Оршу обычно называют восточными воротами Белоруссии. Правда, у меня такой ассоциации нет, поскольку въезжать в Белоруссию я привык через Витебск. Однако в любом случае этот город - важный железнодорожный узел и второй по величине (116 тысяч жителей) город Витебской области, стоящий на ещё не широком Днепре, и имеющий богатую историю.
В этом году Беларусь для меня началась именно с Орши. В ежегодных поездках из Петербурга в Минск и обратно я проезжал этот город огромное множество раз, наблюдая здесь монументальный сталинский вокзал. Теперь же - именно до неё первым делом ехал от Витебского вокзала поездом Санкт-Петербург - Гомель. В конце мая я на нём же уезжал в
Себеж в
рижской прицепной группе вагонов, а теперь ехал в могилёвском вагоне формирования РЖД (при том, что сам поезд формирования Белорусской ЖД).
Вечером была знакомая с детства Витебская магистраль. Сольцы, Дно, Дедовичи и дальше по просторам Псковской области. После сна на верхней боковушке на перрон Орши я сошёл в четыре утра, оказавшись единственным в вагоне (если не во всём поезде) пассажиром, ехавшим до Орши. Оно и не удивительно, - сюда можно приехать другими поездами в более удобное время. Однако меня уже в девять утра ожидал дизель до Лепеля, а надо было ещё успеть увидеть Оршу. И посидев где-то час в зале ожидания, в котором я уже коротал время в 2013 году, когда ехал в Минск из Смоленска с пересадками, я дождался рассвета и около пяти утра пошёл гулять.
2. Вот так выглядит железнодорожная Орша (станция называется Орша-Центральная). Много путей, островной вокзал дореволюционной постройки, переделанный затем в сталинский, - как в Новосокольниках, только больше, или как в Смоленске, только меньше. На третьем пути стоит типичный белорусский дизель на тепловозной тяге (кажется, могилёвский), - на таком же мне предстоит ехать в Лепель.
3. Такой вид открывается на другую сторону. Слева виден автовокзал, а железная дорога уходит прямо на Минск и Брест, а налево поворачивает к станции Орша-Западная с дальнейшей развилкой на Могилёв и Кричев.
4. Правее можно увидеть локомотивное депо (фото сделано уже после прогулки по городу, поэтому свет другой).
Из достопримечательностей на станции ещё есть паровоз-памятник и памятник подпольщику Константину Заслонову, погибшему в 1942 году. Их я много раз видел ещё в детстве, но вот сфотографировать даже в этот раз забыл.
Железнодорожный узел в Орше действительно впечатляет своими масштабами, - достаточно уже того, что он шестисторонний! Магистраль Москва - Брест, открытая в 1871 году, пересекается здесь с тепловозной магистралью Петербург - Витебск - Киев (на этом участке открыта в 1902). На юго-восток уходит линия на Кричев (открыта в 1923 году), на северо-запад - тупиковая малодеятельная ветка на Лепель (1927), куда и лежал мой дальнейший путь.
На карте узел выглядит вот так. При этом заметно, что переплетение путей здесь довольно хитрое:
И в большем формате. Можно увидеть, что в узел включено множество обходных веток, дающих возможность транзитным грузовым поездам следовать мимо вокзала, или просто избегать смены направления движения.
5. Вид в сторону города. На эту новостройку с "часовой башней" я тоже много раз обращал внимание, проезжая город на поезде.
6. Вид на вокзал из города:
В общем, Орша - один из наиболее ярких железнодорожных городов Беларуси (наряду с, наверное, Барановичами и Молодечно), но история у этого города гораздо более давняя (что неудивительно, если учесть расположение на Днепре). Первое летописное упоминание об Орше относится к 1067 году (в один год с Минском), в 12-14 веках Орша была пограничной крепостью на границе Полоцкого и Смоленского княжеств, с 1359 года в составе ВКЛ, и затем, соответственно, Речи Посполитой - до её первого раздела в 1772 году. Так что кроме впечатляющего ЖД узла есть в Орше и достопримечательности более ранних времён.
7. Но дотуда ещё довольно далеко, - изначально станция строилась за городом в отдельном посёлке, поэтому от вокзала до центра около трёх километров. По рассветным улицам я шёл через вот такой спальный район. Который в тот момент ещё действительно спал.
8. Дворы с панельными домами:
9. Местами они перемешаны с частным сектором.
10. В центр идёт довольно уютная улица Мира. В столь ранний час людей на улицах ещё почти не было видно, лишь дворники кое-где подметали улицу, и изредка проезжали машины, среди которых попался автобус с табличкой "Москва - Варшава" и почему-то питерскими номерами.
11. Затем улицу сверху пересекает железная дорога. Это - выход на линию на Кричев со станцией Орша-Восточная (см. карту выше).
12. Ближе к центру застройка становится старше. А город, тем временем, постепенно просыпается.
13. И вот я дошёл до моста через речку Оршицу - приток Днепра. Именно от этого места начинается центр старинного города.
14. Маленькая площадь и мемориал ВОВ:
Орша, как и любой белорусский город, хранит тяжёлую память о войне. В нацистской оккупации город оказался 14 июля 1941 года и освобождён был 27 июня 1944 года в ходе Витебско-Оршанской наступательной операции (часть операции "Багратион"). Во время оккупации активно действовало подполье, - я уже упомянул Заслонова, который, будучи железнодорожником, подрывал немецкие эшелоны при помощи "угольных мин".
15. Благоустройство в Орше на вполне высоком уровне. Всё же не последний город в Беларуси, да и не зря в городе в 2008 году проводился праздник "Дожинки", который приносит чудеса благоустройства в любой город страны :)
16. Сталинки и дореволюционные дома:
17. Красивая сталинка с гербом БССР:
18. И в какой-то момент я пришёл на площадь имени человека, которому памятник. Как водится, одна из главных площадей города.
19. Вот примерно так Ленин видит Оршу - смотрит прямо на улицу Мира:
20. Кроме площади есть и улица Ленина. В этом месте мне увиделся такой "уменьшенный Минск".
21. За площадью - ещё закрытый в утренние часы детский парк, выходящий к берегу Днепра. Детские площадки, аттракционы, даже памятник Гулливеру там есть. Но близко к воротам я не подходил.
22. Стрелки часов уже перешли за цифру шесть. Новый день начинается над Оршей.
23. Улица Ленина:
24. Город сильно пострадал в войну, поэтому дореволюционной уездной застройки в центре сохранилось совсем немного.
Кстати, уездным городом Орша была не в Витебской губернии, а в Могилёвской, - Витебская, в свою очередь, почти наполовину состояла из территорий, которые сейчас в составе России и Латвии. От Орши до Витебска всего 80 километров, но находятся они в бассейнах разных морей, - впрочем, с этой тематикой ещё предстоит столкнуться в окрестностях Лепеля.
25.
26. Городской ДК - видимо, позднесоветская коробка:
27. Ещё старая застройка:
Впрочем, при всей своей истории, в нынешних реалиях Орша - город скорее промышленный. Кроме мощного ЖД узла, есть тут льнокомбинат с несколькими текстильными предприятиями, станкостроительный завод, инструментальный завод и довольно многое другое. Кстати, довольно позабавило меня в своё время то, что Орша является городом-побратимом карельской
Кондопоги.
28. Новодельная церковь святого Леонида (2002-2006 годы) и нулевой километр Орши с гербом города и отметками расстояний до ряда других городов Белоруссии.
29.
30. Дальше уже снова начинаются панельки:
Вернувшись к площади Ленина, я направился в другую сторону - в самое историческое сердце города, где Оршица впадает в Днепр.
31. Красивые сталинки на улице Ленина:
32. Вот и самый центр. Большая благоустроенная площадь, называемая городским парком. Арка на переднем плане осталась от разобранной ограды упразднённого ныне городского сада.
33. Вид в сторону Оршицы. На другом её берегу - рынок и торговые центры.
34. А вот и памятник времён Речи Посполитой - бывший жилой корпус католического монастыря тринитариев, построенный в XVIII веке (остальные постройки монастыря не пережили Великую Отечественную войну). Ныне здесь находится ЗАГС.
35. А на другой стороне - Иезуитский коллегиум - наверное, самая яркая достопримечательность города.
36. Иезуитский коллегиум в Орше существовал с первой половины XVII века. Сначала здание было деревянным, в XVIII веке построили каменный костёл, который был снесён в 1830-е годы после запрета в России ордена иезуитов. А существующее здание коллегиума было построено в 1803 году, то есть уже в составе России.
37. Сейчас в здании коллегиума - художественный музей и библиотека.
38. Ещё одна сохранившаяся постройка коллегиума - бурса (училище) 1788 года.
39. Оршица - приток Днепра. На дальнем плане виден мост по улице Мира, где я шёл от вокзала. Чуть левее него, кстати, заметны руины базилианского монастыря (1774 год), которые я при взгляде с моста упустил.
40. В конце площади - водяная мельница (1902 год) какого-то уж слишком Красного Цвета, ныне внутри музей. Стоит она на канале, отводящем течение из русла Оршицы.
41. Правда, сейчас, видимо, воду пропускают через трубу.
Рядом находится место, где до XVIII века стоял Оршанский замок, от которого ныне остался лишь неприметный вал, но туда я не дошёл.
42. На другом берегу Оршицы - новодельная церковь Рождества Богородицы - не совсем точное воссоздание церкви 1691 года, перестроенной в 19 веке, и снесённой в советские годы. Рядом стоит полностью новодельная деревянная.
43. А вот это довольно странный новодел:
44. Потом я направился в Заднепровье. Орша в верхнем течении Днепра, и здесь он далеко не столь солиден, как в украинских степях. Но надо сказать, что течение у него тут - будь здоров. В какой-то момент я увидел двух уток, отчаянно пытающихся переплыть реку на другую сторону. Полагаю, зимой он тут полностью замерзает только в сильный мороз.
45. У моста стоит памятник воинам-интернационалистам:
46. И БМД рядом с ним:
47. На другой стороне реки с ней перекликается "Катюша" - памятник Великой Отечественной войне, напоминающий об ещё одной примечательной странице в истории края.
48. Именно в районе Орши в июле 1941 года состоялось первое применение "Катюши" против вражеских войск (правда, первенство Орши в этом деле оспаривается городом Рудня в соседней Смоленской области).
49. Заднепровье - это такая "обратная сторона" Орши, почти целиком состоящая из частного сектора.
50. Где-то вдали высятся махины элеваторов:
51. В центре города уже заметно разгорается рабочий день, но за Днепром по-прежнему малолюдно. Только собаки лают из-за заборов.
52. Интересно, сколько лет кирпичному домику:
Среди тихих заднепровских улочек приютился Свято-Успенский женский монастырь, который ведёт свою историю ещё с 17 века. Ныне существующие храмы построены уже в конце 19 столетия.
53. Церковь Ильи Пророка:
54. И Успенский собор, который очень трудно запечатлеть с удачного ракурса. Между прочим, хоть и монастырь, разумеется, не действовал при советской власти, Успенский собор был открыт уже после войны (что в Белоруссии было ещё большей редкостью, чем в РСФСР).
Улочки в Заднепровье, вроде, и довольно прямые, но в то же время какие-то запутанные. Один раз попался переулок, который, судя по табличкам на домах, пересекается сам с собой, на одной из улиц я упёрся в тупик, за которым были кусты и собачий лай, потом, желая испить воды, случайно снял рукоятку с гидроколонки, испугавшись, что вывел жизненно важное сооружение из строя, но быстро поняв, что её надо просто надеть обратно.
55. В общем, занятно проведя время, я вышел к этим многоэтажкам:
Впереди была видна оживлённая Могилёвская улица, которая за городом превращается в шоссе на Могилёв и Гомель. Доносился шум машин, а с другой стороны я слышал утренний колокольный звон, созывающий на службу.
Здесь, в удалении от центра города, на месте бывшего предместья Кутейно, находится православный Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, основанный в 1623 году при участии архимандрита Петра Могилы (впоследствии митрополита Киевского). Некогда обитель была едва ли не главным оплотом православия на востоке Речи Посполитой. С 1630 года при монастыре действовала типография, впоследствии переведённая в Новгород.
56. Из храмов монастыря до наших дней сохранилась только Троицкая церковь (1624-1626), которую, кстати, моя мама реставрировала в 1980-е годы, когда монастырь ещё не был возрождён. Богоявленский собор не сохранился - сгорел в 19 веке.
57. А это монастырское здание пока не отреставрировано:
58. Уже по другому мосту возвращаюсь на правый берег Днепра:
59. Ниже по течению - железнодорожный мост на линии Орша - Кричев. Там город уже заканчивается.
60. Придя на правый берег, я попадаю в соцгород Оршанского льнокомбината, на котором я решил закончить прогулку по городу (уже близилось девять часов, и пора было возвращаться на вокзал).
61. Соцгород - неплохой сталинский ансамбль. Правда, ограничился я здесь лишь площадью. На фото - проспект Текстильщиков, приводящий снова в самый центр, где я уже был.
62. Вид в другую сторону. Направо уходит Шкловская улица, ведущая на выезд из Орши, за которым - город-спутник Барань.
63. И типовой ДК с ещё одним Ильичом, который в этом районе решил смотреть на Оршу сидя.
Здесь же, на площади, я сел на городской автобус прямо до вокзала. Традиционный для белорусских городов зелёный МАЗ, проезд стоял 4 тысячи рублей или 40 копеек по новым деньгам - около 13 российских рублей, то есть совсем дёшево для такого размера города.
64. Вернулся на вокзал около девяти утра (а мне из-за раннего подъёма навязчиво казалось, что уже около полудня), когда перроны были наводнены пассажирами. В том числе выходящими из всё приезжающих в Оршу утренних электричек и дизелей из других городов.
На вокзале встретились с Андреем
schelkunov, который как раз приехал из Витебска. И дальше уже вдвоём отправились на дизеле по самому глухому и малодеятельному в этих местах направлению - Орша - Лепель. Именно об этом и расскажу в следующий раз.
Орша
На дизеле из Орши в Лепель Лепель Волова Гора и Березинский канал