Итак, Монгольский Алтай, крупная горная система с высотами под 4 000 м, чистейшие реки и бирюзовые озера.
В
первой части отчета мы ездили по древним моренам, ловили хариуса, сейчас посмотрим петроглифы, диких лебедей и снова полюбуемся бескрайними просторами.
Рядом с озерами есть много памятников древних цивилизаций - неудивительно, места здесь благодатные, вода, пастбища.
Снова попадаются каменные изваяния. Это характерно своим плоским, но европейским лицом.
В руках - мешочек или сосуд, но нет оружия. Значит это памятник не воину, а представителю аристократии.
Дорога продолжает извиваться и ведет на перевал мимо озера.
Видимость - километров 20, наверное.
Снова встречаем верблюдов. Значит, недалеко юрты.
Так и есть.
Надо сказать, что почти у всех юрт мы видели спутниковые тарелки и солнечные батареи.
Дорога как правило идет прямо мимо юрт.
Поднимаемся чуть выше и снова граница пастбищ.
В этот раз на камнях лежит кусок белого кварца - видно издалека.
Где-то здесь встречаем очередного пастуха.
Дружелюбный дедушка, здоровается за руку. Очки не снимает - ультрафиолет.
Мы мазались кремом с защитой 20 и всё равно сильно загорели.
В этих краях много петроглифов. Некоторые из них расположены на берегу озера Хотон-нур.
Место однозначно притягивает. Сначала мы фотографируем рисунки, но от таких видов не оторваться.
Несколько вершин более 3 500 метров, а за ними уже Китай.
Фотографируем и так и эдак, всё без толку.
Никакими фото и видео это не передать.
Здесь же встречаем нетронутые керексуры - курганы, вокруг которых из камней выложена фигура.
Чаще всего это либо круг, либо квадрат.
Керексуры гораздо старше каменных изваяний, их возраст оценивают примерно как 2 тысячи лет до н.э.
Интересно, что внутри этих курганов как может быть захоронение, так может и не быть.
Постепенно поднимаемся вверх.
Проезжаем мимо зимних стоянок.
В большой постройке остается скот на ночь, предназначение малой, я думаю всем ясно.
Если постройка капитальная, то она всегда с плоской крышей. Даже в городах.
На плоской крыше удобно сушить кизяк.
Здесь много птиц - утки, гуси, чайки, бородачи.
Но больше всего впечатляют дикие лебеди. Чаще просто пара, но видели и с птенцами.
На перевале стоит ЗиЛ-131, закипел.
Вот так в современной Монголии перевозят юрты и домашний скарб при перекочевках.
Вообще, с соляркой тут очень плохо, почти вся техника бензиновая, причем только Аи-80.
Это царство ГАЗ-66, УАЗов всех мастей и ЗиЛ-131, всё остальное - редкость.
А виды с перевала открываются завораживающие.
Поминальный комплекс Шара-Булак. В степи его можно заметить за несколько километров.
Четыре кургана с каменными изваяниями. Древние тюрки поклонялись Небу и Солнцу. Поэтому изваяния смотрят строго на восток.
Спускаемся всё ниже. Впереди долина реки Цаган-гол.
Цаган-гол в переводе значит "белая река". Воды действительно мутно-белые из-за содержания в них ледникового ила.
В течении дня уровень воды может легко колебаться в предалах 30-40 см.
Вечереет. Примечаем громадного орла на привязи.
Местный беркутчи с удовольствием позирует.
А потом и приглашают в юрту.
Мужчины садятся с одной стороны, мы с другой. Женщины угощают сухим сыром, сладостями и местным чаем с молоком.
Рассматриваем юрту изнутри.
Люди приветливые, но по-русски никто не говорит, общаемся жестами.
Дарим детям игрушки и сладости.
Но уже почти темно, надо уходить. А то еще не выпустят, дескать, куда вам на ночь глядя? :)
Мы еще много ездили и много видели.
И живописные дороги...
...и бесконечные каменные пустоши...
... и изумрудные воды громадных озер ...
... но самое главное - горы. Горы Монгольского Алтая, одного из самых диких и прекрасных мест на земле.
Некоторые фотографии с привязкой к местности можно посмотреть
здесь.Трек поездки можно взять
здесь. Другие мои отчеты как всегда водятся
тут.