Уралвагонзавод - крупнейший в России производитель танков. Говорят что он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса не только как крупнейший танкостроительный завод но и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие. Не проверял. Был я лишь в небольшом, но очень интересном музее бронетанковой техники УВЗ. В музее за совершенно смешные деньги (30 рублей за билет с фотосъёмкой) можно не только увидеть продукцию завода от Т-34 до Т-90, но и попасть внутрь некоторых экспонатов.
Путь к музею лежит вдоль проходной завода. Перед ней на постаменте стоит тридцатитысячный выпущенный Т-34. Говорят что раньше он стоял на промплощадке. Но когда через несколько десятилетий его решили выставить перед проходной понадобилось лишь зарядить аккумулятор и залить топливо чтобы он выехал своим ходом.
На площади перед музеем выставлена гражданская продукция УВЗ - вагоны, полувагоны, цистерны и просто колесные тележки.
Сам музей с виду небольшой.
Два этажа экспозиций, за неимением времени были пропущены ради кое-чего поинтересней. Лишь на пару минут останавливаемся перед огромной картой
И наконец попадаем в ангар с техникой...
Тут собраны образцы бронетанковой продукции УВЗ со времен войны и до наших дней. По порядку справа налево представлены ОТ-34 (огнеметный Т-34), Т-34-85 (на момент посещения отсутствовал), Т-54, опытные "объект 140" и "объект 167Т", Т-55, Т-62, ракетный танк ИТ-1, инженерная БРЭМ-1, Т-72 "Урал", Т-72А, Т-72Б, Т-90.
Совсем немного истории. Танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале - результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. Именно в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод, на котором до войны Кошкин и Морозов создали Т-34. Как известно Кошкин умер еще до войны. А Александр Александрович Морозов возглавил КБ и 8 декабря 1941 УВЗ выпустил свой первый Т-34. За годы войны производство развернули так что тридцатьчетверок выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем, после войны, Морозов вернется в Харьков, где будут созданы замечательные машины Т-64 и Т-80, к которым УВЗ уже не будет иметь отношения. Вершиной самостоятельного танкостроения на УВЗ станет Т-90 как эволюционное продолжение массового Т-72.
Стоит отметить что ОТ-34 и Т-90, стоящие в ангаре друг напротив друга, регулярно принимают участие в нижнетагильских выставках вооружений. Первый открывает парад техники, второй демонстрирует гостям выставки свои ходовые и огневые качества на полигоне. Вот ОТ-34 на выставке в 2005 году (взято
отсюда):
Информация об этом танке из того-же источника: "Огнеметный танк ОТ-34, производства Уральского Танкового завода в Нижнем Тагиле. В январе 1943 года в окрестностях Москвы на марше две ОТ-34 провалились под лед на Черном озере в районе Косино. Одну машину удалось поднять сразу. Поднять вторую пытались и сразу, и в 50-х, но удалось только в 1999 г. Машину передали заводу. При ремонте ее слегка модернизировали поставив поздние крылья и заменив траки." Вот такая история.
Теперь фото из музея. Покажу их в том порядке в котором машины стоят в музее.
ОТ-34. Собственно это тот же Т-34 выпуска 1942-1943 годов, только вместо курсового пулемета он оборудован огнеметом АТО-42 дальностью огнеметания около 70 метров. Во второй части отчета я покажу этот танк изнутри.
Далее стоит уже послевоенный Т-54 образца 1951-го года. Созданный на базе Т-44. Т-44 в музее нет видимо потому что его делали уже во время войны в небольшом количестве на восстанавливающемся харьковском заводе. А вот Т-54 делали у нас и довольно много. Выпускали Т-54 с 1947-го, имеет массу модификаций и модернизировался вплоть до 80-х.
Тот же Т-54
"объект 140". Опытный образец который создавался на УВЗ под руководством конструктора Карцева как принципиально новая машина. Создан в 1957 г. Ходовая часть в дальнейшем была использована при создании "объекта 167" а затем и Т-72. Внутри "объекта 140" я побывал, но отчет об этом будет позже.
"объект 167Т", тоже опытный. Создан на базе агрегатов Т-62. Интересен тем что на нем впервые в отечественном танкостроении был установлен вертолетный газотурбинный двигатель. Тогда в серийную модель эта затея не вылилась, но в дальнейшем газотурбинники прижились в таких замечательных машинах как Т-80. Да и Абрамсы американские - газотурбинные.
Т-55. Результат глубокой модернизации Т-54 с упором на противоатомную защиту. Серийно выпускался с 1958 г.
Т-62. Новая модель конструктора Карцева, результат дальнейшего совершенствования Т-55. Основные отличия: новая литая башня, новая гладкоствольная пушка 115 мм (На Т-55 100 мм) со стабилизатором в двух плоскостях (на Т-55 была лишь в поздних модификациях) и т.д. Был внутри, довольно подробный фотоотчет будет позже.
БРЭМ-1. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Создана на шасси Т-72. Выпускалась с 1984 года.
Т-72 "Урал". Конструктор В.Н. Венедиктов. Базовая модель обширного и многочисленного семейства семьдесятдвоек - основы наших бронетанковых войск. На вооружении с 1973 г. Создан на базе ходовой части "объекта 167".
Т-72А. На вооружении с 1976 г. Установлен лазерный прицел-дальномер, новая комбинированная броня, система постановки дымовых завес и т.д.
Т-72Б. на вооружении с 1985 г. установлен комплекс управляемого вооружения "Свирь", навесная динамическая защита (с 1988-го - встроенная).
Т-90. Без комментариев.
Так же в музее представлен ряд узлов и агрегатов различныз машин:
Например вот такой движок. Не помню чей но стоит возле Т-90.
Направляющее колесо с электроспидометром и механизмом натяжения гусеницы танка Т-72
Бортовая передача в сборе с ведущим колесом танка Т-72
Бак-стеллаж танка Т-72. Т.е. это топливный бак в котором есть полости для укладки снарядов - способ рационального использования драгоценного внутреннего объема танка.
Вентилятор системы охлаждения танка Т-72
В следующей части фотоотчета о посещении музея будет описание внутренностей Т-34, Т-62 и "объекта 140".
Репост в сообществе
war_museum.