Ну, начнем по-тихоньку.
Итак, внедорожная экспедиция Якутия-Таймыр 2011, она же ЯкутЭтноЭксп, она же ТаймырЭтноЭксп :)
Часть первая, разминка.
Нерюнгри-Якутск-Мирный-Удачный-Оленек-Саскылах.
Экспедиция стартовала из Нерюнгри, куда как известно, автомобили прибыли поездом, а экипажи самолетом.
Хочу сразу обозначить пару важных моментов.
Изначально
было анонсировано, что основная цель - это Юрюнг-хая, море Лаптевых и 73-й градус северной широты.
И хотя 73-го градуса мы всё-таки достигли, вся многомесячная подготовка, все планы, все мысли и вся идея была в другом - пройти из Якутии на Таймыр, в Хатангу, пересечь Таймыр насквозь и выйти с востока к Норильску.
На легковой технике это еще никто не делал, между редкими поселениями долган ходят только снегоходы, да Уралы примерно раз в несколько недель.
Так что информация о возможности подобного прохождения поступала буквально по крупицам, до конца не было известно подробностей, а потому мы решили не афишировать сразу наших основных планов.
Южная Якутия показалась нам не слишком впечатляющей, на севере как всегда всё интереснее.
Думаю
tema более подробно остановится на городах и поселках этих мест, мы же не слишком много снимали.
Но всё-таки кое-что показать можно :)
Фотографируемся у офисов одного из наших спонсоров - банка "ТААТТА" в Якутске.
Все расслаблены, техника в норме, всё самое интересное еще впереди :)
Ребята из МЧС Якутии сделали ревизию нашей полярной подготовки, оказалось все как положено, техника правильно подготовлена к суровым условиям Севера.
Вот и славно :) Удивляемся самодельному вездеходу на базе Урала, Кировца и УАЗика и в путь.
От Якутска до Мирного - хайвэй. Асфальт, бетон, грунтовка. Средняя скорость 100 км/ч.
Дорога иногда прямая, иногда петляет, вокруг тайга.
Сразу и не скажешь, что Якутия. Сильно похоже на европейский север России - Архангельская область, Коми.
В этих местах часто встречаются якутские лошади. Полудикое домашнее животное, неприхотливое как автомат Калашникова.
Они круглый год способны самостоятельно пастись, в 50-ти градусные морозы могут добывать себе пропитание.
На мелких и больших речках пилят лед - так добывают питьевую воду.
Родников, колодцев здесь нет, вечная мерзлота всё-таки.
Лед чистый, вода хорошая, мы пробовали.
Использование в полном масштабе дороги Якутск-Мирный в круглогодичном режиме мешает отсутствие мостов.
Зимой проблем нет, по ледовым переправам только Вилюй мы пересекали четыре раза, не говоря о мелких речках.
Перед Мирным появляется рельеф, вокруг бескрайняя тайга, жилья уже почти нет.
Остается только догадываться какими усилиями сюда в 1957 года прибыла первая колонна техники с Транссиба.
Ни дорог, ничего. Трактора, ЗиЛы, они шли почти месяц.
А шли они ради начала разработки вот этого.
Карьер кимберлитовой трубки «Мир».
Ну и город Мирный на фоне, для масштаба так сказать.
Мы вдоволь насмотрелись на Мирный с вертолета.
Это тема для отдельного поста, есть много интересного.
Но наш путь лежал дальше. Теперь - строго на север.
500 км идеальной дороги до Удачного с почти нулевым траффиком.
А вокруг уже настоящие пейзажи.
Дорога забирает чуть выше и лиственницы здесь уже совсем другие, а некоторые из них снег и вовсе пригибает к земле.
В отличии от карьера «Мир», «Удачный» все еще разрабатывается открытым способом.
Масштабы подобных творений рук человека сложно показать посредством фото или видео.
Вот мы стоим на краю этой ямки глубиной с Останкинскую башню.
Видите там БелАЗы?
А они есть, если присмотреться.
Причем ваш рост примерно с колесо этого грузовичка.
Айхал, Удачный - это последние точки на нашем пути, где будет круглогодичная дорога с твердым покрытием.
Дальше только зимники и целина.
Вот такой скромной табличкой обозначен выезд на магистральный зимник Удачный-Юрюнг-хая, 1055 км тайги, тундры и рек.
Зимник по началу представляет из себя петляющую дорожку в лесу.
Она уже не такая ровная, но вполне сносно можно ехать 50 км/ч.
Где-то здесь пересекаем Полярный круг.
Когда-то я
озадачивался где такие знаки стоят в нашей стране, теперь почти все они есть в коллекции :)
Зимник обслуживаемый, т.е. за ним смотрят и чистят по мере необходимости.
Пейзажи вокруг радуют глаз. Снежная тайга, прекрасная погода.
frederick_taer не выпускает фотоаппарат из рук :)
Впереди - Оленек.
Траффика почти нет, лишь редкие грузовики-бензовозы. Они везут топливо со склада ГСМ в Юрюнг-хае.
Здесь мы в первый и последний раз встречаем применение цепей на колесах.
Тяжелой технике тяжело взбираться в скользкие продолжительные подъемы.
Темнеет, становится прохладно, примерно -43...-45ºC
И это наверху, стоит дороге уйти ниже немного, температура падает до -50ºC
Сначала мы ловим показания приборов, но потом стабильные -52...-53ºC
Проходим Оленек, ищем место для ночевки, надо забраться повыше чтоб не было так холодно.
Утро бодрит, -50ºC
Восходы здесь впечаляют.
Становится окончательно светло, нужно обратно вниз, в Оленек, на заправку.
Нам вот туда, к реке.
Там туман и -54ºC
В тумане на Оленекской нефтебазе заливаемся по полной.
Это последнее место перед Хатангой, где можно запрвиться 92-м бензином.
Обратите внимание, что выхлопная труба у бензовоза выведена наверх. Так сделано на всей тяжелой технике в Якутии от автобусов до тракторов.
Ибо если на сильных морозах в туман добавлять еще и выхлопы, то видимости не будет вовсе.
Вскоре после Оленька зимник выходит на реку.
По реке двигаться проще, рельефа меньше, да и чистить легче.
Здесь уже работает правильная техника.
А вокруг Анабар. Одна из самых больших рек Северной Сибири.
Высокие берега, широкое русло.
Останавливаемся, фотографируемся.
Мы думаем вот она, мощь Севера.
Чтоб б мы сказали тогда, увидев громадный Попигай или торосы Хатанги?
А бесконечная тундра, а снежные отроги плато Путорана?
Шел всего 9-й день экспедиции, мы можно сказать еще только выехали.
Продолжение
во второй части >> К оглавлению.