"Раскол", серии 19 и 20 + итоговое обсуждение

Sep 17, 2011 01:57

Примечательно, что окончание киноэпопеи пришлось на день памяти одного из священномучеников за древлее благочестие - Даниила, протопопа костромскаго ...
Теперь "придирки" и реплики:
- не помню, чтобы со смертью царя Алексея облегчалась участь старообрядцев;
- слуги Никона читают надпись с датой на кресте, вместо "лета" говорят "года";
- на самом деле Никон не раз и не два письменно прощал царя, надеясь на возвращение былой милости. Одно из таких писем уже цитировалось в предыдущем пОсте, посвящённом сериалу;
- нет данных, что Никон не поминал в молитвах патр. Иоакима;
- царь Фёдор представлен чуть ли не либералом-реформатором. На самом деле он лишь укрупнил Приказы (министерства того времени),объединив близкие по функциям, а местничество отменил (о чём в кино, правда, ни слова)лишь для упрощения командного механизма,в первую очередь в армии. Нечего,мол,считаться с заслугами предков тех или иных бояр и дворян, пусть исполняют приказы без оглядки на родовитость и пр. Либерализация это или,напротив,ужесточение - ещё большой и отдельный вопрос. Совершенно не отражено, что первой женой (он за 20 лет жизни умудрился быть 2жды женатым)царя была полячка Грушецкая, оттого при дворе господствовала польская мода и вообще западные обычаи, включая одежду. Да,и что это в сериале государи и Алексей,и Фёдор - блондины, этакие "русачки"? Первый, судя по прижизненным "парсунам" (портретам; один из них размещал тут) - брюнет, второй - как минимум шатен ... Слабо проработанный и немало идеализированный образ, в общем :(
- сказано что в Кирилове м-ре у Никона было лишь 3 слуг. На самом деле с ним жили два келейника, трое служек, повар и "приспешник" (Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона.СПб,1899.С.226). Любопытная цитата оттуда же: "Стол для него велено было готовить ЛУЧШИЙ, ЧЕМ ДЛЯ БРАТИИ, НЕ ТОЛЬКО В РАЗРЕШЕННЫЕ,НО И В ПОСТНЫЕ ДНИ, также велено было давать ему "ПИВО И МЕД ДОБРЫЕ ПО ЕГО ПОТРЕБЕ". "Тяготы заточения", так сказать. Но,как уже говорил намедни,в кино эта тема как-то обойдена;
- и Пётр-то малый, будущий "Великий", у них блондинчик, это уж "ни в какие ворота":(
- эпизод с "подмётными грамотами" и дёгтем на гробнице - чистый вымысел. Грамоты с Ивана Великого разбрасывали во время 1-го стрелецкого бунта,"Хованщины",уже после сожжения Аввакума и иже с ним, а поводом к этой казни послужило последнее, очень дерзкое письмо протопопа, окончательно понявшего, что возврата к древлему благочестию уже не предвидится, к царю Фёдору. Кстати, в кино могли бы его и процитировать. Неужто побоялись?:)
- вряд ли иноки из окружения Никона носили дораскольную одежду и клобуки;
- в конце пребывания в Кирилове Никон ПРИНЯЛ СХИМУ. Что из фильма отнюдь не явствует;
- сцена благословения братии перед отъездом источниками не подтверждается;
- Никон умер в Ярославле, немного не доехав до Москвы. А в кино вообще непонятно, где это было;
- на службе при царе Фёдоре звучит ... дораскольное унисонное пение. А в дониконовских богослужебных эпизодах его почему-то нет :(
- изображается служба на Богоявление, но поют "Достойно есть", а не праздничный задостойник;
- надписи на "подмётной" бересте - с явными орфографическими ошибками. Писавшие их Аввакум со товарищи были отнюдь не столь невежественны;
- из источников ничего не известно о заступничестве за пустозерских сидельцев царицы;
- она к тому же неверно цитирует Евангелие, говоря, что надо прощать "седмижды седмицею" (7х7 раз),а там "седьмдесят крат седмерицею" (70х7);
- фантастичен эпизод с посылкой царём гонцов с приказом об отмене сожжения Аввакума и прочих. По легенде (а не по источникам, замечу) такое было с осадой Соловецкого монастыря: приказали снять,а обитель-то уже взяли,и два гонца с противоположными вестями встретились в Вологде. Но этого в нашем кино нет, однако сей сюжет зачем-то перенесли на другой исторический момент;
- Аввакум,по преданию,предсказывал,что Пустозерск "засыплет песком",а не что он зарастёт непролазной травой, как в фильме. Вообще-то за Полярным кругом высокая трава в принципе не растёт:)
- едва ли при сожжении узников ещё и привязывали к столбу, по-западноевропейски. Из сруба и так не выйдешь;
- вряд ли стрельцы ослушались бы приказа запалить сруб. Так ведь и самим можно там оказаться;
- очень неуместное "строчное" женское пение при сцене казни страдальцев:(
- по преданию, Аввакум и из пламени поднимал руку с двуперстием и призывал православных держаться его. Чего в фильме, однако, нет;
- на одном из явно декоративных "храмов" в киношной "Москве" сделали "Деисус" с иконой Богородицы в центре, как будто Она - Божество:(
- финальная сцена с юным Петром, конечно, сильна. Но вряд ли был допущен барабанный бой в центре столицы в день кончины государя.

Да, и линия вовлечения России в антитурецкую коалицию оказалась НИКАК НЕ ОТРАЖЕНА :(
Тогда как именно при Фёдоре Алексеевиче это было наиболее явственно, велась прямая война с Османской империей за часть Украины. Гетман Дорошенко там в основном на стороне турок выступал, кстати. Наверное, следовало бы хотя бы сказать об этом, в развитие темы переменчивости Хмельницкого, отражённой в предыдущих сериях.
В общем и целом, конечно, сериал вполне мог быть лучше,и намного.
Но и тот, что реально получился, считаю, всё же имеет больше достоинств, чем недостатков.
А какая дискуссия вокруг него развернулась! Сразу видно: задели за живое:)
Надеюсь,и мои скромные замечания принесут тут некую пользу...
Кстати, завтра планирую разместить свод ссылок на комментарии ко всем сериям, для удобства их нахождения.

А обсуждение ... прошедшее без единого живого старообрядца ... не относить же к таковым сотрудника МП о. Иоанна Миролюбова (хотя и старовера по происхождению) ... что сказать ...
На мой взгляд, лучше всех выступал г-н Пихойя, всё же крупный архивист и,чувствуется, настоящий знаток истории,к тому же достаточно свободно мыслящий...
И сам Досталь, конечно, впечатлил.
Наверное, размещу здесь видеозапись этого разговора,и о нём ещё будет возможность потолковать...

Пока же простите ради Христа, устал, откровенно говоря :)
И с наступающим праздником иконы Пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины: она как староверие, горит и не сгорает:)

Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества, Остроактуальное, История старообрядчества, Староверы и внешние

Previous post Next post
Up