Итак, как я и обещал, представляю вторую часть отчета о посещении музея БТ УВЗ. В
первой части я рассказал о том какая бронетехника есть в музее, теперь же покажу как некоторые танки выглядят изнутри.
Под катом можно посмотреть на:
Т-34, Т-62 и опытный объект 140.
Историю представленного в музее Т-34 (точнее его огнеметной модификации ОТ-34) я описал в
первой части отчета. Так что повторяться не буду, разве что перед погружением внутрь снова покажу этот танк снаружи.
ОТ-34 (огнеметный Т-34)
А теперь залезем внутрь. Место механика-водителя. Напоминаю что машина на ходу!
За спиной механика-водителя, подбашенное пространство
Главное отличие ОТ-34 от обычного Т-34 - наличие огнемета вместо курсового пулемета справа от механика-водителя. На фото именно он - огнемет АТО-42.
Башня. Вид сверху. Теснота да и только. В таком замкнутом пространстве очень непросто фотографировать, даже
подводную лодку снимать было гораздо проще. А ведь люди в этих коробочках воевали...
Та же башня только снизу
Место командира. Чудо-приборы покажутся еще более архаичными после взгляда на устройство Т-62, но об этом позже. На фото внизу также виден водитель в тельняшке...
Теперь перейдем к Т-62, выпускавшемуся с 1961 года.
Последовательно посмотрим места всех четырех членов экипажа.
На заглавном фото видно как раз место механика-водителя Т-62 снаружи:
Теперь взглянем на него изнутри. Но сперва, для более познавательного рассмотрения внутренностей, представлю
схему отделения управления Т-62:
Отделение управления: 1 - воздушные баллоны; 2 - стеллаж для крепления магазин-коробки; 3 - спидометр; 4 - прибор КРП-1; 5 - бустер гидропневматического привода управления главным фрикционом; 6 - курсоуказатель; 7 - блок питания курсоуказателя; 8 - прибор наблюдения механика-водителя; 9 - прибор КУВ-3; 10 - ящик для сухого пайка со стеллажом для запасной призмы механика-водителя; 11 - автомат системы АС-2; 12 - щиток контрольно-измерительных приборов; 13 - счетчик моточасов; 14 - розетка внешнего запуска; 15 - кронштейн для крепления измерительного пульта ДП-ЗБ; 16 - выключатель батарей; 17.19 - магазин-коробки; 18 - ящик для ТВН-2; 20 - ручной огнетушитель; 21 -рычаг переключения передач; 22 - рычаг топливоподкачиеающего насоса; 23 - рычаг привода управления ПМП, правый; 24 - педаль подачи топлива; 25 - бачок для питьевой воды; 26 - педаль тормоза; 27 - педаль главного фрикциона; 28 - сиденье механика-водителя
А вот как это выглядит в реальности
поближе
рычаг переключения передач
Приборная панель или "щиток контрольно измерительных приборов"
Механик-водитель, вид со стороны заряжающего
Теперь рассмотрим боевое отделение в башне танка. В нем находятся места заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева внизу и спереди) и командира (слева вверху и сзади). Ну а посередине - пушка, да не простая а гладкоствольная 115-миллиметровая У-5ТС со стабилизацией в двух плоскостях (впервые на серийном советском танке).
Схема боевого отделения:
Боевое отделение: 1 - радиостанция Р-123; 2 - блок питания радиостанции; 3 - азимутальный указатель; 4,20-вентиляторы; 5 - защитный колпак ввода антенны; 6 - ночной прицел ТПН-1; 7-прибор наблюдения ТНП-165; 8- прицел ТШ2Б-41; 9 - фильтр радиопомех; 10 - распределительный щиток; 11 - шток силового цилиндра; 12 - пушка; 13 - пополнительный бак; 14 - спаренный пулемет; 15 - бачок для воды; 16 - преобразователь напряжения; 17 - прибор наблюдения заряжающего; 18 - распределительная коробка стабилизатора; 19 - коробка управления механизмом выброса гильз; 21 - сумка с ЗИП пушки; 22 - аппарат № 4 ТПУ; 23 - сиденье заряжающего; 24 - боеукладка в баках-стеллажах; 25 - аптечка; 26,27 - магазин-коробки; 28 - блок усилителей; 29 - сиденье наводчика; 30 - пульт управления; 31- баллоны со сжатым воздухом; 32 - механизм поворота башни
Место командира. Два прицела, слева ночной (с ИК подсветкой), справа дневной. Вообще, все те "черные прожектора" снаружи танка - это и есть системы ИК-подсветки для ИК-приборов наблюдения различных членов экипажа.
Вид снизу на место командира. Фото сделано с места наводчика.
А теперь собственно место наводчика (вон его сидушка по центру и упор для ног чуть ниже). Вид из-за спины механика-водителя. Наводчик вообще в самой глубинке сидит, внизу башни. А за спиной у него, чуть выше, сидит командир. Выбираются они через один люк, через место командира. Так что клаустрофобия наводчику особенно противопоказана)
Ну и место заряжающего справа от казенника пушки. Тут по понятным причинам несколько свободнее чем на остальных местах членов экипажа. Даже сидушка складывается. Слева впереди - пулемет (вернее то что осталось). Внизу - бак-стеллаж в котором лежали снаряды и ханилось топливо.
Прибор наблюдения заряжающего. Коричневая коробочка справа внизу - механизм управления выбросом гильз. Это такая особенность шестьдесятдвойки по сравнению с предшественниками - он через лючок в корме башни выкидывает стреляные гильзы.
Вот этот люк для выброса стреляных гильз
Ну и пожалуй самая важная боевая часть внутри танка - казенная часть пушки.
Ну и напоследок "Объект 140". Это опытный образец, создававшийся в 1957 году как принципиально новая машина. Однако до серии дело не дошло. Ходовая часть в дальнейшем была использована при создании Т-72. Внешне в глаза бросается отличная от Т-54/55 и Т-62 ходовая часть (основное - шесть катков вместо пяти) а так же крупная круглая башня.
Увы, внутри он сохранился даже хуже чем Т-34. Вернее Т-34 приведен в божеский вид, а этот нет. Даже и смотреть то особо нечего. Но размер башни поражает, особенно в сравнении с той же тридцатьчетверкой.
Вид сверху на место заряжающего, внизу на фото - пушка.
То же место заряжающего. В отличие от Т-62 тут нет практически ничего из оборудования. Лишь зияющие отверстия бака-стеллажа...
Ствол пушки в промасленной бумаге.
Место наводчика
Кормовая часть башни
К сожалению времени на осмотр было немного, так что посидеть довелось далеко не во всех машинах и не так долго как хотелось бы. Был я правда и еще в одном танке, но об этом как-нибудь потом...
Репост в сообществе
war_museum.