В железнодорожных магистралях живёт история. Как ни странно, но некоторые железные дороги могут рассказать о тех или иных исторических событиях не меньше, чем, например, архитектура. Одна из таких - железная дорога Бологое-Полоцк-Седльце, повествующая о событиях истории России начала XX века, а помимо этого, на данный момент остающаяся живым заповедником истории российских железных дорог.
Конец XIX-начало XX веков были временем, когда над миром нависала угроза мировой войны, начавшейся в итоге в 1914 году. Складывались враждебные друг другу коалиции государств. В 1882 году оформился Тройственный союз, когда соглашение о военно-политическом союзе заключили между собой Германия, Австро-Венгрия и Италия. Вслед за этим начала оформляться Антанта, - в 1893 году Россия и Франция подписали соглашение об оборонительном союзе.
В 1901 году на совещании российского и французского генеральных штабов французы намекнули русским на необходимость строительства стратегической железной дороги Центр-Запад, по которой можно было бы перебрасывать русские войска из центра страны к западным рубежам на случай войны, в целях сдерживания германских войск в Восточной Пруссии. Французская сторона также заявила о намерении оказать финансовую помощь в строительстве этой железной дороги.
Было решено привязать новую железнодорожную линию не просто к центру России, а к главной магистрали страны - Николаевской железной дороге, то есть линии Санкт-Петербург-Москва.
Станция Бологое-Московское, ставшая отправной точкой Бологое-полоцкой железной дороги:
В 1902 году было утверждено окончательное направление строительства стратегической стальной магистрали - от станции Бологое, что на полпути между Петербургом и Москвой, через Полоцк в Царство Польское, до города Седлец (Седльце). В 1902-1906 годах были проведены изыскания и разведка местности, через которую должна пройти железная дорога. Действительный статский советник, инженер путей сообщения, А. Н. Рыжов вместе с изыскателями прошёл пешком всю будущую линию от Бологого до Полоцка, проводя при этом скрупулёзные исследования местности. Рыжов был после этого назначен руководителем работ по строительству железнодорожной линии. Железная дорога прошла по маршруту Бологое-Осташков-Торопец-Великие Луки-Невель-Полоцк. И далее: Полоцк-Молодечно-Волковыск-Седлец. Из-за Русско-японской войны и сокращения финансирования темпы строительства замедлились, и "правильное", то есть регулярное движение по Бологое-полоцкой было открыто лишь в 1907 году. В целом строительство железной дороги обошлось в огромную по тем временам для России сумму - 53 миллиона рублей, или 118 391 рубль на версту.
При строительстве железной дороги пришлось испытать немало трудностей, в связи с тем, что прошла магистраль через глухие дремучие места, мало отличающиеся от сибирской тайги:
Кроме того, заболоченные:
(болото Лебяжье возле разъезда Горовастица)
Естественно, для местного населения Бологое-полоцкая железная дорога несла цивилизацию и связь с крупными городами. Кстати, ещё одной из причин, по которым железную дорогу было решено проложить именно по этому маршруту, было стремление привязать к железнодорожной сети и к Петербургу старинные русские уездные города - Осташков и Торопец.
(Осташков)
(озеро Селигер)
Железную дорогу, которая имела изначально военное предназначение, сооружали на редкость капитально, хотя и прошла она через глушь. Она была построена в один путь, но насыпь была сделана под два пути, - на случай экстренной необходимости прокладки второго пути в случае войны, что позволяло бы ускорить процесс переброски войск по железной дороге. Между прочим, это хорошо заметно и сегодня. Посмотрите на эту фотографию, сделанную мной из заднего окошка тамбура, - чётко видно, что насыпь сделана именно под два пути:
Кроме резерва для второго пути на линии было построено множество запасных разъездов.
Был введён единый архитектурный стиль для вокзалов. На станциях III класса, которые на этой линии были самыми главными, были построены кирпичные вокзалы. Из них сохранились только вокзалы на станциях Бологое-Полоцкое и Невель-1 (до Невеля я пока ещё не доехал).
Станция Бологое-Полоцкое (Бологое-2) в пяти километрах от вокзала Бологое-Московское:
А таким был вокзал на станции Великие Луки. До наших дней он не сохранился:
На станциях IV класса (линейных) возводились деревянные вокзалы. Опять таки, несмотря на заповедную глухомань, на эстетике станционных зданий решили не экономить.
(станция Баталино)
Проект вокзала станции IV класса Бологое-полоцкой железной дороги:
К каждой станции была подведена вода. Кирпичные водонапорные башни также в целостности сохранились до наших дней почти на всех станциях.
Водонапорка на станции Осташков:
И на станции Назимово:
Проект с чертежом:
Также были построены казармы и полуказармы для путейцев:
Путейская казарма на станции Бологое-Полоцкое:
Весьма монументальное заброшенное паровозное депо в Бологое-2:
Кирпичный погреб для хранения керосина на станции Фирово:
Сохранилось и множество других построек железнодорожной инфраструктуры. которым уже почти по сто лет. Например, сторожевые будки:
(разъезд 297 км)
(бывший разъезд, а ныне полустанок 232 км)
Туалет на станции Баталино:
Хозяйственный сарай на станции Фирово:
Ручная стрелка на станции Фирово. На заднем плане видна водонапорная башня:
Стрелка на станции Осташков:
После постройки и открытия магистрали движение по ней не было интенсивным - две пары пассажирских и семь пар товарных поездов в сутки. Однако наличие запасных разъездов делало её пропускную способность высокой, и уже в Первую Мировую войну, как и предполагалось, по Бологое-Полоцкой пошли на фронт военные эшелоны с солдатами. Уже в советское время, в 1928 году была построена ещё одна железнодорожная ветка, соединившая Бологое-Полоцкую железную дорогу с линией Ленинград-Москва. А именно ветвь Торжок-Соблаго, которая до этого доходила лишь до станции Кувшиново. Эта ветка, называемая также Селижаровской, в честь посёлка, через который она проходит, также представляет собой уникальный заповедник истории железных дорог. Там сохранился песчаный балласт, деревянные шпалы и, самое главное, действующие семафоры, которых нету уже даже на самой Бологое-полоцкой. К сожалению, проехать по селижаровской ветке мне пока не довелось, но в будущем намереваюсь это исправить, ибо побывать в тех краях я собираюсь ещё не раз.
В Великую Отечественную войну вблизи Бологое-полоцкой железной дороги разворачивались боевые действия Ржевско-Вяземской, Торопецко-Холмской и Великолукской операций. Сама железная дорога, не утратившая своего стратегического значения, ежедневно подвергалась немецким авиационным бомбардировкам. И тем более поразительно то, насколько хорошо сохранились постройки железнодорожной инфраструктуры на этой линии. Часть дороги была оккупирована нацистскими войсками. Немцы подошли совсем близко к Осташкову, но город не сдался. Линия фронта прошла в 12 километрах от него.
На этом рубеже гитлеровцы смогли продержаться три месяца, до января 1942 года, когда началась Торопецко-Холмская наступательная операция Красной армии, в ходе которой немецкие войска были в течение месяца отброшены к Великим Лукам.
Памятник героям-железнодорожникам на станции Бологое-Московское:
Более интенсивным бомбардировкам подвергались, разумеется, более крупные станции. Поэтому именно на них и не сохранились старые вокзалы, а после войны были построены новые. Вот, например, сталинский вокзал 1950-х годов на станции Андреаполь:
Зал ожидания в послевоенном вокзале в Осташкове:
Бологое-полоцкая железнодорожная линия действовала на паровозной тяге вплоть до 1976 года, когда последние паровозы здесь были заменены тепловозами М62, ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭМ2 и ЧМЭ3. На 1970-е-80-е годы пришёлся пик расцвета этой железнодорожной магистрали. Интенсивность движения здесь едва ли не равнялась таковой в метрополитене. Шли товарные поезда через Великие Луки в Прибалтику, к портам Балтийского моря. Ходили и ночные пассажирские поезда Ленинград-Великие Луки и Ленинград-Невель. После распада СССР и отделения Прибалтики дорога эта постепенно стала приходить в упадок. Уже после 2000 года участок Бологое-Великие Луки был полностью переведён на дневной режим работы. Сейчас здесь раз в сутки курсирует дневной пригородный поезд Бологое-Великие Луки, а также пригородные Бологое-Осташков, Осташков-Селижарово и Великие Луки-Назимово. Изредка также ходят пассажирские поезда Москва-Осташков и Санкт-Петербург-Осташков. В этом глухом краю железная дорога по-прежнему сосредотачивает местную жизнь, являясь единственным средством связи с миром для многих из деревень, здесь без неё не прожить. На участке Великие Луки-Полоцк, где я пока не был, ходят пригородные поезда Великие Луки-Алёща и Алёща-Полоцк.
Бологое-полоцкая железная дорога является поистине заповедной и представляет собой настоящий объект культурного наследия, который необходимо взять под охрану. Немного осталось в России железных дорог, где настолько хорошо сохранилась бы старинная железнодорожная инфраструктура. Следует, во-первых, сохранить дошедшие до наших дней объекты этой инфраструктуры, а во-вторых, придать этой железной дороге статус объекта культурного наследия. А уж совсем интересно было бы пустить здесь старинный подвижной состав - паровозы и пассажирские вагоны, которые, на мой взгляд, среди такой старины смотрелись бы, наверное, даже более органично, чем современные локомотивы. Первый шаг в этом направлении уже сделан, - несколько раз ходившие экскурсионные ретро-поезда от Москвы до Осташкова. Но пока что дело дальше не продвинулось.
Железная дорога зачастую представляет собой нечто намного более интересное, чем просто вид транспорта.
9-10 июля я совершил поездку по Бологое-Полоцкой от Бологого до Великих Лук с остановкой в Осташкове, о чём также будет написано здесь.