Еще одна небольшая временная выставка идет сейчас в Эрмитаже «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI - XIX веков». Располагается в Синей спальне Императрицы Марии Александровны 307 зал. Не скажу, что я люблю испанскую культуру, хотя Лопе де Вега и Сервантеса читала, с картинами Пабло Пикассо и Франсиско Гойи знакома:)) В анонсе выставки привлекло именно парадоксальное сочетание совместного представления стекла и текстиля.
Эрмитаж. Синяя спальня Императрицы Марии Александровны выставка "Испанский стиль"
Захотелось посмотреть, как будет обыгрываться идея кураторами. Поэтому видео анонс смотреть не стала, но всем, кто пойдет - искренне советую. Страница с 20-минутным роликом
на сайте Эрмитажной Академии. Если вы не специалист по испанской культуре, то вам будет интересно узнать о бытовом назначении некоторых изделий. А если увлекаетесь вышивкой, то образцы текстиля, собранные кураторами, вполне возможно «сподвигнут» вас на собственное творчество.
Верний ряд: вышивка с изображением вазонов с цветами и птиц (бархат, серебряная нить) XVII век; Кружево с изображением стилизованных цветов и столовая посуда королей Испании, произведенная на собственной стекольной мануфактуре с цветочным узором вторая половина 18 века. Нижний ряд: Полоса с узором из фантастических существ, цветов и стеблей. Ажурная вышивка золотой и шелковой нитью 16 век.
Что же послужило в качестве объединения столь разнородных материалов? Узоры, в которых отразился редкий испанский симбиоз мавританской, европейской культур и культуры исчезнувших цивилизаций «Нового света», чьи золотые изделия массово везли испанские завоеватели.
Покров с изображением фантастических существ. Вышивка гладью по льну. 17 век
Вот еще одно парадоксальное сочетание - на фото выше покров (оффертори), который использовался в католических храмах. Фантастические звери на нем явно отголосок искусства индейцев.
Вышивка с узором из стилизованных цветов. Шелк, кожа. шнур, аппликация. 17 век
Орнаментальные формы и стилизованные цветочные мотивы, чаще всего цветы гвоздики, декорировали сверху «кожаными блестками» - маленькими кружками или ромбиками из так называемых «золоченых» кож, производством которых издавна славилась Испания. Кожаные блестки располагались в определенном порядке, дополняя накладные элементы узора. Кожа использовалась также и в обрамлении изделия, имитируя фестоны кружевных отделок. Использование этого необычного для текстиля материала стало яркой национальной особенностью декора испанских вышивок.
Источник Верхний ряд: Стеклянные настенные светильники. Каталония. Начало 19 века; Многоручные вазы и стеклянные фигурки. Андалузия 16-18 века. Нижний ряд: Посуда королевской мануфактуры Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо. Слева - двуручная кружка, стакан, двойной сосуд для масла и уксуса; Справа - графины плоской и округлой формы.
Несмотря на то, что в андалузской посуде (фото справа вверху) присутствуют явные арабские мотивы, стеклянные фигурки сказочных животных для украшения интерьеров очень похожи на такие же, но из золота, привозимые в страну испанскими конкистадорами.
На выставке собраны более 60 экспонатов стекла и вышивки, посмотреть ее внимательно и не торопясь можно за час. Работать она будет до 18 сентября. В зал 307 (Синяя спальня) можно попасть по «гобеленовому» коридору из 156 зала, где показывают
«Диковинный и дорогой Китай». Я брала билет на 2-й маршрут, потому что он начинается с церковной лестницы, а 156 зал там рядом. #моявесна плотно загрузила меня работой, но полутора часов на осмотр двух выставок в Эрмитаже мне хватило:))
А вы ходите в Эрмитаж гулять или что-то целенаправленно смотреть?