Старинный портовый Архангельск, областной центр в 350 тысяч жителей, стоящий в дельте Северной Двины вблизи Белого моря, - пожалуй, один из самых странных городов, что мне доводилось видеть. С одной стороны, он может показаться безликим, с другой - у него, безусловно, есть неповторимый колорит, который складывается из своеобразного сочетания дельты широкой реки, растянутых вдоль неё на многие километры городских районов и промзон, советских деревянных домов в центре города... Несмотря на давнюю историю (город основан в 1584 году), исторического наследия здесь сохранилось мало, и облик Архангельска в большей степени советский, причём в основном позднесоветский, и застройка города в целом довольно хаотична, однако и этим город по-своему интересен. Исторический центр здесь, по сути, совсем небольшой, и почти весь прилегает к правому берегу Северной Двины. Именно оттуда и начнём осмотр города.
Для начала стоит сказать немного об устройстве города. Здесь есть основная часть - "ядро города", а есть довольно большой конгломерат посёлков, разбросанных вдоль берегов и проток Двины на общее расстояние больше двадцати километров. Особенно крупные из них - Соломбала и Маймакса (оцените, как звучат названия!); есть среди районов Архангельска и мелкие посёлки, расположенные на островах, куда нет мостов.
Основная же часть Архангельска, полукруглая в плане, прилегает к мысу Пур-Наволок, отмеченному двинской излучиной. С одной стороны город ограничивает река, с другой - железная дорога. И планировка города вполне традиционная полурадиальная.
Карта кликабельна.
2. Это центр, площадь Профсоюзов, на месте которой раньше стоял Михаило-Архангельский монастырь, который старше самого города (известен с 15 века), дал городу название, но, к сожалению, не сохранился до наших дней, так как был снесён в 1930-е годы. Уже в наше время здесь, на площади, строят новый собор Архангела Михаила, заложенный в 2008 году. Отчасти он воспроизводит старый.
3. Так выглядит сама площадь. Справа - невзрачная высотка Северного морского пароходства (между прочим, до воссоздания собора доминантой площади была именно она), а прямо уходит параллельный Двине Троицкий проспект.
4. Застройка, как уже говорилось, довольно хаотична. Есть советские здания, есть новостройки, есть фрагментарно сохранившийся Старый Город. На фото - подворье Иоанно-Богословского Сурского монастыря, что на Пинеге, построенное в 1907 году. Ныне - военкомат. Это же здание видно на заглавном кадре.
5. Напротив - дворец спорта (1970-е) и памятник Защитникам Советского Севера, посвящённый событиям гражданской войны: в 1918-20 годах Архангельск находился под контролем англо-американо-французских интервентов, но был взят Красной армией в феврале 1920 года.
6. Другая сторона площади. Слева - здание духовной консистории (1830-е годы).
7. На углу - дом купца Беляевского (1907). Дальше вглубь города уходит улица Выучейского - один из "лучей" в полукруге городских улиц.
8. Выглядит она в основном вот так. Но в том направлении пойдём уже во второй части.
9. А пока вернёмся на площадь. Совсем едва в этот кадр не попадает вода Северной Двины.
Архангельску, на мой взгляд, недостаёт северного колорита. В сочетании с жаркой и солнечной погодой, которая меня сопровождала почти всё время пребывания в Архангельске, это порой лишало меня возможности поверить, что я нахожусь в приполярных широтах (а ведь здесь 64-я параллель). Однако в июле здесь ещё продолжались белые ночи, а ещё здесь есть Северная Двина...
10. На её берег я впервые вышел ещё до наступления стабильно жаркой погоды, и здесь меня обдавало прохладным ветром. Река действительно величественная - спокойная и широкая. Не Обь, конечно, но заметно шире Невы. Речной пейзаж украшает Северодвинский мост, служащий парадными воротами города, - он совмещённый (авто- и ЖД) и разводной (подъёмный). Построен он был в 1958-64 годах, и до этого времени Архангельск не имел сухопутной связи с остальным миром. Хоть и железная дорога сюда пришла ещё в 1898 году, станция долгое время находилась за рекой.
11. А этот кадр я сделал из окна поезда, уже когда уезжал из Архангельска. Вдалеке виден Краснофлотский мост (1990 год). Самое интересное, что предыдущий по течению мост через Северную Двину находится в...
Котласе, то есть в самом начале реки.
12. Архангельск стоит не на Белом море, как многие привыкли считать, а примерно в 30 километрах от него выше по реке. Однако основное предприятие города - это морской порт, растянутый, как и сам город, вдоль реки на километры. В городском пейзаже он не так заметен, как в Мурманске, однако столь же значим исторически, - ни много, ни мало, старейший морской порт России. В наше время архангельский порт пришёл в заметный упадок, уступив свои позиции Мурманску, который, во-первых, круглогодичный, а во-вторых, более выгодно расположен (ближе к западной границе).
Поморье - край северный и отдалённый, со своим укладом жизни, но при этом давно обжитой. Однако древней столицей этого края были удалённые вглубь материка Холмогоры, в советское время низложенные до сельского статуса. При Иване Грозном устье Северной Двины было избрано для торговли со странами Западной Европы (ведь не удалось расширить выход к Балтике), и в 1584 году был основан город Новохолмогорск, ставший в 1613 году Архангельском. XVII век был временем расцвета Архангельска, - в то время город был главными торговыми воротами страны.
13. У берега стоит морской-речной вокзал (именно так, двойное название!). Это здание, построенное в 1972 году, изображено на 500-рублёвой купюре. Ныне рейсов с него осталось мало, зато несколько раз за лето ходят теплоходы на Соловки. Отдельно есть и пригородный речной вокзал, с которого ходят катера по сёлам на островах двинской дельты.
А площадь у морского-речного вокзала - это главный транспортный узел города. Отсюда можно уехать на городском автобусе почти в любую его точку.
14. У набережной пришвартован ледокол "Диксон". Хоть и назван он в честь далёкого арктического посёлка, занимается лишь проводкой судов по Белому морю.
15. Чуть дальше морского-речного вокзала - Северный арктический федеральный университет (здание сталинской постройки) и памятник великому земляку Ломоносову, отлитый ещё в 1832 году.
16. Теперь пойдём вдоль Двины в северном направлении. Параллельно реке идёт Троицкий проспект, который, пожалуй, можно считать главной улицей города.
17. Граффити с архангельским пейзажем на трасформаторной будке:
18. Квартал между Троицким проспектом и набережной - наиболее цельный сохранившийся фрагмент Старого города. В кадре видна усдаьба Е. К. Плотниковой (ныне художественный музей), вдалеке башня позднесоветского Дворца Пионеров.
19. Главный дом усадьбы:
20. А это подворье Николо-Корельского монастыря (1904 год) с церковью Николая Чудотворца. Монастырь этот, стоявший на берегу Белого моря, ныне не существует, - хоть и постройки его частично сохранились, но находятся они на территории судостроительного завода "Севмаш" в соседнем Северодвинске.
21. Рядом - подворье Соловецкого монастыря, того же года постройки. Что интересно, Соловки хоть и в Архангельской области, но попасть туда намного проще из Карелии.
22. И снова берег Двины с золотистым северным закатом. Вниз по реке идёт буксирное судно, а вдалеке, вроде, в город возвращается пассажирский катер из какого-то села в дельте реки.
23. Здесь, у речной пристани, - приятная прогулочная зона, которая солнечным субботним вечером была многолюдна.
24. Умиротворяющая атмосфера располагала к неспешной прогулке. Тучи куда-то ушли, и последующие четыре дня было постоянно солнечно.
25. Снова облачность здесь появилась лишь вечером последнего дня, когда Двина выглядела вот так:
26. На одном из пирсов летом ещё стояла деревянная шхуна "Запад", имеющая печальную историю. Судно, построенное в 1949 году, стояло здесь с 1983 года в качестве памятника и при этом постепенно разрушалось (особенно сильно она была повреждена при шторме в 1998 году). В результате в 2016 году обветшавшую шхуну было решено демонтировать и построить копию. Летом я её ещё застал на этом месте, но теперь снимок уже стал историческим.
27. А это ретро-судно - действующий колёсный пароход "Н. В. Гоголь", который считается старейшим действующим судном в России. Построен он в 1911 году, но по факту претерпел в течение своей жизни множество переделок. В последние годы использовался как круизный.
28. Какая-то мини-выставка ретро-автомобилей (ещё несколько не попали в кадр):
29. Красивое сталинское здание рядом с набережной:
30. А это параллельный набережной Троицкий проспект (я был там в другой день, поэтому свет другой). Небольшой квартал сталинок, которыми Архангельск беден (эта эпоха представлена в городе в основном деревянными домами).
31. На углу - дом усадьбы В. П. Карпова (1830-е годы), а за ним - Управление ФСБ по Архангельской области.
32. Слева - Петровский парк, а впереди виден почтамт в стиле конструктивизма (1930-е). Когда делались эти снимки, была жара под 30 градусов, палящее солнце, по всему городу пух от тополей. Как уже говорилось, было трудно поверить, что я нахожусь недалеко от полярного круга.
33. В Петровском парке - драмтеатр имени Ломоносова. Тоже конструктивистское довоенное здание, но откровенно неудачно реконструированное.
34. А это площадь Ленина - главная площадь города:
35. Ещё одна странность Архангельска - почти целиком позднесоветский облик центральной площади в областном центре. Брежневские многоэтажки, несколько правительственных зданий и самый последний в СССР памятник Ильичу (1988 год).
Кстати, коль скоро зашла речь о советском, нельзя не упомянуть, что в советскую эпоху Архангельск, будучи крупным городом, удивительным образом сохранил своё "религиозное" название. Второй подобный пример - Благовещенск (но там хотя бы область называется Амурская).
36. На этой же площади стоит узнаваемая высотка, которую видно из многих точек города, - здание проектных организаций, построенное в 1983 году. Это самое высокое здание Архангельской области (82 метра). Сейчас там офисы. Эх, представляю, какой вид на город с верхнего этажа!
37. А вот так выглядит эта высотка в перспективе соседнего пешеходного проспекта (!) Чумбарова-Лучинского, который я отдельно покажу в следующей части.
38. От площади Ленина вглубь города уходит улица Воскресенская, ведущая прямо к вокзалу.
В общем, если приглядеться, позднесоветская архитектура в Архангельске довольно интересна (правда, я мало внимания ей уделил). При кажущейся безликости, - много ли вы знаете городов с такими высотками на главной площади?
39. Напротив - две сталинки: универмаг и, собственно, правительство области, - отсюда управляется территория размером с полторы Германии.
География Архангельской области представляет отдельный интерес. Так как Архангельск - город приморский, он стоит на северном краю области. В то же время её южные районы ближе к соседним центрам - Вологде и Кирову, и зачастую больше тяготеют имено к ним. А кроме того, именно в Архангельской области находится самая северная точка России - остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) на 81 параллели, но расстояние от Архангельска до него лишь немногим меньше, чем до самой южной точки страны.
40. У правительства - немного странный "Обелиск Севера" (1930), на котором почему-то изобразили помора с оленем, хотя никогда они оленеводством не занимались. Впрочем, можно считать эту деталь напоминанием о том, что в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ с центром в Нарьян-Маре (по факту, впрочем, отдельный субъект РФ, с Архангельском связанный довольно слабо).
41. Со стороны набережной - ещё одна красивая сталинка, Управление МВД по Архангельской области. На переднем плане - "нулевая верста".
42. Дальше по Троицкому проспекту пройдём в другой раз, а пока вернёмся к Северной Двине, где я гулял вечером, любуясь закатом.
43. Обратите внимание, какой здесь яркий золотистый солнечный свет. Такой бывает только на Севере. От этого, кстати, и солнце днём палит заметно жарче.
44. На реку смотрит Пётр I. Этот памятник, кстати, тоже можно видеть на 500 рублях. За ним - Присутственные места конца 18 века, ныне школа.
Пётр I посещал Архангельск трижды - в 1693, 1694 и 1702 годах. Но надо сказать, что его роль в истории Архангельска весьма неоднозначна. С одной стороны, он посодействовал развитию города (основание Соломбальской судоверфи в 1693 году и Новодвинской крепости в 1701 году), а с другой - по Архангельску сильно ударило основание Петербурга, который быстро стал важнейшим морским портом России и забрал у Архангельска роль главных торговых ворот страны.
45. Здание слева - бывшее управление Архангельского порта (начало 20 века):
46. И снова Двина. Где-то там, совсем близко, - Белое море... Но нет, не видно его отсюда. В этой поездке я увидел его лишь в Карелии.
47. Единственный раз за четыре дня в Архангельске прошёл дождь. И заблестела на небе радуга...
48. Ну а это мыс Пур-Наволок, на котором и был основан город. На ступеньках у Гостиного Двора звучала живая музыка.
А Гостиный Двор - это историческое сердце Архангельска и самое старое его здание. Строился он в 1668-84 годах и изначально состоял из трёх частей - Русского и Немецкого дворов и Каменного города - небольшой крепости между ними. В 18 веке, по вышеназванным причинам, Гостиный двор потерял своё значение, запустел и постепенно был большей частью разобран на камень.
49.
50. В итоге сохранился лишь Русский двор, который в 1788 году был переделан под таможню и получил нынешний облик. Не так давно комплекс зданий был отреставрирован, и внутри теперь музей.
51. Под набережной - песчаный пляж. При взгляде на яркое северное небо мне здесь вспоминалась июньская ночь в
Териберке.
52. Название реки имеет финно-угорское происхождение (на коми языке Выньва, на финском - Vienanjoki, отсюда же и Белое море - Vienanmeri), и русский его вариант появился, скорее всего, по созвучию с Западной Двиной, с берегов которой могла быть часть переселенцев.
53. Типовая стела Города Воинской Славы:
54. Памятник архангелогородцам, погибшим на Великой Отечественной войне:
55. Ещё один памятник на набережной - пронзительный монумент погибшим на войне соловецким юнгам - выпускникам Соловецкой школы юнг, открытой в 1942 году:
56. А небом над Двиной можно было любоваться долго. Яркие краски переливались в облаках.
57. На пляже играют в футбол:
58. Впереди начинается река Кузнечиха - рукав Двины, отделяющий от центра Соломбальские острова, фасад которых слагает судоремонтный завод.
59. Ещё один уголок старой архитектуры. По центру - ожидающее реставрации здание бывшего пивзавода (1913).
60. А это Успенская церковь (2007 год) - достаточно вольное воссоздание утраченной церкви 18 века.
61. И завершу я первую часть улицей Логинова (бывшая Успенская).
О набережной Северной Двины на этом всё. Во второй части отправимся вглубь городских улиц.