Я предлагаю отметить этот праздник с детками (от 3 лет) беседой и играми, дающими им понимание значения этого праздника.
Дети внутренне стремятся к доброте и единению, поэтому такой праздник как Пасха им ближе и понятнее по духу, чем многим взрослым. Но жизнь трогает (как говорил Илья Ильич Обломов) - подбрасывает детям ловушки и ставит подножки - всевозможные поводы для ссор и обид. Задача взрослых - делать как можно больше для укрепления веры ребёнка в светлую и добрую основу отношений к миру и с людьми. Одним из таких поводов может быть Пасха.
С маленькими детьми нередко делятся традициями празднования Пасхи: приготовление куличей, крашеных яиц, игры с яйцами, поход в церковь, чтобы побрызгать праздничную пищу освящённой водой… Некоторые родители знакомят детей с церковными аспектами этого праздника. Деток приобщают к крашению пасхальных яиц и занимают различными праздничными поделками. Но гораздо реже с ними говорят о значении праздника в целом и о значении его символов. Считается, что они ещё слишком малы для смыслов и значений - это большое заблуждение. Всё, о чём я пишу ниже, было проделано мною с детками дошкольного возраста, и им было интересно и понятно.
Они очень любознательны и вдумчивы, им только дай повод, поделись пищей для размышлений, и они с энтузиазмом примутся за осмысление того или иного явления и события. У кого-то из детей эта работа активно проявляется вовне: они много говорят, спрашивают и делятся своими мыслями, а у кого-то это тихая внутренняя работа: ребёнок осмысляет внутри, при этом он может не принимать активного внешнего участия в общей беседе. Более того, дети способны не только думать, т.е. умствовать, но и искренно прочувствовать и сопереживать той или иной идее. Только полей водичкой благодатную почву, и из неё вырастёт травка и цветочки. :)
Итак, беседуем с детьми о значении Пасхи и её символах.
Для такой беседы размещаемся в каком-нибудь спокойном и уютном месте, взрослый заботится о том, чтобы все дети имели возможность удобно рассесться. У нас в группе детского садика в зоне с игрушками был диванчик, все на нём не помещались, поэтому часть детей сидели на диване, а остальные на ковре вокруг взрослого, который показывал всем картинки.
Ниже я поместила подборку фотографий, которые можно показать детям в преддверии Пасхи или во время праздничной недели. Мало у кого из современных детей есть возможность увидеть настоящих живых курочек, цыплят и зайчиков, и если у нас нет возможности организовать настоящее знакомство, встречу и общение детей с этими замечательными животными, то нужно показать их детям на фото.
И вот мы сидим, смотрим фотографии и разговариваем: о самих животных (какие они, где и как живут…) и о том, почему именно они являются символами праздника Пасхи. Это не лекция, не театр одного актёра в лице взрослого, это дружелюбное общение, общее обсуждение, каждый имеет возможность высказаться, задать вопросы и даже перебивать (если атмосфера в группе дружеская - то дети не обижаются, когда перебивают друг друга, для них это нормально; только иногда приходится чуть-чуть их успокаивать - а то, когда эмоции переполняют, становится слишком громко, и уже никого не слышно. :))
Близкими и понятным детям символами Пасхи являются: яйцо, цыплёнок и зайчик. Все они символизируют Жизнь. Вот это и обсуждаем все вместе. Примерно так:
Яйцо - это начало жизни, домик в котором живёт маленький цыплёнок, который скоро появится на свет.
Мама курочка заботливо высиживает яйца - греет и охраняет их. Когда цыплятки подросли в яйце и вылупились, мама-курочка заботится и воспитывает их до тех пор, пока они не вырастут во взрослых курочек и петушков.
А эта курочка усыновила и воспитывает утят.
А эта курочка заботиться не только о своих цыплятках, но и о щенке.
Маленький цыплёнок - родившаяся новая жизнь. Только вчера его не было на свете, а сегодня он уже живёт, ходит по травке, смотрит своими любопытными добрыми глазками, общается с братишками и сёстричками.
Мама-курочка учит деток кормиться.
Посмотрите на девочку, как вы думаете: она счастлива? А почему? Потому что девочка любит курочку, а курочка девочку. Поэтому они счастливы!
И сами маленькие детки тоже, как и цыплятки, по праву являются символом Пасхи. :) Можно так им об этом и сказать - они будут счастливы.
Девочка жалеет любимого цыплёнка.
Некоторые не понимают, почему зайчик тоже является символом Пасхи. Всё очень просто: зайцы и кролики очень плодовитые животные, поэтому для многих народов они давно символизируют плодородие, рождение, продолжение жизни.
Деткам можно объяснить на простом, понятном языке: мама-зайка и папа-зайка любят друг друга и создают семью, и у них рождается много маленьких зайчат, в них живёт новая жизнь, потом зайчата вырастают, создают свои семьи и у них тоже появляются маленькие зайчатки.
После того как посмотрели и обсудили все фотографии, можно задать детям вопрос: «Как вы думаете, в чём же смысл праздника Пасхи, о чём он, почему люди любят и отмечают этот праздник?». Они поделятся с вами своими мыслями, и возможно вы узнаете что-то новое тоже. :) В конце беседы можно подытожить:
Чему учит людей праздник Пасхи?
Пасха - это праздник Жизни, а чтобы жизнь никогда не прекращалась и была счастливой, нужно любить друг друга, дарить друг другу тепло, помогать друг другу, заботиться, как это делают мамы-курочки и папы-петушки, мамы-зайчихи и папы-зайцы, и люди тоже стараются любить друг друга и жить дружно. «Как и мы с вами, да?». - Тут можно вспомнить какой-нибудь из случаев, когда закон доброты и дружбы был нарушен среди детей: кто-то поссорился, обидели кого-то… «Помните, как сразу стало грустно и плохо, когда вы поссорились, и как вновь стало хорошо и радостно, когда вы помирились, сделали друг для друга что-то хорошее и стали дружно играть вместе».
Если попробуете провести такое мероприятие со своими детьми или ребёнком, Вы почувствуете, как это отличается от того, когда мы просто сели, пораскрашивали яйца, нарисовали открытки, и всё на этом - вот, дескать, и весь праздник.
Описание может показаться несколько длинным - потому что я стараюсь донести все нюансы, чтобы идея и её реализация были понятны. На деле же такая беседа - очень простое и приятное общение, занимающее минут 15.
А теперь пора играть!
Играем в «Курочка снесла яичко»!
Это одна из любимых игр деток дошкольного возраста, с которыми я работала (в неё можно играть, начиная с 2 и до 7 лет включительно, некоторые дети и постарше с удовольствием поиграют). В этой игре детки проживают то, о чём мы с ними говорили выше - идею рождения жизни, заботы, доброты и тепла.
Все мы превращаемся в курочек. Взрослый вживается в образ курочки (представляет и вспоминает когда-либо увиденных в жизни курочек), старается стать ею, отобразить характерную походку, поворот головки, покудахтать, конечно, похлопать крылышками… Дети обожают показывать и играть в животных, особенно если им помочь, показать, постаравшись искренно выразить образ и характер. И вот курочки гуляют и клюют зёрнышки. Погуляли, теперь пора откладывать яйца. Каждая курочка ищет себе местечко поуютней, расселись и откладываем по яичку (например, складываем ладошки вместе и представляем, как в них появляются яички), потом ещё, и по три яичка. Дети радуются, они не играют, они на самом деле в этот момент являются мамами-курочками: и девочки и мальчики - поэтому никакая ирония и неверие взрослого здесь недопустимы - если уж играем, то играем по-настоящему, как дети.
После того как мы снесли яички, надо сидеть на них, высиживать: греть и охранять (а то вдруг лисичка пожалует в гости). Курочки сидят и мило переговариваются друг с другом о своих яйцах. Ни в чём более приятном я в жизни не принимала участия! И вот цыплятки начинают проклёвываться из скорлупок и вылезают из яиц (понарошку). Для деток это вовсе не абстракция, они смотрят на свои воображаемые яйца и видят их как настоящие, так бережно трогают их, держат в ручках, и говорят: «Ой, у меня цыплятки начали вылезать из скорлупки!», «У меня тоже», «Ой, какие они хорошие и маленькие!». «Какого цвета ваши цыплята?», «Мои цыплята жёлтенькие», «А у меня один цыплёнок жёлтый, а второй чёрненький». «Давайте погладим их». Погладили. А теперь посадим цыпляток под крылышко и поспим вместе - закрываем глазки. Тут может объявиться доброволец: «А давайте я буду лисой, которая залезла ночью в курятник!». «Давай, а мы будем защищать малышей и прогоним тебя». Прогнали лисичку (она обратно превратилась в одну из курочек), опять уснули, утром проснулись и пошли завтракать: каждая курочка ходит со своими цыплятками и учит их находить и клевать зёрнышки. И т.д.
В другой раз можно поиграть в похожую игру, которая является развитием темы доброты и заботы о других:
«Курочка нашла яичко»
Курочки гуляют, вдруг, каждая из них находит на дороге чьё-то яичко. «Я нашла яичко!» «И я нашла яичко!». Версии: «Наверное, кто-то потерял яичко». «Что же делать?» «Надо взять его и позаботиться о нём». И вот курочки высиживают найденные яйца. Потом из них вылупляются птенцы и курочки фантазируют, у кого кто вылупился: у кого-то утёнок, у кого-то воробышек, у кого-то голубок… Детки, которые в своей жизни видели только куриные яйца, ещё не знают (плохо представляют), что у других птиц тоже есть яйца, поэтому во время игры можно с ними поговорить про то, что у голубей и воробышков птенчики тоже рождаются из яиц, только у них яйца маленькие, меньше, чем у курочки, а у уточек и гусей яйца большие, больше, чем у курочки. И дальше всё как в предыдущей игре - гуляем со своими птенцами, учим их кормиться… Потом птенцы взрослеют, говорят мамам-курочкам спасибо и летят на встречу большой жизни: кто-то переселяется на пруд, кто-то селится на дереве… Чему учимся в этой игре: что хорошо любить не только своих собственных детей, но и всех детей вообще, и помогать всем, а не только своим (это можно обговорить с детками).
Варианты игры: в другой раз курочка нашла не яйцо, а маленького котёнка или щенка, потерявшего свою маму. Курочка привела его в дом, в котором сама живёт, показала мальчику или девочке (детям хозяев дома), они накормили котёнка, а курочка греет его под своим крылышком.
Мне, конечно, хочется, чтобы Вы прочувствовали и обратили внимание на то, как всё вышеописанное сильно отличается от распространённых в детских садиках и школах сценариев праздников и методического планирования для занятий с детьми - почти всегда перегруженных композиционно и содержательно, напичканных притянутыми за уши фактами, с заученным текстом, а также с играми, не относящими по смыслу к теме происходящего - всё в кучу, всё формально, поверхностно и напоминает плохой театр. Тут похлопали, там потопали, стишки прочитали, в костюмах покрасовались, и это ещё не самый плохой вариант - если весело провели время, НО если идея праздника ускользает или вообще напрочь забыта изначально, то праздник теряет свой смысл, превращаясь лишь в повод развлечься. Здесь же всё просто, понятно, искренно, естественно и при этом наполнено смыслом (связано с главной идеей). Вот пять критериев, если хотите золотых правил, любого хорошего занятия, игры или праздника для детей. Поэтому призываю всех отходить от готовых сценариев праздников и занятий из методичек и прочих шпаргалок для педагогов и родителей, и идти от сердца, от детей, от смысла того мероприятия, которое вы хотите провести с ними.
Спасибо за внимание, буду рада Вашим отзывам,
Зинна.