Окрестности Браслава: Ахремовцы и узкоколейка

Jan 23, 2018 23:00

Браславский район известен в Беларуси, в первую очередь, благодаря своей природе. Вместе с тем, он интересен и историческими достопримечательностями - как в самом райцентре, так и в его окрестностях. Одно из этих мест - агрогородок Ахремовцы (в современной Беларуси агрогородками называются крупные сёла), что немного не доезжая до города с южной стороны.

Сюда мы с Андреем вечером первого дня поездки добрались из Шарковщины на автобусе Минск - Браслав. И поблизости от Ахремовцев нам предстояла первая ночёвка.

Современные Ахремовцы в прошлом представляли собой две деревни - Бельмонты (название французское, означает в переводе "красивая гора", и взято от названия дворцово-паркового ансамбля) и собственно Ахремовцы (от фамилии Ахремовичи, которую носили владельцы этих мест 17 века).

2. Примерно здесь автобус нас высадил, уехав дальше в Браслав, докуда остаётся всего 10 километров. Дорога эта на территории Глубокского и Шарковщинского районов довольно разбитая, но при въезде в Браславский район её качество резко улучшается. Наверное, сказывается "курортный" статус района.

Итак, уже вечер, солнце клонится к закату. Нам предстояло осмотреть деревню и узкоколейку в паре километров от неё, но мы решили отложить это на утро, чтобы не пришлось становиться на ночлег уже в темноте.

3. С вечера мы посмотрели только расположенное у дороги на южном въезде в деревню небольшое кладбище с католической часовней-усыпальницей Плятеров - графского рода, владевшего деревней в XIX-начале XX веков.

4. Часовня построена в 1858 году в неоготическом стиле. Кладбище при ней маленькое, и почти сразу за ним - лес. В основном могилы католические, но встречаются и православные.

В общем, это то, что в селе в российской глубинке называлось бы погостом. Всё остальное нам предстояло уже утром, а сейчас мы пошли искать место для палаточного ночлега. Сложность была в том, что автодорога, ведущая в Браслав, служит границей национального парка "Браславские озёра", на территории которого ставить палатки можно только на платных стоянках, а значит, надо было ночевать строго с восточной стороны от дороги (хотя места, планируемые к посещению утром, находятся как раз с западной).

6. Выйдя из деревни мимо коровника, и пройдя с полтора километра по просёлочной дороге, а затем тропинке через луг, мы вышли к маленькому озеру Гурка, на берегу которого и планировали ночевать.

Но тут нас встретила вторая сложность - тропинка шла через высокую траву, а значит, возвращаясь по утренней росе, мы бы изрядно намочили ноги. Да и ставить палатку на довольно неровной поверхности и высокой траве тоже слишком неудобно. Поэтому мы в итоге повернули обратно и решили ночевать на поляне рядом с коровником (Андрей предлагал мне возвращаться ещё до того, как мы дошли до озера, но я не сразу сумел оценить серьёзность ситуации).

7. У берега озера Гурка раньше находилась одноимённая деревня (название - от польского Górka, то есть "горка"), ныне вымершая. Напоминают о ней несколько остовов домов да одичавшие садовые растения.

Отмахиваясь от комаров, идём местами по пояс в траве обратно к коровнику, и ставим палатки, увидев перед этим пробежавшего через поляну зайца (везло мне на них в 2017 году). День был длинным и насыщенным - мы успели за один день посмотреть Поставы, Глубокое и Шарковщину, и наконец доехать сюда. Ночь затем была прохладная, и утром обильно выпала роса (не зря мы опасались), и опустился туман, который рассеялся, пока мы собирали палатки.

8. Утро в деревне (слово "село" в этих краях даже неофициально как-то не в ходу), на часах ещё нет и семи утра. Найдите кота.

9. Есть в Ахремовцах и несколько многоквартирных двухэтажек.

В наше время в Ахремовцах живёт чуть больше тысячи человек. Как уже сказано, основная часть деревни раньше называлась Бельмонты. И известны Бельмонты с 18 века, на протяжении истории несколько раз меняя владельцев. Сначала Гильзены, построившие здесь усадьбу с парком, потом итальянский граф Николай Мануцци, потом уже упомянутые выше Плятеры. Во время Отечественной войны 1812 года усадебный дворец успел побыть ставкой сначала русской, а потом и французской армии. Но до наших дней дворец не сохранился. Парк до сих пор существует, но его мы не осмотрели, так как времени было мало.

10. Школа:

11. Улица, уходящая вбок от шоссе, носит название Заводская. Чуть ниже мы узнаем, почему.

12. Часто встречаются типичные для Западной Беларуси дома с боковыми верандами.

14. Выходим из деревни. Дорога пересекает небольшой канал. Как я понял, он прорыт для мелиорации.

15. А по правую руку показывается озеро Дривяты. На другом берегу виден Браслав, где нам вскоре предстоит оказаться.

16. Кругом живописные сосновые леса.

17. И вот, перед нами Браславский торфобрикетный завод (по которому и названа Заводская улица). Надо полагать, это основной источник рабочих мест в Ахремовцах.

18. Но главное для нас здесь даже не сам завод, а торфовозная узкоколейная железная дорога. Рельсов в кадре не видно, но видны тепловозы, вагоны и грузовики. Ранним утром здесь уже кипит работа - торф, привезённый с разработок по узкоколейке, перегружают на автотранспорт (видимо, не весь он перерабатывается на местном заводе).

19. Вот и рельсы, ведущие куда-то на болота. Протяжённость узкоколейки в наше время составляет около 10 километров. Справа виден грузовой поезд с тепловозом либо ТУ6, либо ТУ8. Завод и УЖД были построены в конце 1960-х годов.

20. Торфовозные вагоны:

21. Тепловоз поближе:

22. На нём всё ещё виден герб СССР:

23. Здесь заканчивается единственная станция, и железная дорога уходит дальше к торфоразработкам по просеке, которая видна в кадре.

24. Рельсы еле-еле виднеются в траве. Что, впрочем, вполне типично для узкоколеек.

25. Взглянем обратно. Тепловоз на фоне торфобрикетного завода и депо узкоколейки.

26. Рядом можно увидеть и внушительных масштабов кучи торфа:

В общем, осмотрели мы это замечательное место (которым вряд ли интересуется большинство туристов, приезжающих в Браславский район), да и поспешили назад в Ахремовцы. Всё выше поднималось солнце, и утренняя прохлада уже прошла.

27. В вышеупомянутом канале на обратном пути плавали лебеди:

28. И ещё немного белорусской пасторали в Ахремовцах. Дома, цветники, высокие деревья.

29. Сельсовет и братская могила погибших здесь участников Великой Отечественной войны. А она по этим местам прошла лихо - Ахремовцы были почти стёрты с лица земли, поэтому почти все здания в деревне уже послевоенные.

30. А в этом маленьком домике - музыкальная школа:

Мы вернулись на ту же автобусную остановку, куда приехали вчера вечером, и через несколько минут сели в автобус до Браслава. Ехать совсем немного - 10 километров. Автобус был забит почти под завязку - видимо, в утренний час селяне ехали на работу в райцентр. А в Браславе, хоть он и маленький, мы провели половину дня, покинув город лишь к вечеру. Об этом городе я и расскажу в следующий раз.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

Природа, Узкоколейные железные дороги, Беларусь, Путешествия, Витебская область, Железная дорога