Бывают такие города, названия которых прямо указывают на их происхождение. Один из них - город Сланцы на юго-западе Ленинградской области, в 180 километрах от Петербурга. Из названия ясно, что появился он благодаря сланцам - это горная порода такая. Город полностью советский: основан он в 1934 году как рабочий посёлок при месторождении горючих сланцев, получив статус города в 1949 году. Долгое время Сланцы носили гордое звание шахтёрской столицы Ленинградской области, но в наше время горючие сланцы здесь уже не добываются, поэтому экономически город депрессивен, хотя и более-менее продолжает жить за счёт ряда других предприятий. Население Сланцев сейчас насчитывает 33 тысячи жителей. В общем, осмотрим город подробно.
2. В прошлый раз я описал 4-часовую дорогу на дизель-электропоезде
от Петербурга до Сланцев. На подъезде к городу сначала из окна виден бывший сланцеперерабатывающий завод, а потом поезд приезжает к вокзалу Сланцы-Пассажирские. Здание вокзала - типовое, послевоенной постройки. С поезда в город идёт толпа пассажиров.
3. Интересно, что здесь не станция, а остановочный пункт - путь только один. А станция Сланцы (-Товарные) находится ещё на два километра дальше, и именно она является конечным пунктом поезда. На фото - вид обратно, в сторону Веймарна и Петербурга. Это фото сделано уже ближе к вечеру.
Напомню вкратце историю местных железных дорог. Сначала, в 1916 году, когда города тут и в помине не было, с севера на юг прошла магистраль Нарва - Гдов - Псков (и дальше на юг - Псков - Полоцк). После революции она стала тупиковой, когда участок до Нарвы был закрыт. В 1940 году, когда Сланцы уже существовали, для связи с Ленинградом была построена ветка на Веймарн (по которой я сюда и приехал), после войны разрушенный участок Гдов - Псков не был восстановлен, и ветка стала заканчиваться в Гдове, а уже совсем недавно - в 2013 году, был закрыт участок Сланцы - Гдов, и теперь она завершается в Сланцах.
4. А этот кадр я сделал ещё в мае 2014 года, проезжая здесь на автобусе в
Гдов. Вокзал с тех пор перекрасили, а кроме того, закрыли в нём автостанцию (здание выполняло две функции): теперь автобусы просто отправляются от остановки у вокзала, и проезд оплачивается водителю.
5. У вокзала сохранились характерные автобусные посадочные платформы:
6. А в 2014 году ещё стояли вот такие раритетные столбики. Сейчас их убрали.
Кстати, моим упущением стало то, что я так и не сходил посмотреть ЖД мост через Плюссу, а также станцию Сланцы-Товарные. Дело в том, что эта станция находится на трассе исторической магистрали Нарва - Псков - Полоцк, то есть фактически является единственным по-прежнему действующим её отрезком.
7. Направимся теперь в город. От вокзала туда ведёт оживлённая улица Гагарина, которая является частью автодороги Кингисепп - Гдов - Псков. Я был в Сланцах в жаркий день в конце мая. Голубое небо, яркое солнце, и запах цветущей сирени по всему городу. В общем, атмосфера достаточно приятная, хотя порой становилось слишком жарко. В этом году вообще выдался на редкость жаркий и солнечный май, что для нашего Северо-Запада нетипично.
Кстати, что касается климата и географии. Сланцевский район - самый юго-западный в Ленинградской области. А как следствие, и один из самых тёплых. Но это проявляется не в тёплое время года, а, наоборот, зимой, когда температура воздуха в Сланцах и каком-нибудь Подпорожье на противоположном конце области может различаться градусов на десять.
8. Здесь протекает речка Кушелка - приток Плюссы, которую мы увидим позже.
9. Поликлиника с гербом города, на котором изображены терриконы и инструменты горной добычи:
10. В советской застройке Сланцев, появившейся после 1960 года, сквозят типичные черты, выдающие Ленинградскую область, для которой вообще характерна довольно гармоничная позднесоветская архитектура. Надо сказать, что хоть и город Сланцы более-менее на слуху среди питерцев, но мало кто здесь бывал: конечно, он не так удалён от Питера, как какое-нибудь
Пикалёво, но находится в довольно глухом транспортном углу области, в стороне от основных путей сообщения.
Стоит рассказать сразу немного о планировке города. Дело в том, что он состоит из двух довольно слабо связанных друг с другом частей. Одна из них - это основная часть города, или, собственно, Сланцы, а вторая - район Большие Лучки, расположенный на отшибе, в трёх километрах восточнее.
11. Местные жители:
12. Начинается исторический центр города. У небольшой площади, куда приводит улица Гагарина, стоит сталинское здание больницы.
Своими историко-географическими особенностями Сланцы напоминают
Бокситогорск на востоке области. Тоже горно-промышленный город с рудниками и отвалами, стоящий в окружении глухих лесов, и построенный с нуля в советские годы. Ещё до революции был открыт Прибалтийский сланцевый бассейн, часть которого находится в Эстонии, а часть в России. В 1926 году тут было разведано Гдовское месторождение горючих сланцев, спустя четыре года началась их добыча, построены шахты, а в 1934 году создан рабочий посёлок Сланцы, который уже после войны - в 1949 году, получил статус города. Тогда же был образован и Сланцевский район.
13. Рядом с больницей - памятник шахтёрам. Раньше он стоял у одной из шахт, потом его оттуда убрали, а в 2016 году отреставрировали и поставили тут. На заднем плане - стенды с фото-историей города.
Параллельно Ленинградской области, сланцедобыча развивалась и в соседней Эстонии, где её центром стал город Кохтла-Ярве, а после присоединения её в 1940 году к Советскому Союзу весь Прибалтийский сланцевый бассейн стал работать в связке, обеспечивая сланцами, в качестве дешёвого топлива, а также получаемым из них газом, электростанции Ленинградской области и Эстонской ССР: основным потребителем сланцев из Ленинградской области был комплекс из двух ГРЭС возле Нарвы - Балтийской и Эстонской, построенных в 1960-е годы. Кроме того, здесь в 1952 году был пущен в эксплуатацию сланцеперерабатывающий завод, производивший продукцию нефтехимической отрасли (поскольку сланцы по составу родственны нефти) - сланцевое масло, ароматические углеводороды, смолы, и тому подобное. Но после распада СССР Сланцы стали депрессивным моногородом: на фоне общего упадка промышленности в стране, по нему ударило появление новой государственной границы, разорвавшее промышленную цепочку - нарвские электростанции, оставшиеся за границей, от местного сланца отказались, предпочтя эстонский. Продолжать добычу на таких условиях было всё менее выгодно, и даже местный завод был не в состоянии это исправить. В итоге во второй половине 2000-х годов давно дышавшая на ладан добыча горючих сланцев здесь окончательно прекратилась. Население города за постсоветские годы сократилось с 43 до 33 тысяч жителей, и более-менее спасают ситуацию два цементных завода - один из них действует ещё с начала 1960-х годов, а другой построен в 2010 году. Именно они теперь и есть основные предприятия города. Есть ещё небольшой деревообрабатывающий комбинат.
14. При всех экономических сложностях, внешне город выглядит достаточно прилично. Центр его являет собой сталинский соцгород, с малоэтажками и большим количеством зелени. Вдалеке виден стадион "Шахтёр".
15. С юга на север центр проходит улица Кирова, перспективу которой замыкает церковь. А среди высоких тополей, вполне возможно, что есть и ровесники города.
16. Главное, что ветвистые кроны этих деревьев создают тень, приятную в жаркую погоду.
17. А дворы украшают кусты цветущей сирени:
Кстати, ещё одно предприятие (ныне уже не действующее), прославившее город в советские времена - это завод "Полимер", где производились резиновые изделия. В том числе и продававшиеся по всему Союзу резиновые тапки, на которых ставилось клеймо "Сланцы", обозначавшее город производства. Советский массовый потребитель решил, что это название этого вида обуви, и слово "сланцы" обрело ещё одно значение. Я даже помню, как в детстве, ещё в дошкольном, кажется, возрасте, услышав его, удивился, почему шлёпанцы называются как город в Ленинградской области. Про горючие сланцы я в тот момент ещё, конечно, не знал, но об этом городе, с моим интересом к разглядыванию карт, не знать не мог.
18. Пересечение улиц Кирова и Ленина - главный перекрёсток города:
19. Западнее его улица Ленина выглядит вот так:
20. Симпатичный ДК горняков (1957 год):
21. Напротив - здание тех же лет с полуротондой. Изначально это был ресторан, а теперь его занимают магазины.
22. А в другую сторону по улице Ленина - застройка уже более поздних лет. Главное, что бросается в глаза - перспективу улицы замыкает какой-то причудливый холм. А это не что иное, как промышленные терриконы. В ближних окрестностях города таких довольно много. В основном это отвалы добычи породы, расположенные возле шахт, но здесь - отвалы сланцеперерабатывающего завода.
23. Немного деталей. Библиотека с портретами участников войны - родственников жителей города.
24. Литературный велосипед:
25. Была шахтёрская, а теперь библиотечная!
26. В одном из дворов:
27. А вот этот плакат меня ввёл в лёгкий ступор. Конечно, в первые секунды можно удивиться, решив, что этот город бережно хранит такие раритеты, но понятно, что за четверть века плакат бы давно выцвел. Как потом выяснилось, в прошлом году здесь снимали какой-то фильм, где действие происходит в позднесоветском Ленинграде, а реквизит после съёмок так и оставили.
28. На восточной окраине есть десятиэтажные дома гатчинской 121-й серии, а с недавнего времени ещё и гипермаркет "Магнит" (довольно неожиданно для города, в котором чуть больше 30 тысяч). Правее этого кадра уже начинается лес, который вскоре сменяют показанные выше отвалы.
29. Здесь же, у края - заброшенный недострой. Дом начали возводить где-то в начале 90-х. Я во всём городе ни одной жилой новостройки не обнаружил.
30. Посмотрим в обратную сторону. С западной стороны в перспективе улицы Ленина возвышается отвал шахты имени Кирова (от зума на фото он кажется выше, чем есть на самом деле, но в реальности он не настолько высокий, и не так близко). На него, кстати, можно подняться и обозреть город с высоты, но я туда не ходил.
31. Пройдём теперь на север по улице Кирова:
32. Некоторые здания построены явно ещё до войны, но цельного довоенного ансамбля не сохранилось:
33. Особенно вот этот дом мне понравился:
34. А на одном доме позднесоветской постройки сохранился вот такой интересный артефакт:
35. В конце улицы находится церковь Серафима Саровского, которую я уже показывал издалека. Построена в конце 2000-х.
36. Рядом с ней - довольно большой мемориал Великой Отечественной войне, с именами бойцов, погибших в боях за эти места. Город находился в оккупации с 17 июля 1941 по 2 февраля 1944 года.
37. Рядом - памятник сланцевчанам, погибшим в Афганистане и Чечне:
38. Обратно к улице Ленина я шёл дворами:
39. В одном из них нашлась какая-то церковь христиан веры евангельской. Вот удивились бы этому первостроители города.
40. В сквере ещё один военный памятник. Посвящён он местным партизанам.
41. А напротив - памятник комсомольцам-строителям города:
42. Я вернулся на улицу Ленина, которая ведёт на мост через реку Плюссу. На мосту в тот момент было небольшое ДТП. На заднем плане видно бывшее управление шахты имени Кирова, а за ним - уже показанный террикон этой самой шахты.
43. Плюсса здесь выглядит так. Это взгляд вверх по течению. Течёт эта река из болот на севере Псковской области, где на ней стоит одноимённый районный центр. А Сланцы являются единственным городом на этой реке.
44. И взгляд вниз по течению. Тут уже недалеко до устья. По идее, Плюсса является притоком Наровы, впадающей в Финский залив, но по факту теперь она впадает в Нарвское водохранилище, образованное в 1950 году плотиной Нарвской ГЭС.
45. За мостом через Плюссу - развилка автодороги. Налево уходит дорога на Гдов и Псков, направо - дорога по различным населённым пунктам Сланцевского района, разной степени глухоманности и близости к государственной границе. А главное здесь - здание управления шахты имени Кирова. Это была самая первая шахта в городе, начавшая работу в 1934 году. Сейчас в этом здании какие-то государственные учреждения.
46. У бывшей шахтной проходной стоит памятник Кирову. Он тут почитается как основатель города, поскольку, будучи руководителем Ленинградской области, курировал развитие сланцевой промышленности.
47. А вот памятник шахтёру у правого флигеля:
Я повернул направо и пошёл в деревню Большие Поля, немного ознакомившись с ближними окрестностями города, но об этом будет отдельный пост. Теперь отправимся в Большие Лучки, куда я съездил уже после возвращения в город. Это, как уже говорилось, сильно удалённый от основной части города район на восточной окраине.
48. До придания Сланцам статуса города, то есть до 1949 года, Большие Лучки были отдельным рабочим посёлком. Да и сейчас они воспринимаются как отдельный населённый пункт. Во-первых, здесь отдельный сталинский соцгород, а во-вторых, какая-то совсем другая атмосфера. В кадре - улица Ломоносова, главная в районе.
49. Лучки возникли сперва как отдельный от города пришахтный посёлок, позже став соцгородом сланцеперерабатывающего и цементного заводов, которые расположены поблизости отсюда. Если собственно Сланцы, несмотря на все экономические трудности, выглядят довольно оживлённо, то в Лучках всё наоборот - улицы запущенные и малолюдные, и кругом какая-то тишина. Ну а застройка - всё те же характерные сталинские малоэтажки.
50. В целом, пожалуй, этот район выглядит как Питер во времена моего детства.
51. Гостиница цементного завода. Вроде как и сейчас принадлежит владеющей им компании.
52. Пустынная площадь, от которой несколько улиц расходится веером. Справа виден типовой кинотеатр, который сейчас, как ни странно, занимает ЗАГС.
53. На вид, вроде, типичный зелёный соцгород с налётом запустения. Но надо сказать, что Лучки произвели на меня тягостное впечатление. Район сильно контрастирует с основной частью города. Даже на мой непритязательный взгляд, он выглядит мрачно. Запустение сильное: улицы разбитые, дома обшарпанные, и даже местами полузаброшенные, да и процент маргинального контингента немаленький. В сочетании с очень малым количеством машин (не знаю, почему), всё это создаёт ощущение возврата лет на пятнадцать назад. Хотя, с другой стороны, здесь же я видел, как дети спокойно гуляют одни по улице.
54. Главная площадь района - площадь Ленина. Здесь стоит ДК сланцеперерабатывающего завода - типовой проект архитектора Барташевича, да ещё и с советской вывеской, а перед ним - памятник Ильичу. Как ни странно, в основной части города его нет.
55. По углам площади стоят два симметричных дома 1958 года постройки с полукруглыми башнями. Точно такие же есть в Бокситогорске. И, кстати, ДК там такой же, так что получился идентичный архитектурный ансамбль.
56. Состояние обоих домов оставляет желать лучшего:
57. Ещё в Лучках есть заброшенный кинотеатр:
Ну и в конце покажу ещё раз виды на заброшенные постройки бывшего сланцеперерабатывающего завода, запечатлённые мной из окна поезда. Завод находится на восточной окраине города, и отдельно к нему я не ходил (хотя от Лучков близко).
58. Выглядит это примерно так. Вид печальный и мрачный, даже в солнечную погоду - прежде всего, потому что всё это уже не действует и приходит в запустение. Ещё 12 лет назад завод худо-бедно работал, хотя, конечно, деградация сланцевской индустрии началась сразу после распада СССР.
59.
60. Бывшая ГРЭС-14 (впоследствии Сланцевская ТЭЦ), работавшая на нужды завода и шахт, и обеспечивавшая теплом и электроэнергией город. Теперь, видимо, город обходится котельной, а электричество получает из каких-то других мест (может быть и от Ленинградской АЭС)
И на этом всё о городе. Помимо него самого, я немного посмотрел и ближние окрестности, расположенные за рекой Плюссой. Это деревня Большие Поля, природа, и маленькая деревянная церковь в четырёх километрах севернее города.
СЛАНЦЫ - МАЙ 2018:
По железной дорогй от Петербурга до Сланцев. С историей местных железных дорог
Город Сланцы
Ближние окрестности Сланцев