась к жизни. После тщательной реставрации, часть средств на которую собрали старообрядцы, и обустройства церковь была освящена в ноябре 2004 года и вновь стала местом богослужения.

Новгородский храм

Церковь Иоанна Богослова расположена на правом берегу Волхова, где когда-то в него впадала небольшая речка Витка. Стройный, изящный силуэт этой церкви заметен издалека на фоне водного пространства, отражаясь в зеркале речной глади. По сообщениям новгородских летописей, каменный храм был сооружен здесь в 1383-1384 годах, при архиепископе Алексее. Немногим ранее новгородским архиепископом Моисеем здесь был основан женский монастырь, и церковь стала центром комплекса монастырских построек.

Храм Иоанна Богослова на Витке входит в число «классических» новгородских памятников, то есть построенных в период расцвета новгородского зодчества (вторая половина XIV - XV вв.). Он упоминается почти во всех путеводителях, учебниках и обобщающих трудах по архитектуре наряду с другими шедеврами новгородского зодчества данного периода - церквями Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках - которые как бы затмевают его, и которым он уступает в габаритах и богатстве фасадного и интерьерного декора.

Крупных перестроек в истории этого памятника было немного. Вероятно, в XVI в. было изменено завершение фасадов. А в конце XVII в. древний притвор был разобран и построен новый, больший по размерам, со звонницей. Богословский монастырь был упразднен в 1764 году, и с этого времени церковь Иоанна Богослова стала приходской. В конце XVIII в. к западной стене притвора пристроена колокольня, которая была разобрала в 1929 году.

В годы Великой Отечественно войны памятник получил очень серьезные разрушения: отошел юго-восточный угол здания, были утрачены или повреждены деревянные конструкции. В 1952 году начались исследовательские и реставрационные работы, которые возглавила прославленный новгородский архитектор Л.М. Шуляк. После реставрации памятник не использовался и постепенно ветшал. А в 2001 году церковь Иоанна Богослова передана Русской Православной Старообрядческой Церкви для использования по назначению.

Старообрядчество на Алтае

История алтайского старообрядчества теснейшим образом связана с освоением Сибири русскими переселенцами, она достаточно широко освещена в научных исследованиях. Среди сибирского населения старообрядцы составляли совершенно обособленную группу. В районах первичного освоения Сибири русскими переселенцами староверы появились уже вскоре после церковного раскола. В последней четверти XVII в. в Сибири начинается массовое распространение старообрядчества, которое совпадало с общей направленностью продвижения русского населения, а именно - с северо-запада на юго-восток. Что касается Алтая, то здесь староверы появились не раньше XVIII в., и это подтверждают документальные источники и исторические исследования.

Первые старообрядцы пришли на Алтай с ранее освоенных северных сибирских территорий. Некоторые из них оказались в числе других переселенцев, подпавших под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие были беглецами, которые в труднодоступных ущельях Алтайских гор скрывались от правительственных повинностей, крепостной неволи, рекрутчины, а также религиозных гонений. Главной причиной участившихся побегов стало введение в 20-е годы XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.

В конце XIX - начале XX в. на Алтае увеличивается число старообрядческих монастырей, это был наиболее благоприятный период в истории алтайского старообрядчества. Это время интенсивной духовной жизни, включавшей в себя полноценную обрядово-литургическую практику, осмысление догматических вопросов староверия. В этот период происходило формирование библиотек духовной литературы и иконостасов, начали функционировать старообрядческие школы, в которых обучали церковно-славянскому языку и крюковому пению, началось изготовление рукописных книг монастырскими переписчиками и пустынножителями на реке Убе.

С приходом советской власти в крае начались религиозные притеснения: закрываются моленные, верующие подвергаются преследованиям - 20-е годы не пощадили религиозные обычаи и традиции. Было конфисковано множество духовной литературы, разгромлены иконостасы. Старообрядчество снова ушло в «подполье»...

Сейчас в крае начинается период религиозного возрождения. Более чем 250-летняя история алтайского старообрядчества продолжает развиваться, обогащаясь новыми событиями. Алтайский регион уникален во всех смыслах, и во многом, эта уникальность обусловлена многослойностью и самобытностью старообрядческой культуры. Эту самобытность и пытались донести до нас авторы фотографических работ, представленных на выставке. Одухотворенные и строгие лица, удивительные пейзажи, интересные характеры - это и есть тот самый образ Руси - сложной, глубокой и многогранной в своих проявлениях.

Община, Великий Новгород, Церковно - общественное, Зодчество, Староверы и внешние

Previous post Next post
Up