Браслав. Часть 2

Feb 09, 2018 18:48

Вторая часть рассказа про старинный озёрный Браслав - маленький городок (10 тысяч жителей) на западе Витебской области, ставший курортной столицей Беларуси. В этой части увидим Замковую гору и ещё несколько городских достопримечательностей.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Первую часть я закончил рядом с городским кладбищем, от которого мы с Андреем вышли к микрорайону в северо-западной части города. Это несколько кварталов с наиболее капитальной во всём городе застройкой, и единственное место в Браславе, где есть пятиэтажные дома. Почти вся остальная застройка в городе являет собой частный сектор.

2. Здесь наиболее компактная застройка, и, возможно, около четверти браславчан проживает именно в микрорайоне.

3. Это и самая, как мне показалось, многолюдная и оживлённая часть города. Даже супермаркет "Евроопт" здесь есть.

4. Есть более ранние двухэтажные дома. Иногда с огородами и красивыми цветниками.

5. В основном микрорайон позднесоветский, но частично строится и сейчас. Вдалеке мы видели пару явно новых домов.

6. Реновированный (не в московском смысле) дом:

7. Вероятно, новое здание банка:

8. А на доме быта, похоже, ещё советская вывеска осталась:

9. БМД-1 - памятник Воинам-Интернационалистам:

10. Есть тут и стадион:

11. "Как прекрасен этот мир...":

Вот так выглядит, условно говоря, "Новый Браслав". За микрорайоном есть ещё маленькая промзона, представленная в основном пищепромом - других производств здесь особо и нет. Туда мы не ходили, повернув обратно в старую часть города по улице Садовой.

12. Типичная застройка браславских улиц, характерная и в целом для этого края. Деревянные дома стоят к улице боком, и у многих пристроена остеклённая веранда.

13. А вот этот красивый дом примечателен не только ярким цветом, но ещё и тем, что это... вокзал без железной дороги! В первой части уже говорилось, что в Браславе железной дороги нет, но так было не всегда. До 1970-х годов здесь (на месте огорода за домом) находился перрон и рельсы: через город проходила узкоколейная железная дорога из городка Дукштас в Литве, на исторической Петербургско-Варшавской ЖД, до посёлка Друя в Браславском районе. Она была построена русскими войсками во время Первой мировой войны, потом, при поляках в 1932 году её колея была расширена с 600 до 750 мм (тогда же был построен этот вокзал), и возила она пассажиров до 1960-х годов, а грузы до 70-х, после чего была разобрана. А вокзал сохранился, и сейчас это просто жилой дом.

Если быть точнее, то изначально УЖД заканчивалась не в Друе, а продолжалась до станции Индра на Риго-Орловской железной дороге (то есть была сквозной), но участок Друя - Индра после революции был отрезан новой государственной границей, оказавшись в Латвии, и вскоре разобран. При этом в Друю железная дорога ведёт по-прежнему, но широкой колеи - ветка от станции Воропаево, о которой я уже упоминал (причём она была построена позже, в 1933 году). Так что в Браславском районе железная дорога есть, но не в райцентре. А с трассой бывшей узкоколейки нам ещё предстояло встретиться во время второй ночёвки в окрестностях Браслава.

Вот так выглядел вокзал, когда действовал. Справа виден поезд. С датировкой фото затрудняюсь.

14. Идём дальше. Это небольшой городской рынок. С мостами через заболоченный пруд.

15. Попадаем теперь в самую старую часть города. В застройке встречаются явно дореволюционные дома, иногда надстроенные.

16. А это здание городской больницы, построенной в начале XX века по инициативе браславского врача Станислава Нарбута. Сейчас больница в городе в другом месте, а это здание с 2006 года занимает Свято-Пантелеймоновский женский монастырь.

17. А перспективу изогнутой Советской улицы замыкает католический храм - костёл Рождества Девы Марии, построенный в 1824 году, и реконструированный до нынешнего вида в 1897.

18. Дворы частных домов здесь довольно атмосферные:

19. Много старых домов с каменным цоколем. А огороды подходят вплотную к Замковой горе.

20. А по другую сторону улицы участки выходят на берег озера Новята - ещё одного из озёр браславского "ожерелья". Пейзажи города в этом месте напоминают российский Себеж в Псковской области (впрочем, до него совсем недалеко, и исторически у него с этими краями много общего).

21. Выходим на площадь к костёлу (извините за засвет неба, но другого кадра нет). Костёл, как видим, сложен из валунной кладки, что довольно характерно для этих краёв.

22. Выглядит сдержанно и красиво. На мой вкус, не менее, чем виленское барокко.

23. Интерьер тоже довольно строгий, без пышности. В центре алтаря находится икона Божьей Матери "Владычица озёр" - почитаемая среди белорусских католиков святыня.

24. В окнах - витражи с изображениями апостолов:

26. Солнечный свет заливает храм сквозь цветные стёкла:

27. Рядом с костёлом ещё есть вот такая сцена в виде Корабля-Церкви:

28. Напротив костёла стоит православная Успенская церковь, построенная тоже в 1897 году.

30. Старая застройка. До революции Браслав был даже не городом, а местечком (в составе Новоалександровского уезда Ковенской губернии), и большого значения не имел.

31. А вот и место, откуда есть пошёл град Браслав, он же Брячиславль, основанный в 1065 году. Это Замковая гора - естественная господствующая высота, где находилось древнее городище, а во времена Великого княжества Литовского - Браславский замок. Сейчас на этом холме, где частично сохранились земляные валы, находится небольшой парк.

32. Мемориальный камень в центре городища напоминает о сущности этого места:

33. С Замковой горы хороший обзор на город и окрестности. Вот озеро Дривяты. На другом берегу дымит торфобрикетный завод в Ахремовцах, где мы были утром того же дня.

34. Уже знакомая нам Успенская церковь. Вдоль озера виден частный сектор весьма зажиточного вида - возможно, дачи жителей Минска. Впрочем, в браславской застройке явно дачные дома встречаются нередко. Надо полагать, в таком курортном городе они стоят недёшево.

35. Костёл. Слева видно озеро Новята. Ещё в городе есть озёра Береже и Святцо, а в окрестностях и ещё много других.

36. Вид на городскую застройку. На переднем плане виден уже показанный монастырь в бывшей больнице.

37. А вдалеке можно увидеть знакомый нам вокзал, а ещё дальше есть какая-то старая водонапорная башня, которую мы вблизи не видели.

38. Примерно так выглядел замок. Это диорама из краеведческого музея.

39. Но сейчас остался лишь земляной вал:

40. Ещё в парке на Замковой горе есть сцена. "Лето, Браслав, рок-н-ролл"...

41. Здесь же находится могила уже упомянутого врача Станислава Нарбута. На вершине обелиска установлен фонарь - вы часто видите такое на могильных памятниках?

42. Покидаем Замковую гору. Рядом есть избы довольно архаичного вида.

43. Ещё один старый кирпичный домик:

44. Время приближалось к вечеру. На обратном пути мы посетили краеведческий музей, а потом, уже показанными в первой части улицами, вернулись к автостанции.

Там мы подзарядили телефоны, сходили в магазин за едой, забрали рюкзаки из камеры хранения и немного отдохнули. А дальше нам предстояло ехать в восточные окрестности Браслава. Набитый пассажирами ПАЗик довёз нас до деревни Шауры примерно в семи километрах от города. Поблизости оттуда нас ожидало древнее городище на берегу озера, вторая ночёвка на природе, и следующий день. О восточных окрестностях Браслава я расскажу позже.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава