Знак доброго внимания

May 16, 2013 13:19


C некоторых пор я следую одной доброй традиции - в конце учебного года дарить всем ребятам такие дружелюбные, позитивные, красочно оформленные сертификатики-грамотки.

«Зачем они нужны, если дети получили оценки?» И вообще зачем?


Оценки - это такие холодные циферки с диагнозом (иногда огорчительным). А в личной грамоте я (педагог) могу отразить своё хорошее отношение к каждому ребёнку, ученику, а не только по отношению к самым успешным. И учитель, и родитель могут в такой форме выразить своё понимание стараний ребёнка в учёбе. В ней можно отразить и ту оценку, которую получил ребёнок, а можно вообще не связывать содержание грамотки с успеваемостью, а написать в ней о каких-нибудь других достижениях или качествах деток. Например, «неунывающему хохотунчику» (весёлому, оптимистичному человечку с заразительным смехом), «нашей мудрой черепашке» (про медлительного, но очень вдумчивого ребёнка), «заводному Карлсончику» (про неугомонного изобретательного непоседу), или «юному джентльмену»! В общем, подметить и написать о каком-нибудь хорошем качестве, которое есть у ребёнка (даже если это качество осложняло нам занятия, и мы даже его ругали, к месту, - это качество). Но, внимание! Хороший смысл в этих грамотах есть только тогда, когда они вручаются всем детям в группе или в семье, а не только некоторым, особо отличившимся в чём-то (как это обычно делается в школах и других детских учреждениях).

Абсолютно все заслуживают доброго знака внимания, и не может быть ни одного ребёнка, который не заслужил бы похвалы в чём-то!

Каждый раз я придумываю новое оформление этих грамот. Раньше я их скачивала с зарубежных сайтов для учителей и распечатывала на принтере, а потом стала делать своими руками. То вырезаю золотые звёздочки из фантиков от конфет и наклеиваю на грамотки, то делаю их в виде печатей или медалей с надписями. В этот раз сделала таких смешных мальчишек на машинках и в ракетах. У меня в этом году сплошные мальчишки! Хотя девочки тоже могут лететь в ракете. :) Или кататься на дельфинах, или летать в мыльных пузырях, или сидеть на радуге!.. Главное - заранее выбрать время, чтобы успеть всё это нарисовать, вырезать, наклеить и подписать.



Когда я первый раз попробовала дарить ученичкам такие грамотки, то увидела такие счастливые глаза - они были очень рады и удивлены (ведь нечасто получаешь от учителя что-то такое личное, и к тому же получают все, т.е. никого не забыли, никого не обделили)! Поэтому теперь я это делаю всегда.

Ещё это прекрасный способ поднять настроение тем, кто получил не очень хорошую оценку. Бывали случаи, когда мне приходилось ставить ребяткам в году тройку - ну потому что это закон школьной оценки. Завышать оценки даже из самых добрых побуждений тоже не есть хорошо, потому что это значит обманывать своих учеников, дискредитировать в их глазах оценки как таковые. Признаюсь, что когда была возможность незаметно завысить оценку, я это делала, зная, что плохая оценка убивает веру ребёнка в себя и любовь к предмету. Но иногда тройка поспевала и росла, как тыква на грядке, становясь слишком очевидной для окружающих. :) Так вот сгладить грустную оценку можно с помощью такой грамоты, где можно написать какие-нибудь жизнеутверждающие, подбадривающие слова, может быть, какое-нибудь стихотворение, подходящее к ситуации. В общем, выразить ребёнку своё неравнодушное отношение и поддержку.



Родители тоже могут сделать что-то подобное для своих детей и подарить на окончание учебного года (или четверти). Содержание и оформление может быть любым - главное чтобы это было что-то доброе, тёплое, дружелюбное. Как говорится: «Мелочь, а приятно». А ведь из таких мелочей и состоит вся наша жизнь.

Чем такая грамотка отличается от подарка на окончание учебного года, за хорошие оценки и т.п.?

Подарок за что-то, в частности, за учёбу и оценки, воспитывает корыстное отношение ребёнка к тому, за что он его получает. Если он получает подарок за учёбу - он начинает (сначала незаметно) относиться к учёбе с корыстью. «Вот я получу пять пятёрок в четверти, тогда мне подарят то-то и то-то». Ребёнок перестанет стараться и учиться ради самой учёбы, а будет нацелен на личную выгоду. Он научится и будет хитрить, меркантильничать, иногда, когда получается - жульничать. Если он получает подарок за хорошее поведение, он начинает мыслить примерно так: нужно вести себя хорошо не потому, что это хорошо, а потому что за это даётся вознаграждение! И т.д. Всё это вроде как прописные истины, но почему-то самое простое и очевидное кажется слишком банальным, чтобы ему следовать (всем непременно хочется казаться умными и чесать левое ухо правой рукой и наоборот)…

Дарить подарки за учёбу, поведение и т.п. - прекрасный способ воспитать из ребёнка расчётливого эгоистика, стяжательного потребителя. Если вы стремитесь не к этому, то дарите детям подарки не за что-то, а просто так, ну и по праздникам, конечно. :)





Буду рада Вашему доброму вниманию, включая добрые и дельные мысли, отклики.

Зинна.

окончание учебного года (четверти)

Previous post Next post
Up