Городок Печоры находится в пятидесяти километрах к западу от Пскова, у самой границы с Эстонией (от центра города до пограничного перехода всего два с половиной километра). И главная достопримечательность этого города, из которой он возник и получил своё название, - это Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь - один из самых известных монастырей России. В Печоры я приехал морозным ясным утром (ещё только светало) и в монастырь направился в первую очередь.
Само слово Печоры (печеры) - означает "пещеры". В центре монастыря, рядом с центральным собором, находятся подземные "Богом зданные пещеры", где примерно с середины XIV века селились монахи, предположительно бежавшие на север с территории нынешней Украины от набегов крымских татар. А датой основания непосредственно монастыря считается 1473 год, когда иеромонах преподобный Иона Псково-Печерский основал в пещерах церковь Успения Пресвятой Богородицы. Многим обитель обязана преподобному Корнилию игумену Псково-Печерскому, являвшемуся настоятелем монастыря в середине XVI века. Между прочим, смерть Корнилий принял... от руки Ивана Грозного, подозревавшего его в нелояльности. Царь убил его своим жезлом прямо в монастыре.
2. И, по преданию, обернувшись, и увидев, какую красоту создал игумен, царь сразу же раскаялся в содеянном и собственноручно отнёс тело игумена в храм, окропив его кровью центральную дорогу, получившую из-за этого мрачное название "кровавый путь":
3. Но, впрочем, то, что мы видим сейчас, построено, как правило, значительно позже. Вот, к примеру, очень красивая и необычная Покровская церковь, надстроенная над пещерным Успенским собором, возведена уже во второй половине XVIII века. Хоть и в стиле барокко, но всё равно сквозят в её облике древнерусские мотивы.
4. А чуть левее - построенные при Корнилии Благовещенская церковь и монастырская звонница (в уже узнаваемом характерном псковском стиле):
В XVI веке, после присоединения Псковской земли к единому Русскому государству, была возведена укреплённая внешняя монастырская стена. Дело в том, что проходящая сейчас поблизости западная граница России была таковой и в ту эпоху. И монахи были вынуждены стяжать духовный подвиг и бороться с невидимыми врагами там, где вечно нарушали покой враги земные, видимые. Неспокойные ливонцы, а затем и поляки, и шведы с той стороны границы нередко совершали разорительные набеги на русскую землю, нанося при этом первый удар по Псково-Печерскому монастырю, который отныне, будучи обнесён мощной стеной, стал выполнять также функцию пограничной русской крепости. Поляки безуспешно осаждали монастырь в 1581-1582 годах, а в 1611-1616 годах монастырь выдержал осады сначала польских же войск гетмана Яна Ходкевича, а затем шведов под командованием короля Густава II Адольфа. Неудачей для шведов закончилась и осада Псково-Печерского монастыря уже в Северную войну - в 1701 и 1703 годах. В общем, Псково-Печерский монастырь, наверное, можно считать наиболее воинственным русским монастырём за всю историю.
5. Монастырь, как видим, находится в низине. С одной стороны, для крепости не очень удобно, с другой, - при осаде отсутствует проблема водоснабжения защитников. Благодаря текущему по оврагу ручью, для которого в башне был сделан проём.
6. Перепад высот заметен:
7.
Псково-Печерский - единственный монастырь в России, ни разу не закрывавшийся при советской власти. Но, что самое главное, в 1920-е-30-е годы, то есть в период самых суровых гонений на церковь, монастырь сохранился благодаря тому, что находился и вовсе за пределами Советского Союза, в составе Эстонии (в период её первой независимости). Всё дело в том, что большевики в 1920 году, подписывая мирный договор с Эстонией, во-первых, первыми признали независимость этой страны, а во-вторых, подарили эстонцам Печоры с Изборском, входившие в состав Псковской губернии, а также Нарву с Ивангородом, входившие в состав губернии Санкт-Петербургской. Разумеется, сделали они это не просто так, а в благодарность за то, что годом ранее эстонцы здорово удружили большевикам в деле уничтожения белой Северо-западной армии Юденича после краха её наступления на Петроград. Как-то странно после этого выглядят слова сочувствия к эстонцам (в смысле, к белоэстонцам) со стороны людей, ненавидящих большевиков и сочувствующих белогвардейцам, боровшимся за единую и неделимую Россию.
В общем, как бы там ни было, а вышло так, что в те годы, когда в советском государстве царил воинствующий атеизм, сопровождавшийся массовым закрытием и разрушением храмов и монастырей и репрессиями против священнослужителей, в буржуазной Эстонии монастырь продолжал жить своей обычной жизнью. Но особенно интересно то, что советская власть не закрыла его и после присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Он продолжал действовать и в советские годы, являясь чуть ли не единственным действующим монастырём на территории СССР.
8. Кликабельная панорама монастырской стены:
9. Вход в монастырь. Святые ворота с церковью преподобного Корнилия:
10. Памятник самому игумену рядом с входом:
11. Карета (или, как написано, коляска) императрицы Анны Иоанновны, которая после посещения обители вынуждена была карету оставить в дар, а возвращаться на санях, - Её Величество здесь застигла снежная метель.
12. Табличка у ящика для пожертвований, написанная на английском и эстонском финском языках. Не знаю, кто так умудрился перепутать языки, но я абсолютно уверен, что предполагалось дублирование именно на эстонском языке (что очень даже резонно в связи с близостью границы и обилием эстонских туристов), но почему-то написали именно на финском.
13. Помимо Святых ворот, есть ещё и внутренние ворота монастыря, с надвратной церковью святителя Николая. Построены в 1564-1565 годах.
14. Вид с внутренней стороны:
15. Одна из наиболее поздних построек - собор Архангела Михаила, построенный в 1815-1827 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Луиджи Руска.
16. Вид снаружи монастыря. Между соснами и стеной - крепостной ров.
17. Ещё один панорамный вид:
18. Монастырь находится на окраине города (хотя к такому маленькому городку это слово применить трудно). За стенами монастыря - обширные поля:
19.
20. О монастыре на этом всё. Но впереди ещё пост про сам город - интересный своей уникальной для русских городов эстонской архитектурой 1920-х-30-х годов, которая тесно соседствует с православным русским монастырём.