Новосокольники. Сплетение магистралей

Jul 03, 2016 12:25

Районный центр с населением 7,5 тысяч жителей на юге Псковской области, из числа тех малых городов, где постоянным звуковым фоном являются гудки локомотивов, и где почти у каждого жителя хотя бы кто-то из близких обязательно работает на железной дороге. Городок Новосокольники стоит на пересечении двух тепловозных магистралей - Москва - Рига и Петербург - Витебск. Название этого города и вид красивого сталинского вокзала из вагонного окна знакомы мне с детства по поездкам из Питера в Минск. В коротком майском путешествии на юг Псковщины в этом году я посетил и этот город.



2. В Новосокольники я приехал из посёлка Идрица на автобусе Себеж - Великие Луки (он виден в кадре, слева). Автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом. По соседству, кстати, видны деревянные железнодорожные дома начала 20 века.



Ну а железнодорожный узел - первооснова этого города. И хотя раньше я лишь проезжал этот город мимо на поезде, я всё равно видел самое главное, что в нём есть, - станцию. В 1901 году гудок паровоза Московско-Виндавской магистрали возвестил начало новой страницы в истории этого края. В 1904 году здесь прошла Петербургско-Витебская железная дорога. И на их пересечении вырос железнодорожный посёлок Новосокольники, получивший название от села Сокольники (ныне Старосокольники) в десяти верстах. Кстати, входило оно в состав Витебской губернии, когда Новосокольники были уже в Псковской. В 1925 году Новосокольники получили статус города, в 1927 был образован Новосокольнический район. Сейчас это насквозь железнодорожный город. Здесь железная дорога - по-настоящему, хлеб города. И в этом Новосокольники напоминают город Дно на севере Псковской области.

3. Вид в северо-западном направлении - в сторону Риги и Петербурга. В кадре виден сталинский вокзал островного расположения и Петербургская сторона вокзала, - поезда, идущие из Питера в сторону Витебска, останавливаются обычно именно на ней.



4. Другая сторона именуется Московской. На первом пути стоит рельсовый автобус РА1. Такие здесь ходят на пригородных маршрутах.



5. Это вид в южную сторону. Слево видно здание локомотивного депо. На первый взгляд кажется очевидным, что налево уходит железная дорога на Великие Луки, а направо на Витебск.



Но посмотрев на карту, можно увидеть, что всё наоборот. Пересечение магистралей находится южнее станции и города.



6. Теперь поближе рассмотрим вокзал. Он послевоенной постройки (старый был разрушен в войну), не столь монументальный, как в Дно, но тоже очень красивый. На фото - вид с Московской стороны.



7. Петербургская сторона:



8. Как уже говорилось, я неоднократно видел этот вокзал из окна поезда ещё в детстве, но сделать это удавалось не всегда, так как большинство поездов здесь проходит ночью. И для меня это только добавляло таинственности и любопытства.



9. Небольшой скверик у вокзала, с неработающим фонтаном. На него я тоже много раз обращал внимание в детстве.



10. Особенно красиво фасад вокзала смотрится сбоку. Жаль только, что из окна вплотную стоящего поезда этого не увидеть.



11. Интерьер вокзала тоже красив. Мне он напомнил вокзал Ржев-Балтийский. Впрочем, в этих местах вообще какой-то особенно интересный железнодорожный колорит. Хотя, может быть, просто меня в детстве настолько цепляли поездки на поезде между Питером и Минском, что ощущения остаются до сих пор.



12. Зал ожидания. Его я тоже много раз видел снаружи через окно поезда. И почти всегда ночью, когда здесь горел свет, и было малолюдно.



13. Московская сторона вокзала. Здесь нигде нету электрификации, - полное царство тепловозной тяги. Кстати, видите в кадре интересную деталь?



14. Вот она - ручные стрелки с фонарями-"флюгарками". Здесь они до сих пор действуют, причём распространены они именно на Московско-Виндавской магистрали, а не Петербургско-Витебской. Их часто можно встретить на станциях от Новосокольников до Ржева. В том числе, в соседних Великих Луках, до которых отсюда всего 30 километров.



15. Северная горловина станции. Петербургско-Витебская магистраль уходит на север - в Петербург. Здесь, через несколько километров, - маленькие станции Шубино, Киселевичи, Самолуково. Поскольку дорога однопутная, даже скорым поездам нередко приходится делать на них технические остановки для пропуска других поездов. И каждый год появлявшиеся в расписании новые остановки в детстве всегда казались мне чем-то загадочным.



16. А в другую сторону по такой же высокой насыпи уходит магистраль на Ригу. На этом направлении ближайшая станция носит смешное название Выдумка. А дальше - Маево, Забелье, Пустошка... Ну а потом вскоре и Себеж, и латвийская граница, и дорога дальше, по Прибалтике. Наверное, у кого-то станция Новосокольники тоже отпечаталась в детских воспоминаниях, только в связи с другим маршрутом - из Москвы в Ригу.



17. Типовые железнодорожные дома вдоль путей. Эти, похоже, уже советской постройки.



18. А этот путейский домик, возможно, дореволюционный, но точно я не уверен.



19. А на привокзальной улице Воровского стоят дореволюционные железнодорожные дома в очень узнаваемом стиле. Вот так, - вокзал в войну сгорел, а деревянные дома сохранились.



20. Эта улица тянется вдоль путей, будучи отделена от них забором. Впереди виден уже конец города: где заканчивается станция, там же и город, а дальше простираются живописные луга, леса и холмы.



21. Грузовой пакгауз:



22. Рядом с вокзалом расположен Сквер Железнодорожников, довольно необычный, - скамейки в виде колёсных пар, рельсы по двум сторонам от дорожки. А чуть правее стоит мемориал железнодорожникам-героям Великой Отечественной войны.



Новосокольники были оккупированы гитлеровцами 25 июля 1941 года и ждали освобождения два с половиной года. Фронт приближался постепенно: в январе 1942 года были освобождены Торопец и Западная Двина, в январе 1943 - Великие Луки, а в октябре - Невель. Новосокольники были стратегически важным транспортным узлом, поэтому в него противник вцепился мёртвой хваткой, и освобождён город был Красной армией лишь 29 января 1944 года - на год позже Великих Лук, до которых всего 30 километров на восток.

23. В конце аллеи стоит паровоз-памятник. К сожалению, паровоз я так и не опознал. Буду рад, если кто подскажет.



24. А на другом конце с ним перекликается памятник основанию Новосокольников, которое неотделимо от строительства железной дороги. Под скульптурой железнодорожного строителя написан текст указа Николая II 1897 года о строительстве ряда железных дорог в Псковской и Тверской губерниях: в том числе и Московско-Виндавской и Петербургско-Витебской.



В общем, мемориальный комплекс сделали интересно. Открыли его в 2015 году, когда отмечалось 70-летие Победы и 90-летие статуса города у Новосокольников.

25. Ещё железнодорожные дома:



26. И веерное локомотивное депо:



Железнодорожный узел в Новосокольниках выглядит и вправду внушительно. Но теперь пора уже отправиться по городским улицам. Если в Идрице было жарко, то здесь стало значительно свежее, и поэтому гулять было не тяжело.

27. Улицы маленького городка тенисты и довольно уютны. В чём-то Новосокольники выглядят как такие "Великие Луки в миниатюре".



28. Улица Александра Матросова. Знаменитый герой Великой Отечественной войны погиб недалеко отсюда - в Локнянском районе.



29. Часовня Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1990-е годы. Кроме неё, в городе ещё есть церковь Николая Чудотворца, но до неё я не доходил.



30. Идём дальше:



31. И выходим на центральную улицу города - Партизанскую, живописно укрытую тенистыми деревьями.



32. Почтамт с гербом РСФСР:



33. Тихие боковые улочки:



34. А обернувшись назад, можно увидеть вокзал.



35. Он органично замыкает перспективу Партизанской улицы. Но об этом сложно догадаться, стоя рядом с ним, - станция отделена от улиц какими-то заборами и ларьками.



36. По благоустройству Новосокольники отстают от Себежа и Идрицы, но тоже выглядят довольно опрятно.



37. Дворы:



38. Так я пришёл на центральную площадь со сталинским ДК и памятником Ленину.



39. Рядом - ещё один военный памятник:



40. Новосокольники - город одного размера с Дно, но почему-то кажется больше. Зато в Дно вокзал больше.



41. Школа:



42. На соседней улице нашлась пара довольно новых домов.



43.



44. А потом слева показался ещё один военный мемориал, посвящённый как ВОВ, так и Афганистану, Чечне и прочим горячим точкам. Здесь увековечены имена погибших на разных войнах жителей Новосокольников.



45. В конце мемориала - звонница, выполненная, кстати, в характерно псковском стиле. За ней видна Базарная площадь и администрация Новосокольнического района.



46. Жилые дома и пожарная часть. Застройка здесь явно моложе, чем в самом центре, - значит, город разрастался в северном направлении.



47. Дома, дворы. Воскресным вечером здесь гуляло много детей.



48. Во дворах цветут черёмуха и сирень.



49. Сушится бельё, и гуляют коты.



50. А это улица Шоссейная. На выезде из города она превращается в автодорогу на Великие Луки.



51. На одной из соседних улиц - танк Т-34, ещё один памятник освободителям города.



52. Частный сектор. Гуляя среди этих домиков, я постоянно слышал гудки тепловозов.



53. В этих видах чувствуется какой-то неуловимый колорит и атмосфера Псковской области.



54. Где-то в низине течёт речка Удрайка (или Малый Удрай). По пути из Себежа я пересёк два речных водораздела: Себеж находится в бассейне Западной Двины, Идрица стоит на притоке Великой, а в Новосокольниках Удрайка свои воды несёт в Ловать.



55. Гудки тепловозов и характерный звук манёвров становились всё громче и отчётливее, и я снова вышел к железной дороге.



56. Я замыкаю круг и возвращаюсь к вокзалу:



57. Среди зарослей обнаружилось какое-то заброшенное здание:



58. А рядом - двухэтажный барачный дом. Похоже, уже расселённый.



59. По мере приближения к вокзалу опять становятся видны железнодорожные дома. Вот так в одном пейзаже сочетаются разные страницы истории одного города. Справа дома, построенные в позднесоветские годы, а вот деревянные домики на переднем плане помнят ещё дореволюционный железнодорожный посёлок Новосокольники. Помнят они и войну, и тяжёлые бои за освобождение.



60.



61. А потом я вернулся на вокзал, откуда мне предстояло уезжать в Петербург в плацкартном вагоне великолукского поезда. Под тепловозом ТЭП70 поезд прибыл на первый путь Московской стороны.



День у меня получился длинным и насыщенным. Ночной приезд в Себеж, утренние прогулки по этому маленькому городку и его окрестностям, потом Идрица в жаркий полуденный зной, а потом вечер в железнодорожных Новосокольниках. Устал я за день прилично и сразу залез на свою верхнюю полку, проснувшись уже на окраинах Питера.

62. Раннее утро на Витебском вокзале. Так моё короткое путешествие на юг Псковщины завершилось. Надеюсь в довольно скором времени побывать в этих местах снова.


Псковская область, Путешествия, Северо-Запад, Дорогами войны, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up