Гибель эскадры адмирала Шпее у Фолклендских о-вов (1914 год)

Jan 05, 2014 20:00



Общая схема боя

С началом 1-й Мировой войны на Дальнем Востоке базировалась германская крейсерская эскадра адмирала фон Шпее - 2 броненосных и 4 легких крейсера (кроме нее, из корабельных соединений, за пределами Северного моря у немцев был лишь отряд адмирала Сушона на Средиземном море - «Гебен» и «Бреслау», к-рые и наделали нам столько бед на юге - а Черчилль, например, считал, что они и вовсе изменили ход мировой истории - не без помощи британцев, пропустивших их в Черное море).

Вступление в войну на стороне Антанты Японии не оставляло кораблям Шпее шансов на сохранение своей базы - Циндао в Китае (так, кстати, сейчас называется лучшее китайское пиво - немцы научили местных варить 100 лет назад), надо было пробиваться в Германию. Правда, один из кораблей эскадры Шпее - «Эмден» - получил разрешение отделиться и уйти в одиночное плавание, вписав в истории рейдерских операций знаменательную страницу (по ходу потопив наш «Жемчуг» в Пенанге - но в этом большая заслуга разгильдяйства командира крейсера).

Сам Шпее выбрал путь домой через Тихий океан, вдоль берегов Чили на юг. 1 ноября в р-не Вальпараисо он встретил и разгромил британскую эскадру адмирала Крэдока (бой у Коронеля), потопив, с минимальными потерями, 2 броненосных крейсера британцев (в память о погибших в соборе Порт-Стенли на Фолклендах есть мемориальная плита) - такого «владычица морей» вынести не могла и открыла на немецкие корабли масштабную охоту (так же будет и в 1941 году, после потери «Худа»), ослабив даже свой Гранд Флит в метрополии - в Южную Атлантику отправились 2 дредноута - линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Но в войне на море мало выделить превосходящие силы - надо еще и суметь найти противника и принудить его к бою.

Тем временем эскадра Шпее обогнула мыс Горн и взяла курс на север, встреча с британцами в Атлантике была бы делом случая, но неожиданно германский адмирал решил посетить Фолклендские о-ва и разгромить имевшуюся там угольную базу британцев (на военном совете большинство командиров кораблей высказывались против, но решение было принято…). 8 декабря 1914 года Шпее на Фолклендах встретил 2 линейных (они из-за размеров не могли войти в Порт-Стенли и стояли, как и наш «Заандам», во внешнем Порт-Вильямсе), 3 броненосных, 2 легких и 1 вспомогательный крейсера британцев (кроме того в Порт-Стенли стоял посаженный на мель броненосец «Канопус» - в качестве стационарной батареи), угольщиком у британцев «работал» старый, но знаменитый «Грейт Бритн» - часть его мачты установлена на набережной Порт-Стенли. Соотношение сил (у британцев - 20 305-мм орудий, 4 190-мм и 50 (31 на борт) 152-мм, у германцев - 16 210-мм и 12 150-мм (12 и 6 на борт, соответственно), не считая меньшего калибра, линейные крейсера существенно превосходили немцев по скорости), время суток (раннее утро) и погода (видимость была «100 на 100») сделали свое дело - оба броненосных и 2 легких крейсера германцев были уничтожены, потери британцев - несколько человек против примерно 2.000 у немцев (победители великодушно установили в память о погибших мемориал в Порт-Стенли). Ускользнувший «Дрезден» британцы перехватили через 3 месяца - крейсерская эпопея боевых кораблей специальной постройки завершилась, наступила пора «коммерческих рейдеров» (вооруженных торговых судов). Необходимо отметить, что английские корабли прибыли на Фолкленды всего за сутки до немцев - поразительные точность и удача!

Что же произошло - зачем Шпее завернул на Фолкленды? Сам адмирал в том бою погиб (с флагмана германцев вообще никто не спасся, включая двух сыновей адмирала - британский броненосный крейсер «Карнарвон», вместо того, чтобы спасать выживших с потопленного «Шарнгорста» поспешил участвовать в добивании «Гнейзенау», хотя в его помощи линейные крейсера абсолютно не нуждались!). Всё просто - по сохранившимся свидетельствам выживших немцев адмирал за несколько дней до боя получил шифровку из штаба о том, что на Фолклендах он не встретит боевых кораблей англичан и, соответственно, сопротивления. Как это ни странно, но отправили ее британские морские разведчики - в октябре на Балтике наскочил на камни германский легкий крейсер «Магдебург», находившиеся поблизости наши корабли своей артиллерией разбили корабль, не дав немцам провести планомерную эвакуацию или, хотя бы, уничтожение секретных документов, в т.ч. и шифров - их и добыли водолазы Балтфлота (немцы об этом не догадывались, рассчитывая, что всё покоится на дне морском). Естественно, Россия поделилась ценным трофеем со своей союзницей - Британией, сильно облегчив той борьбу на море.

Т.е. вновь, как и в случае с броненосцем «Адмирал Шпее» (см. событие №1 - вот ведь имя невезучее - и сам погиб в Южной Атлантике и корабль его имени там же!) мы имеем дело с виртуозной работой британской разведслужбы, органично вписанной в общую стратегию гос-ва и опирающуюся на взаимодействие с другими его институтами - армией, дипломатией, бизнесом и пр. Но ведь и ошибки немцев были на месте!

Основная, со стороны Шпее - для разгрома угольной базы в Порт-Стенли (при отсутствии там боевых кораблей англичан) достаточно было одного легкого крейсера и его десантной партии, остальная часть эскадры должна была держаться поодаль, получив, таким образом, шанс на спасение при любом раскладе. Шпее же послал в авангарде «Гнейзенау» и «Нюрнберг», а после обнаружения превосходящих сил британцев и сам присоединился к ним - зачем это всё?! Правда, он постарался исправить ошибку, приказав легким крейсерам уходить, рассчитывая сковать остальные корабли британцев - но их было слишком много, как уже сказано выше спасся только «Дрезден».

Да и вообще эффективным шагом, с точки зрения нанесения англичанам ущерба был бы роспуск эскадры и рейдерские действия ее крейсеров поодиночке на морских путях (особенно после Коронеля) - как показал пример того же «Эмдена» (тот, кстати, тоже был перехвачен в результате весьма глупой идеи разгрома радиостанции - ! - британцев на Кокосовом о-ве в Индийском океане), но Шпее был линейным адмиралом и такие мысли ему в голову не приходили (он и «Эмден» то отпустил со скрипом), результат - гибель его самого, обоих его сыновей и четырех крейсеров с экипажами.



Англичане спасают выживших с «Гнейзенау»

Более общая недоработка главного командования немцев - они не воспользовались самым благоприятным за всю войну для них соотношением сил на море на главном ТВД в конце 1914 - начале 1915 года (кроме Фолклендов были еще и Дарданеллы) и не попытались дать генеральное сражение - Ютланд произошел слишком поздно…

Мои фото мемориалов на Фолклендах воспоследуют!

Предыдущие отчеты:
"Водопады Игуасу" - http://nosikot.livejournal.com/1396712.html
"Круизник "Заандам" - http://nosikot.livejournal.com/1396740.html
"Бразильская шашлычная" - http://nosikot.livejournal.com/1397159.html
ВИДЕО - водопады - http://nosikot.livejournal.com/1397706.html
ВИДЕО - водопады-2 - http://nosikot.livejournal.com/1397882.html
ВИДЕО - парк птиц, Игуасу - http://nosikot.livejournal.com/1398371.html
Визит в президентский дворец - http://nosikot.livejournal.com/1399130.html
ВИДЕО - парк птиц, часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1400610.html
ВИДЕО - Копакабана - http://nosikot.livejournal.com/1401403.html
ВИДЕО - Рио с Сахарной головы - http://nosikot.livejournal.com/1402039.html
Макуко-сафари на водопадах Игуасу - http://nosikot.livejournal.com/1404011.html
Исторические заметки, "по маршруту":
Первая морская битва 2-й Мировой - http://nosikot.livejournal.com/1400091.html
Фолклендская война - http://nosikot.livejournal.com/1402416.html

P.S. Вот эти исторические записки я тут распечатываю (по четверть доллара страница,блин!) и раздаю нашим читать - нельзя забывать о миссии просвещения!

флот, история, путешествия

Previous post Next post
Up