Торжок разделён рекой Тверцой на два берега. Хоть и изначально он возник на правом берегу (именно там стояла крепость), но за реку перешагнул уже очень давно, и часть исторического центра находится и на левобережной - восточной стороне. О
правобережной стороне я рассказывал в прошлый раз, так что теперь время отправиться на левый берег реки.
2. Вид с пешеходного моста вверх по течению Тверцы (то есть левобережная сторона здесь справа).
3. Вид с левого берега. На другом берегу на реку смотрят немного неказистые домики. Между прочим, набережная Тверцы севернее моста носит необычное название Мобилизационная.
4. На левом берегу - Тверецкая набережная. Несколько лет назад её благоустроили, сделав променад. Правда, на мой взгляд, лучшим решением было бы сделать её целиком пешеходной.
5. Набережная застроена домами разного времени - от конца XVIII до начала XX века.
6.
7.
8. Если заглянуть в "изнанку" набережной, картина уже более неприглядная. Но до чего же колоритно! Всё-таки старый Торжок очень атмосферен.
9. Вид на правый берег. Уже знакомый ансамбль двух храмов, мост, и вдали Борисоглебский монастырь. Вот это, пожалуй, наиболее "открыточный" торжокский пейзаж.
10. Поднявшись по лестнице между домами, можно выйти к бывшему Воскресенскому женскому монастырю. Он впервые упоминается в 1625 году. Но в наше время он не действует, поскольку так и не возродился в постсоветские годы. Его корпуса по-прежнему занимает золотошвейная фабрика. Это - бывший Воскресенский собор (1796 год).
11. И круглая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1840). Жаль, но в Торжке на удивление много не отреставрированных и не действующих старых церквей.
12. Бывший келейный корпус:
13. В другую сторону Тверецкая набережная взбирается на Ильинскую гору, и это одно из самых красивых мест города. Повторюсь, что набережную стоило бы сделать полностью пешеходной, включая подъём на горку. По ней и так, как видно, народ активно гуляет.
14. А наверху стоит церковь Пророка Илии, построенная в 1822 году, с отдельно стоящей колокольней. В первой части она неоднократно появлялась на фотографиях вдалеке. Шпиль колокольни виден из многих точек города.
15. Возле церкви - Ильинская площадь, от которой ходят маршрутки в Тверь (в одном из домов там касса и даже маленький зал ожидания). Здесь же и городской рынок.
16. Старая застройка на улице Дзержинского - бывшей Ямской (опять-таки, я считаю, что было бы неплохо вернуть старое название).
17. А это гостиница Пожарского (названа так по фамилии ямщика, которому она изначально принадлежала; от этой же фамилии пошли и "пожарские котлеты"), построенная в конце XVIII века. Сейчас там музей. Правда, второй этаж здания фактически новодел, так как его восстанавливали недавно после сильного пожара (каламбур, однако), случившегося в 2002 году.
18. Площадь Революции и послание потомкам из 1969 года. Буквально спустя 6 дней после моего посещения Торжка
эту капсулу вскрыли.
19. Здание уездных присутственных мест (конец XVIII века):
20. И Владимир Ильич:
21. Дальше на юг исторический центр заканчивается.
22. Типовые советские кварталы. Большинство новоторов в наше время живёт именно в таких.
23. Дворы:
24. Но и тут попадаются частицы старой архитектуры:
25. Церковь Василия Великого (1723 год, перестраивалась в 1840).
26. Я не дошёл до Никольской церкви (1784 год), которая находится дальше. Но ещё до этого я запечатлел её с правого берега.
27. "Надо же, какое название улицы", - успел было я подумать. Но потом понял, что слово "почта" к названию не относится.
28. Автомобильный артефакт:
29. А ещё в левобережной части Торжка находится железнодорожный вокзал. Ведёт к нему улица Вокзальная прямиком от Ильинской площади. Именно сюда я приехал
поездом из Осташкова.
Гудок паровоза старинный Торжок впервые услышал в 1870 году, когда была построена так называемая Новоторжская железная дорога - 34-километровое ответвление от
Лихославля на магистрали Петербург - Москва. В 1874 году её продлили до
Ржева, а в 1888 до Вязьмы. В 1911 году станция Торжок становится узловой - на запад построили ветку до села Каменное (ныне город Кувшиново), которую впоследствии продлили до Селижарово и Соблаго. Сейчас это глухая заповедная ветка с семафорной сигнализацией, и именно по ней я и приехал в Торжок.
30. Нынешний вокзал построен в 1960 году.
А первоначальный вокзал был деревянным, но он пал жертвой бомбёжки в октябре 1941 года. Во время войны немцы не смогли взять Торжок, но уже Старица и Калинин (Тверь) этой участи не избежали, и до января 1942 Торжок был фактически прифронтовым городом.
31. Зато сохранилась старая водонапорная башня.
32. А ещё, видимо, вот этот деревянный домик на Привокзальной площади, который сейчас занимает автостанция. Она на удивление маленькая для такого города, но, как я понял, с неё ездят в основном по Торжокскому району, а до Твери чаще на маршрутках с Ильинской площади.
33. Пейзаж станции. Это вид в сторону Лихославля. Что особенно интересно, в Торжок приведена электрификация, которая тут же и заканчивается - получается такой "аппендикс" контактной сети от Главного хода. Связано это, вероятно, с расположением в Торжке вагоностроительного завода (ныне не действует), который выпускал электрички. Ну и вдобавок, от Твери до Торжка ходят электрички, а не тепловозные поезда, которым пришлось бы половину маршрута идти под "шнурком".
Кстати, уже после моей поездки, в декабре 2018 года, между Торжком и Тверью запустили "Ласточки" - четыре пары в день (в дополнение к трём парам обычных электричек). Но примерно тогда же и поезд из Осташкова обрезали до Кувшиново (так что от Торжка до Кувшиново сейчас пассажирского движения нет). На юг дважды в день ходит пригородный под тепловозом до Ржева. А из дальнего следования через Торжок сейчас проходит только поезд Петербург - Смоленск (в обе стороны ночью), на котором я в 2015 году ехал в Старицу.
34. Вид в другую сторону. Там, в конце станции, заканчивается контактная сеть.
35. И вот как это выглядит:
36. Дальше - царство тепловозной тяги. Короткое время два пути идут рядом, но через три километра они разойдутся: тот, что слева - на Ржев, а правый - на Соблаго.
37. Железную дорогу пересекает путепровод, построенный в 2016 году взамен старого, пришедшего в негодность. Он продолжается в Калининское шоссе, то есть дорогу в сторону Твери.
38. Окружающая застройка:
39. За железной дорогой есть ещё небольшой жилой район.
40. В строительстве которого, видимо, отметились жители Краснодарского края. Люблю такие артефакты. Правда, тут тянет пошутить, что надпись звучит, как какой-то революционный лозунг.
41. Девятиэтажка серии 121к. Таких же много в Твери и Вышнем Волочке (вероятно, Тверской ДСК производил).
42. Детский сад:
43. Строительство нового дома:
В этом месте я сел на городской автобус (в Торжке они все или почти все - ПАЗ-3204) и вернулся в центр. И на этом моё путешествие по Тверской области подходило к концу. Оставалась лишь довольно долгая дорога на перекладных до Петербурга. Сначала я на маршрутке от Ильинской площади доехал до Твери. Там пообедал в кафе у вокзала, а дальше были три с половиной часа в электричке Тверь - Бологое со всеми остановками, жарящей печкой под сиденьем и бегающими между вагонами толпами зайцев, которых машинист по громкой связи просил делать это побыстрее. Приехав в Бологое после шести вечера, сразу же пересаживаюсь на "Ласточку" в Питер (стыковка там всего 14 минут), на которой еду те же три с половиной часа. За окном уже было темно, а я половину дороги спал, после десяти вечера прибыв в Петербург.
Тверская область. Октябрь 2018
Бологое - Осташков. Поездка на поезде под паровозом
Осташков Исток реки Волги Из Осташкова в Торжок по заповедной железной дороге Торжок. Правый берегТоржок. Левый берег