Многие, наверное, еще помнят такое - "стратегическое Каракорумское шоссе" (ККШ) - его начали строить в кон. 50-х через подконтрольную Пакистану часть Кашмира из китайской Уйгурии в Исламабад.
В ходе стр-ва прошли 2 большие индо-пакистанские войны (+ неск. конфликтов меньшего масштаба), Китай оккупировал часть территории Индии, а запущено шоссе было аккурат в 1979 году - и пошло по нему, в числе прочего, китайское оружие и боеприпасы "духам" в Афган - с нами воевать (напомню, что тогда против нас там "работал" практически весь мир - в отличии от почти "тепличных условий" у западной коалиции сейчас).
Но места там суровые - один перевал Хунджераб (ок. 4.700м - самый высокогорный для магистральных дорог с твердым покрытием в мире) чего стоит! Зимой движение часто прерывалось - лавины, сели, обвалы и т.д., а в январе 2010 года грандиозная селевая лавина привела к
образованию в долине Ханза (по к-рой проходило шоссе) нового озера Аттабад - автомобильное движение было перекрыто, грузы перегружали и перевозили по воде на лодках:
Китайцы "почесали репу" и оперативно построили обьезд - с тоннелями и мостами - к сентябрю 2015 года. Но этого мало - в том же 2015 г. была принята комплексная программа "пакистано-китайского экономического коридора", к-рая включает не только полную реконструкцию Каракорумского шоссе (с расширением ширины дор.полотна до 30м - ! - правда сомнительно, чтобы это было везде возможно на местности...), стр-ва/реконструкции ответвлений от него, перестройки дорог до портов Гвадар (там Китай обустраивает и свою ВМБ) и Карачи, но и др. пакистанские инфраструктурные проекты - в т.ч. по энергетике (в основном - угольной, но запланирована и самая мощная в мире солнечная э/станция)
Всего на программ уже выделено 50+ млрд.долл., но это только начало и по оценкам она даст работу 700 тыс. пакистанцам и прирост местного ВВП на 2+%. Все это "скромно" именуется восстановлением "Великого шелкового пути" (только вот севернее аналогичные проекты буксуют - в отличии от нек-рого "взаимопонимания" во внешней политике России и Китая... Правда на днях первый поезд из Китая прибыл в Британию, но лишь небольшая часть маршрута пролегала по территории РФ и оператором там были казахи - это при наличии такого актива как Транссиб!).
Цель Китая понятна - через порты Пакистана открывается "резервный" доступ к вост. Африке (где у Китая масса экономико-сырьевых интересов) и к Персидскому Заливу - правда там Сентком США с 5-м флотом - но Китай же не зря наращивает свои военные расходы (и пока его никто не остановил, хотя с приходом Трампа начнется новый этап этой "игры" -
http://nosikot.livejournal.com/3637249.html. Ну а в перспективе - через "успокоенные" Ирак и Сирию - в Средиземье, к Европе!
Правда, надо сказать, что устойчивость таких сооружений как ККШ, хм, в "особый период" невысока - учитывая значительное кол-во уязвимых инженерных сооружений и невозможность обьездов, но китайцы стараются до "края" не доходить.