# про детей

Feb 08, 2005 17:45

Долго этот пост планировался к написанию, да всё некогда.
Некогда и сейчас, потому всё будет схематично и сумбурно.
Короче, речь пойдёт о детях, при том не моих.



Волею судеб, что ли, нынче я занимаюсь своей племянницей Машей - чудной девой 3х лет от роду.

В понятие "занимаюсь" ничего особенного не входит: ни образование, ни воспитание, а лишь присмотр, ибо дитя малое - неразумное. Но, конечно, присматривать молча сложно, особенно - за фантастически говорливым ребенком. Поневоле начинаешь этому самому ребенку отвечать. И вот тут на сцену под звон фанфар вылезает моя идея отношения к детям (вообще) и их воспитанию (в частности).

Надо сказать, что некоторым может казаться, что я не люблю детей - особенно младенцев. Равно как и кошек.
А ведь я не совсем их не люблю. Я их, конечно, люблю. Но, будучи по натуре горячим эстонским парнем, люблю я их спокойно и тихо, без умиления и сюсюканья.
Вот эта сухость и прохладность всеми воспринимается как нелюбовь.
Но они категорически не правы.

Ну так вот возвращаясь к нашей Маше.
Она - невероятная почемучка.

Те, кто застал моих детей в их младенчестве, оценят нашу с Машей встречу.
Я ненавижу почемучество. Конечно, спросить "почему пора спать?" - "потому что поздно", или "почему сегодня котлеты?" - "потому что вчера была рыба" - это здраво. Но дети-почемучки не интересуются такими прагматическими вопросами. Лучше всего классический Почемучка изображен в мультфильме "Почему слоны?" - если помните, там в числе тысячи бессмысленных вопросов ребенок, придя в зоопарк и услышав от мамы - "Петя, вот слоны!" - вопросил заглавный вопрос.

После подобного вопроса взрослым полагается разводить руками в недоумении. Особо невыдержанные взрослые разражаются раздражением. Некоторые умиляются. Но внятного ответа на "Почему слоны?" и подобную муть дать никто не может. Потому что не понятно, что спрошено-то? Почему слоны - что-о-о?

Нет, вы не думайте, я тоже не знаю, почему слоны.
Но у моих детей это почемучство удалось пресечь на корню. Потому что я как-то быстро сообразила, что ребенку на самом деле совершенно всё равно, почему слоны. И что это он просто привлекает к себе внимание одним из немногих доступных ему способов.
Но ведь знания и знакомство с окружающим миром ребенок получает уж всяко не из ответов ближайшего к нему взрослого. Будь так - странная была б у всех картина мира. Ведь взрослый может быть уставшим, задумавшимся, не в теме или вовсе дураком... И если б только его ответами формировались у ребенка знания - туши свет.
Более того. Тот факт, что задавление почемучства на корню не делает личность ущербной - прекрасно демонстрируют мои три подросшие личности. Ха.

Так что максимум настоящего внимания ребенку - плюс отсылка к настоящим источникам знания - плюс вежливость и корректность = и вот вам рецепт выращивания молодых и юных гениев, не обремененных комплексами от недостатка внимания.

Это я всё очень схематично, конечно. излагаю. Дети - существа не простые, и подход к ним не так прост.

И второй краеугольный камень моей доморощенной теории - это отношение к ребенку как к взрослому. Крайне важно разговаривать с ребенком как со взрослым (только без мата :))). Тут мне в помощь - моё отсутствие мозгов. Я по определению не могу говорить даже со взрослыми о синхрофазатроне и сферических конях в вакууме, потому речь моя проста - но всё ж сложнее речи обычного ребенка.

Особенно ребенка, у которого есть бабушки. Это - отдельная тема и в некоторых случаях натурально хроника, потому что ничто так не уродует личность ребенка, как бабушки.

Но я рискую не закончить этот пост даже к утру, если совсем углублюсь в вопрос. Так что перескакиваем обратно к Маше.

К Маше-почемучке, которой досталась такая циничная тётка.
"Почему слоны" рядом с Машей - отдыхает. У Маши "почему" - всё, и по ней хорошо учить русский язык, потому что, составив фразу, она потом задаёт к каждому слову отдельный вопрос.

- Почему у меня замерзли руки?
- Потому, что зима.
- Почему зимой мерзнут руки?
- Потому, что зимой холодно.
- Почему зимой холодно и мерзнут руки?
- Потому что солнышко слабо светит.
- Почему зимой солнышко слабо светит, холодно и мерзнут руки?..

И этот белый бычок может продолжаться до бесконечности.
Пару дней я "знакомилась" с Машей, кропотливо отвечала на все вопросы, в том числе и вспомогательные, и наблюдала.
Она, ясен пень, наблюдала за мной.

На третий день наступил enough и overfull. И я стала бороться с Машей её же оружием.

Едем в маршрутке. Маша вообще персона публичная и особенный цирк устраивает именно на людях.
Сидит, строит глазки, кривляется, нарочито хлопает глазами. Потом гордо вопрошает.
- Почему я моргаю глазками?

И вот вам мой ответ.
- Потому что трудно моргать носиком. Попробуй?

Маша задумалась, попробовала, озадачилась, и на этом поток дополнительных вопросов иссяк. Тогда как в случае ответа "Потому что хочешь понравиться", "Потому что тебе скучно", "Потому что играешь в куклу" и т.п. - возникает дополнительное "Почему мне скучно?" - "Почему я хочу // играю...?" - и так до посинения.

Иногда так же удачно не сымпровизируешь. Например, когда ей делаешь замечание "Не балуйся", Маша довольно спрашивает:
- Почему я балуюсь?

На этот тип вопросов родился такой тип ответов:
- Кто балуется?
- Как кто - я! (гордо)
- Ты балуешься?
- Да!
- Тогда почему ты меня спрашиваешь о том, что делаешь ты?..

И совсем песня, подтверждение моей теории на все сто.
В очередной раз звучит вопрос: "Почему у меня замерзли ручки?" -
- Потому что лето.
Маша озадаченно молчит, потом поправляет:
- Нет же! Зима!
- Где зима?
- У нас зима! Солнышко светит мало и на улице холодно!

Вот вам и Почемучки. Они знают всё. А что не знают, то готовы узнать, но не обязательно из ответа раздражённого затурканного взрослого. Но привыкнув слышать "не знаю" и "потому что", они плодят свои вопросы в какой-там-геометрической-или-какая-бывает прогрессии - только чтоб с ними поговорили!

А с Машей совершенно великолепно именно разговаривать. Она рассказывает такие истории, что даже меня пробирает. И доля дурацких "почему" стремительно сходит на "нет". Остаётся разумная доля "почему" - на глазах.

Разговор с трехлетним ребенком, когда аппелируешь к нему как ко взрослому, со стороны смотрится очень смешно. Как-то я делала Маше выволочку за действительно дурное поведение, но не используя слов "бяка" и "кака", а объясняя её мотивацию, иллюстрируя содеянное и прогнозируя возможные последствия и перспективы её такого поведения.
Так. что обгонявший нас прохожий, угорая, произнес: "Да он же маленький и не понимает!"
Хрен вам.
Этот "маленький" с тех пор ни разу - по крайней мере при мне - такого не повторял. Между тем, до нашей встречи это мучило всех, но избавить Машу от этой привычки никому не удавалось.
И даже если она там, дома, без меня продолжает это.... При мне-то прекратила? Это показывает, что она вменяема. Что ее можно научить и объяснить. Но надо найти верный ключик.

Не следует думать, что Маша у меня построенна и ходит, дрожа, по стеночке. По крайней мере мне кажется, что она видится со мной с радостью. И воспитательный момент понимает адекватно.

Последняя зарисовка: на улице. Спешим.
- Маша! Не танцуй, пожалуйста!
(она да. умеет. идет и танцует)
- А где можно танцевать?
- В танцевальном зале. На дискотеке. Не ходишь на дискотеки? Тогда дома. Хорошо? А в метро это делать опасно. На улице - опасно. Могут толкнуть, можешь упасть.
- Хорошо, приду домой - буду танцевать.

Идем спокойно, идем...
- Маша, пожалуйста, не тормози!
- Хорошо. Приду домой - буду тормозить.
Previous post Next post
Up