Скоростные электропоезда "Ласточка" распространяются в России всё шире. Уже несколько лет они связывают Санкт-Петербург с двумя соседними областными центрами - Великим Новгородом (с 2013 года) и Петрозаводском (с 2014). А в 2017 году "Ласточка" связала и два этих города между собой, без захода в Петербург (то есть по кратчайшему пути). Сначала появление нового маршрута меня удивило: известное ведь дело, что большинство пассажиропотоков направлено от периферий к центру (в данном случае, к Питеру), тогда как связь между перифериями остаётся слабой. Потом, однако, стало известно, что расписание новой "Ласточки" специально подогнано под "Сапсан" Петербург - Москва, делающий остановку на станции Чудово. Стыковка расписаний позволяет достаточно быстро добираться из Петрозаводска и Новгорода в Москву. Поезд начал ходить во второй половине 2017 года, дав мне повод скомбинировать в одной поездке два региона, расположенных в разных сторонах от Питера - Карелию и Новгородскую область, обкатав этот новый маршрут. Впрочем, несмотря на это обстоятельство, фотографий в пути на Ласточке я сделал совсем немного. В том числе и потому что половина пути проходила уже в тёмное время суток. Отправление из Петрозаводска в пол третьего дня. Прибытие в Новгород - около девяти вечера.
2. Итак, вокзал Петрозаводска. Он знаком мне уже давно, ведь в карельской столице я бывал неоднократно. А проезжал её ещё больше раз. Этот кадр я сделал не перед посадкой в Ласточку, а ещё в момент завершения
прогулки по спальным районам города. После неё я сходил в центр, где пообедал, но немного не рассчитал время, и на вокзал вернулся впритык к отправлению.
3. Ласточка стоит на перроне в ожидании отправления. Как ни странно, подали её не на первый путь. К сожалению, времени было в обрез, и я даже не сбегал к голове поезда сделать нормальный кадр.
4. Отправляемся. За окнами мелькает Петрозаводск, и пару раз показывается Онежское озеро. К сожалению, сочетание пасмурной погоды с высокой скоростью поезда - далеко не лучшие условия для фотографирования. Поэтому снимки удавалось делать только такие.
5. Мелькают многоэтажки петрозаводских районов. Сначала это Голиковка, потом Ключевая, где я не был.
6.
7. А потом город заканчивается. И за окном - леса, в которых начинается золотая осень. Проносятся знакомые станции - Деревянка, Ладва, Пай... После них Карелия сменяется Ленинградской областью.
8. Природа здесь довольно живописная. Хоть и уже нет карельских скал, но немало холмистых мест.
9.
10. Интерьер вагона. Пассажиров было не много, и большинство из них, во всяком случае, в моём вагоне, несмотря на идею этого маршрута, ехало от начала до конца. Но тогда прошло меньше месяца с момента пуска этого поезда, и, возможно, народ ещё не успел просечь фишку с пересадкой на Сапсан. Может быть, сейчас ситуация изменилась.
Рейс прошёл тихо и спокойно. Из забавного запомнилось английское дублирование голосовых объявлений. Если точнее, то произношение названий станций. Фразы вроде "Посадка окончена. Поезд отправляется" переведены с вполне неплохим произношением. Но когда голос автоинформатора доходит до географических названий, реакция на это - не иначе как "Дайте мне расслышать это обратно". Например, если название станции Лодейное Поле по-русски произносилось нормально (не считая произношения мягкого Д вместо правильного твёрдого в слове "Лодейное"), то по-английски оно звучало примерно как "Ладыэйнайя Полъя".
11.
12. Станция Свирь. Здесь стыкуются два рода тяги - в нашем направлении переменный ток сменяется постоянным. Традиционно все поезда стоят здесь полчаса для смены электровоза, но Ласточка - поезд двухсистемный, и ей для переключения на другой род тяги нужно гораздо меньше времени. Поэтому стоянка всего две минуты.
13. Небольшой посёлок при станции Свирь. Заметил забавный пример "реновации" типовой двухэтажки, построенной в начале 1960-х.
Дальше я уже почти не снимал. Облачность стала как-то гуще и плотнее, а потом и вечереть стало. Вот короткое видео, снятое где-то между Лодейным Полем и Волховстроем. Не помню, что именно за станция в кадре, но, вроде бы, Оять.
Click to view
14. Вот уже и Волхов. Станция Волховстрой-2 напоминает о себе встречей с Вологодским ходом - линией, уходящей отсюда в юго-восточном направлении, а также промзоной химического завода компании "ФосАгро" на месте бывшего алюминиевого завода.
15. Станция Волховстрой-2. Здесь мы делаем короткую остановку. Поскольку поезд уходит отсюда не в Питер, а в Чудово, он не заходит на главный вокзал Волховстрой-1.
16. Пересекаем реку Волхов. С моста хороший вид на плотину Волховской ГЭС, на которой в тот осенний день шёл водосброс.
Город Волхов позади, а вот река Волхов теперь всё время где-то рядом. Оставшиеся два с половиной часа поезд идёт по обходящей Петербург железной дороге Волховстрой - Чудово - Новгород в юго-западном направлении. И эта железная дорога идёт фактически вдоль реки Волхов (но из окна её не видно). Уже стемнело, и я больше не фотографировал, а часть пути даже подремал. В Ласточке спится хорошо.
17. Ну вот и Новгород. Я приезжаю сюда третий раз в жизни, и снова по железной дороге. Несмотря на расположение города в стороне от магистральных путей.
18. Ласточка прибыла ко второй платформе. А к первой под посадку подали поезд Новгород - Москва, который в ночь поедет в столицу.
19. Ну а это фото сделано уже на следующий день. Та же самая Ласточка готова к отправлению обратно в Петрозаводск.
20. В завершение - фото вокзала в Великом Новгороде. Вокзал стильный и оригинальный, с отсылкой к древнерусской архитектуре, с которой, наверное, у большинства людей ассоциируется Новгород.
В Новгороде я раньше уже был. И в этот приезд осмотрел ряд мест, которые прежде не видел. В том числе погулял в спальном районе к западу от железной дороги, увидев ту сторону этого города, которой туристы практически никогда не интересуются. Так что продолжение, теперь уже про Великий Новгород - следует.
КАРЕЛИЯ И ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ОСЕНЬ 2017:
Медвежьегорск Медвежья гора и финский укрепрайон возле Медвежьегорска Повенец Тивдия и Белая Гора Петрозаводск. Спальные районыНа "Ласточке" из Петрозаводска в Великий Новгород
Великий Новгород. Немного центра и Западный район Музей деревянного зодчества "Витославлицы" и Юрьев монастырь На поезде Великий Новгород - Луга