От Ги Дебора до Летова Егора (протест как спектакль). Часть 4

Apr 01, 2015 15:55


Часть 4 (окончание).      
                                            Часть 3: http://novigrad-s-a.livejournal.com/11028.html

Whatever happened to Leon Trotsky?

- задавали вопрос «Душители» - The Stranglers в песне «Больше героев нет», и сами же отвечали на него, глумливо подсаживая крысу в венок из красных «революционных» гвоздик.
Правда, «нынче российских троцкистов притягивают белые ленточки, Pussy Riot и прочие формы дестабилизации общества» - констатирует Анатолий Вассерман («Всё и сразу. Троцкисты меняют цвет, но остаются теми же»).



К слову, все основные неоконы в США, ратующие за продолжение войны, будь то в Сирии, или в Малороссии, и за ее разжигание в России, по молодости баловались троцкизмом, так что знают, как устроить пожар, хоть в отдельно взятой Сербии, хоть мировой, как завещал Лейба Бронштейн-Троцкий.
Поэтому, апологеты нового консерватизма Уильям Кристол и Роберт Каган так ратуют за «Повсеместное распространение американской модели демократии любыми средствами, вплоть до военных», и в биографии их есть «троцкистский период».
Так, неокон Стивен Шварц сказал, что «те, кто борется за глобальную демократию следует рассматривать Троцкого как достойного предшественника». Мало того, Шварц, беззастенчиво провозглашая свои троцкистские корни, считает предпочтительным называть неоконсерваторов троцкиконами (Trotskycons) - пишет  Дейл Ври в New Oxford Review.
Отметим к слову и некоторые параллели актуальной протестной ситуации с эпохой активной деятельности Троцкого. Так, в 1936 году «перманентный революционер» писал, что если Германия развяжет войну с СССР, то русским не избежать поражения. В 1940 году он отправил послание советскому народу под заголовком «Вас обманывают» с призванием сместить Иосифа Сталина и реорганизовать правительство СССР. Понятно, обращался он к тем троцкистам в РККА, НКВД и в партии, что ждали своего часа, который так и не наступил (наступил позже - в сентябре 1953 г., с приходом Никиты Хрущева на пост 1-го Секретаря ЦК КПСС).
Данная «телега» Троцкого выдавала его с головой, так как речь уже шла не о борьбе за власть в СССР, а была откровенно антисоветской и антироссийской. Что сегодня, спустя десятки лет, наблюдаем у его атлантистских последователей, занявших ключевые позиции в политическом бомонде США.  Аналогично и в современной России. Выросло поколение, желающее «всё и сразу», причем, желательно меньше работать и больше получать. Именно эта социальная страта («офисный планктон», компрадоры, поп-тусовка etc) так падка на протесты.
Как точно отмечает Анатолий Вассерман: «троцкизм не устарел - он так же опасен для общества, как при жизни Бронштейна, и будет так же опасен и впредь, пока существуют стремление к простым быстрым решениям и неумение думать об их цене».
В конечном итоге,
Whatever happened to Leon Trotsky? -
- He got an ice pick,
That made his ears burn.
   ***
Что случилось с Львом Троцким?
Он получил альпенштоком по голове,
который сделал дыру глубиной семь сантиметров.
- из песни группы The Stranglers «No More Heroes» в одноименном альбоме.
И хотя, творчество Душителей весьма неоднозначно с точки зрения идеологических предпочтений ее участников, само название группы отсылает к популярной в середине 1970-х гг. повестке о strangling - «душении» (свобод, инициатив и пр.), звучащей в британских прессе, ТВ, кино.
История банально повторяется, и сегодня для многих, живущих по принципу «всё и сразу» звездами политпопа становятся, по сути, продюсеры очередного спектакля. Но покажите хоть одного из них, чье лицо несет черты благородства, искренности, а их «трудовая биография» бела и непорочна?
The leaders of men
Born out of your frustration
     ***
Лидеры,
Рождённые твоим разочарованием
-  из песни «Leaders of Men» группы Joy Division.
Сегодня кто-то из оппов, в надежде повернуть время в «счастливые либеральные» делает ставку на партии, типа «Прогресс» Навального. Немного странно, ну да ладно (логичней было назваться «Регрессом»)...
Прогресс мне сел на шею
Прогресс мне надоел
Прогресс е@@т прогресса,
Прогресс прогресса съел
Люди взвыли от свободы,
Я сижу и ем икру,
В горле кость чужих находок,
Волком вою на луну…
- так незамысловато выразил свое отношение к буржуа в песне «Прогресс» Игорь "Птеродактиль" Свердлов, директор группы «Автоматические удовлетворители». Спел, понятное дело «Свин».
Но времена менялись, и вот «АУ» снимает ТВ - «Программа «А», 1992 год. Пьяный Андрей Валерьевич спит на сцене.
«Вам со мной не справиться!» - поет «Свин» Андрей Панов в песне «Асса». Так и вышло. Как и Йэна Кёртиса из Joy Division, Виктора Цоя, Майка Науменко от «гламура и дискурса» спасла ранняя их смерть. Как ни печально звучит последний тезис.
We will laugh 'cause death ain't a sin
La mort semble parfois un bien
A Berlin, bientôt la fin 
***
Мы будем смеяться, потому смерть не грех
Смерть иногда кажется хорошо
В Берлине, почти конец.
- спели французские коулдвейверы Guerre Froide («Холодная война») в хите «Demain Berlin», 1981.
При всех своих симпатиях (дань молодости) к «ДК», «АУ», «ГрОб», «Объекту насмешек», «Зоопарку», «Кино», «Аквариуму», «Звукам Му» и др.  объективно понимаешь, что, за редким исключением (как Егор Летов, может - Сергей Жариков из «ДК»…) весь их порыв, месседжи, «позиция» - суть просто планы спектакля, его новые сцены… И Летов здесь ближе всего к Дебору, который писал: «Таким образом, это желание отграничить себя от системы, создавая свою культуру, сопротивляться извне, - является очень сознательным. Именно в самоорганизации и автономии видится идеал общественного устройства, без подавления “системы” и “власти”».
Но к этому идеалу - самоорганизации и автономии, увы, оппозиция нынешняя никакого отношения не имеет. И песни Летова - не её песни.
Да и Дебор, как уже ясно, тоже не их парень. После того, как его показали по телевизору, он решил выиграть последний раунд с системой, застрелив себя. Sex Pistols же, поставивших точку в недолгой истории европейского - «деборовского» ситуационизма, возможно, все же поставили многоточие…
Уполномоченные Маклареном нести свет Дебора (добра?) на берега Темзы, «Пистолеты», в итоге, пробудили молодую Британию, и спровоцировали создание целого пласта новой музыкальной культуры (post-punk, new wave, ska, gothic etc) вкупе с соответствующей картиной мира ее носителей, волна которой дошла и до СССР, схлестнувшись с новыми пассионариями восьмидесятых…
Несмотря сегодня на то, что, как гласит аксиома, протест продается, и продается дорого (и бунт в формате Never Mind the Bollocks приносит прибыли уж точно не панкам с улицы), Джонни Роттен, вновь ставший Лайдоном, по-прежнему верит, что «слово сильнее пули». Даже той, что вошла в сердце Дебора.
Егор Летов же, подобно глыбе, устоял посреди Спектакля (до 19 февраля 2008 г.), не поддавшись ни левым, ни правым, ни красным, ни белым, и сразу - на небо.
Из земной юдоли
В неведомые боли - ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-СКОК!!!
     <…>
Из калёной стали
В чудовищные дали - ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-СКОК!!!

ПРЫГ-ПОД КОЖУ
СКОК НА ЯБЛОНЮ
ПРЫГ ПОД КОЖУ
СКОК НА НЕБО!!!
(Егор Летов, «Прыг-скок», 1990 /издано в 1999 г.).


Начало текста С.Новопашин - "От Ги Дебора до Летова Егора": http://novigrad-s-a.livejournal.com/11697.html

спектакль, punk-rock, Егор Летов, протест, Ги Дебор. Guy Debord, ситуационизм

Previous post Next post
Up