Веси вокруг Олонца

Jan 21, 2014 19:26

Как уже сказано в предыдущем посте, Олонец на всех своих концах плавно перетекает в соседние с ним деревни. И вокруг Олонца примерно на 10-15 километров в каждую сторону расположена в своём роде агломерация из множества весей, растянутых по берегам рек. В некоторых из них есть интересные достопримечательности - церкви, поклонные кресты, мосты, избы. Всё я охватить не успел, но всё же постараюсь показать самое интересное, что я успел увидеть.



Взглянем на карту. Как видно, Олония (то есть ближние окрестности Олонца) - уголок, не похожий ни на что вокруг, нигде поблизости нет ничего подобного. Если вокруг дремучая тайга и болота, то именно здесь, в этом месте - огромное поле, в пределах которого и находится Олонец с окружающими его весями. Основу Олонии составляют две главных реки - Олонка, впадающая в Ладожское озеро, и её приток Мегрега. На слиянии этих двух рек и стоит город Олонец. Есть ещё речка Тукса - тоже приток Олонки, но она несколько в стороне. По берегам обеих рек непрерывным поясом растянуты многочисленные деревни, которые перетекают одна в другую. Дома в этих деревнях расположены только в два ряда - по двум берегам реки, а за околицами домов - обширные поля. Через реки переброшены многочисленные пешеходные деревянные мосты, но, в отличие от мостов в городе, они уже подвесные. В этих деревнях сохранилось немало старинных изб, которым больше ста лет. В общем, повторюсь, Олония - ни на что вокруг не похожий уголок, напоминающий скорее дальний Русский Север Архангельской области - где деревни и сёла тоже растянуты по берегам отдельно взятых рек, а вдали от берегов ничего нету, и где тоже сохранились в почти нетронутом виде старинные избы.



В этих местах живут карелы-ливвики - один из субэтносов карельского народа. Вопрос об их этногенезе остаётся открытым. По одной из версий, они образовались от ассимиляции средневековых племён корела и весь (то есть карелы и вепсы). Другая версия гласит, что это потомки прибалтийского финно-угорского племени ливы (от которых унаследовали название), некоторые представители которых в XIII веке бежали из Прибалтики от тевтонских крестоносцев на север и осели в районе Олонца, перемешавшись затем с теми же вепсами. В общем, как бы там ни было, но сейчас это весьма самобытная часть карельского этноса, имеющая существенные отличия, в том числе языковые. Северному карелу из Беломорья иногда было весьма трудно понять язык карелов из Олонца.

2. Итак, для начала я решил пройтись пешком от окраины Олонца вдоль реки Олонки (по-карельски она называется Alavoizenjogi). Правда, шёл я не по берегу, а по шоссе.



3. Названия у здешних деревень часто забавные. Вот, например, по какому пути пойдёт твоё лицо? :)



4. Такие поля здесь повсеместно:



5. Так я оказался в деревне Рыпушкалицы:



6. Через Олонку - подвесной деревянный мостик. Когда по нему идёшь, он ходит ходуном, как пружина.



7. Дом в правой части кадра - это настоящая национальная изба карелов-ливвиков:



8. Или вот, к примеру, тоже:



Здесь ещё теплится живой карельский язык. Пару раз слышал здесь, как по-карельски говорят местные бабушки. А у одной из них я спросил дорогу, и она мне ответила со своеобразным выговором - прибалто-финский акцент, наложенный на севернорусское оканье.

9. Рядом, возле деревни Кунилица, небольшой лес среди обширного поля:



10. В лес уводит дорога:



11. А в лесу находится кладбище. Видите между деревьями местную достопримечательность? Сейчас пойдём к ней.



12. А вот и она. Кладбищенская церковь Успения Богородицы, построенная в XVIII веке.



Ниже по течению Олонки находится ещё множество сёл, имеющих свои достопримечательности (например, церковь Спаса Нерукотворного XVIII века в селе Еройла). Цепочка сёл, тянущихся по берегам реки, завершается крупным (3 тысячи жителей) посёлком Ильинский (по-карельски Алавойнен). Но я дальше уже не пошёл, ибо время моё было ограничено.

13. Я пошёл пешком обратно в Олонец:



14.



Вернувшись в Олонец, я отправился знакомиться с сельской средой второй олонецкой реки - Мегреги (по-карельски Mägriinjogi). И, сев на автобус, поехал в одноимённое село Мегрега в 10 км от Олонца. За эти десять километров автобус проехал три деревни - Судалица, Юргелица и Онькулица. Однако фактически на всё это расстояние растянута одна большая деревня с застройкой по двум берегам реки Мегреги, через которую перекинуты такие же деревянные подвесные мосты. И лишь автодорожные указатели с названиями населённых пунктов напоминают о том, что, несмотря на видимое единство, ты постоянно попадаешь из одной деревни в другую. Я бы с удовольствием прошёл этот путь пешком, но опять таки, не давало время.

15. Итак, я сошёл с автобуса (который, кстати, шёл в Питер) в центре села Мегрега, у поворота на деревню Куйтежа (которая, кстати, тоже расположена на реке Мегреге, но уже в лесу, а не в олонецких полях). Вид передо мной предстал вот такой:



16. Мегрега - довольно большое село (почти семьсот человек). Даже обнаружился многоквартирный панельный дом (правда, только двухэтажный).



17. В центре села - церковь Воскресения Христова, построенная в 1869 году. В советское время была превращена в сельский клуб, который оставался там до недавнего времени, когда храм был возвращён Церкви. Сейчас готовится его восстановление.



18. Сельский уют. Обратите внимание на раритетный стенд "Кино".



19. А вот наконец и река. За мостом развилка: налево уходит основная дорога, приводящая к трассе "Кола", а направо уходит дорога, ведущая в глухую деревню Обжа. Я иду налево.



20. На реку глядят фасадами добротные карельские избы, некоторым из которых, быть может, уже под две сотни лет.



21. Мощь. Народная традиционная сельская архитектура впечатляет особенно.



22. Жаль только, что некоторые из них заброшены и разрушаются:



23. Но жизнь здесь теплится, дым из печных труб клубится:



24. И из проруби, как встарь, набирают воду:



На выезде из села находится лесопилка, а дальше начинается лес, - Мегрега находится на краю Олонецкого ополья.

25. С видом заснеженного леса в морозную солнечную погоду не сравнится ничто:



26. Я уже покинул село и иду по дороге вдоль леса, но моя цель пока ещё впереди.



Среди деревьев мелькнул рыжий зверёк, сначала мне показалось, что это кошка (я даже удивился, что она аж в лес ушла). А потом пригляделся, - лиса! Увидев меня, она быстро бросилась наутёк в глубину леса. Жаль, не успел сфотографировать. А возвращаясь обратно, увидел на обочине следы зайца.

27. Карельский лес часто отличается небольшой высотой сосен:



28. И тут я сворачиваю с дороги по протоптанной дорожке в лес - на сельское кладбище:



29. А вот и самое главное! Деревянная церковь святых мучеников Флора и Лавра, построенная в 1613 году в честь победы над шведскими войсками, вторгшимися в Олонию (хотя война в итоге была проиграна). Удивительно, но этому маленькому лесному деревянному храму четыреста лет!



30. Современный вид - не первозданный. Церковь изначально была просто бревенчатой, а обшивка досками - это уже результат реконструкции XIX века (в те времена это делали с многими бревенчатыми храмами Русского Севера). Но об эпохе, в которую построен этот храм, отчётливо напоминает крытая лемехом главка.



31. Я зашёл. Внутри никого не было, и было темно, лишь горели лампадки перед иконами. Церковь не закрывают, а впрочем красть там особо и нечего. Казалось бы, должно быть мрачно, а нет, там было очень мирно и хорошо.



32. Лес рядом с церковью:



33.



Церковь в Мегреге оставила сильные впечатления, сравнимые с финской кирхой в Лумивааре. А наверное, даже ещё больше. Потому что там всё таки элемент чужой культуры - финской, лютеранской, а здесь - своё.

34. Возвращаюсь на дорогу. Она уходит дальше - к трассе "Кола":



35. Но я возвращаюсь обратно в село. Вечер, солнце уже садится, на часах почти шесть.



36. Вновь смотрю на основательные карельские избы на берегу реки:



37. И поля, простирающиеся за дворами домов:



А в без десяти шесть вечера подошёл автобус, и я поехал обратно в Олонец. Уже стемнело, да и я весь город осмотрел, поэтому оставшиеся полтора часа тоже пришлось бесцельно ходить по городу. И лишь в половине восьмого вечера, когда я стоял на железнодорожном вокзале, вновь подошёл вагончик из Питкяранты, на который я сел, и получив у проводника выписанный от руки на бланке билет, поехал до Питера, где был ранним утром 20 января.

Поездка удалась. Самое интересное, что это был по сути первый для меня опыт этнографического путешествия. А это очень и очень интересная и широкая отрасль путешествий, которая даёт человеку возможность прикоснуться к настоящим корням, даже вне зависимости от того, о каком именно народе идёт речь.

Природа, Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up