Салехард. Часть 1

Apr 05, 2016 13:03

Салехард - это город, стоящий прямо на Северном Полярном Круге, где его пересекает великая река Обь. По берегам мёрзлая земля, покрытая лесотундрой, а вдалеке виден силуэт Уральских гор. Сам город - столица Ямало-Ненецкого автономного округа, стоит здесь уже четыре века, начавшись когда-то с маленького казачьего поселения. Сейчас это яркий и современный город, который во многом похож на Ханты-Мансийск, но меньше его примерно в два раза (48 тысяч жителей), да и выглядит несколько более "суровым", - сказывается более холодный климат.



19 августа мы с Ильёй varandej завершили наш водный путь по Западной Сибири, пройдя Иртыш и Обь от Омска, а затем сходив на теплоходе из Салехарда до Антипаюты и обратно. В Салехарде нам уже предстояло разделиться на оставшуюся часть маршрута. Поэтому из двух дней в первый мы ходили по городу ещё вдвоём (в том числе при поддержке знакомых Ильи - Александра sibir79, Ольги и Ивана, свозивших нас на машине в ряд мест, и напоследок угостивших настоящей строганиной у себя дома), на второй день Илья уехал, а я уже осматривал город в одиночку.

2. Итак, самый центр Салехарда. Чистые и ухоженные улицы, большие пространства, обилие новостроек, среди которых местами ютятся деревянные бараки. По словам местных, город в последние пару десятилетий изменился до неузнаваемости. И это роднит его с Ханты-Мансийском. Газовые месторождения, сделавшие Ямал одним из богатейших регионов России, находятся вдалеке от его столицы, так как столицей Салехард стал ещё задолго до их открытия. В советские времена округ полностью подчинялся Тюмени, поэтому на добыче газа здесь росли другие города. В постсоветские годы ХМАО и ЯНАО хоть и остались в составе Тюменской области, но в то же время стали отдельными регионами, а потому и в столицы округов стали поступать нефтегазовые деньги.



3. На одной из центральных улиц города - проспекте Молодёжи, стоит правительство ЯНАО. Из этого здания управляется территория, размером превосходящая Францию, но с населением лишь полмиллиона человек. Большая часть округа - это бескрайняя тайга и тундра, и просторами этих территорий мы уже успели впечатлиться во время водного путешествия.



4. С другой стороны от здания правительства - Парк Победы, с большим военным мемориалом и часовней Георгия Победоносца.



5. Выставка военной техники под открытым небом, стелы с изображениями орденов военных времён (конкретно на этом снимке - орден Александра Невского и орден Отечественной войны I степени).



6.



7. Центральная композиция. Сам мемориал занимает довольно внушительную площадь.



8. Вечный огонь и скульптура солдата. Как видим, тематика Великой Отечественной войны здесь соединена с другими войнами.



9. Вернёмся теперь к зданию правительсва округа. Стоя возле его фасада, можно увидеть вот такую картину. На снимке видны яркие цветастые новостройки, и видно, что город зажиточный. Но сам я в этом месте стоял в тёплой одежде, ощущая на себе холодный ветер, уже едва ли не забывая о том, что на календаре август.



На снимках уже очень хорошо видно, что, как и в Ханты-Мансийске, облик города слагают новостройки. При этом свою историю Салехард ведёт с 1595 года, когда он был основан казаками под названием Обдорск. Происходит это название из языка коми, - Об-дор означает примерно "возле Оби". Более двухсот лет Обдорск был укреплённым поселением и пунктом сбора ясака, но в 1807 году укрепление было упразднено, и Обдорск стал селом вплоть до 1933 года, когда он получил статус посёлка городского типа и название Салехард, восходящее уже к ненецкому Саля-харад - поселение на мысу. В 1938 году Салехард стал городом.

10. Речка, протекающая через центр Салехарда, носит довольно странное название Шайтанка. На берегу строится Спасо-Преображенский собор.



11.



12. Вид обратно, с другого берега Шайтанки. Место, прилегающее к окружной администрации, пока что выглядит каким-то пустынным и необжитым.



13. Отправимся теперь в жилые районы и по центральным городским улицам. Ещё лет десять назад этих кварталов не было. Сейчас в Салехарде живёт 48 тысяч человек, но ещё в середине девяностых было только 30 тысяч. Конечно, темп прироста здесь не такой, как в более южном и тёплом Ханты-Мансийске, но уже на данный момент среди жителей Салехарда значительную долю составляют приезжие. Будучи столицей ЯНАО, Салехард по населению занимает в нём лишь третье место после нефтегазовых Нового Уренгоя и Ноябрьска.



14. Уютные дворы. Среди машин немало солидных иномарок, но в целом уровень автомобилизации здесь заметно ниже, чем в Ханты-Мансийске. Почему? Всё просто. До Салехарда до сих пор нет постоянной автодороги с Большой Земли, и ездить отсюда можно только по окрестностям в радиусе примерно 50-60 километров. Зимой открывают зимник до Надыма, откуда прямая трасса уже ведёт в Тюмень, то есть на Большую Землю. Впрочем, из Надыма в Салехард активно строится круглогодичная автодорога, и с года на год ямальская столица будет наконец связана с общей автодорожной сетью России.



15. Ещё на предыдущем снимке заметно, что у домов первый этаж довольно сильно приподнят над землёй, а входы в подъезды оборудованы лестницами и иногда даже пандусами. Из-за вечной мерзлоты дома стоят на сваях (правда, здесь они прикрыты щитами, и их можно не заметить). Вот такая здесь жизнь, - зарплаты высокие, но во-первых, и тратить здесь приходится больше (и цены на продукты выше, и на Большую Землю выезжать более затратно), а во-вторых, всё равно непросто жить там, где зима длится восемь месяцев в году, а лето совсем короткое и с редкими тёплыми днями.



16. Рядом с жилыми кварталами - музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского. Довольно интересный музей, основанный ещё в 1906 году как "Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера". Инициатором создания музея был игумен Иринарх (в миру Иван Шемановский) - выходец из польских дворян, окончивший семинарию в Новгороде, и отправившийся нести проповедь народам Сибирского Севера. С 1898 года он был настоятелем Обдорской миссии.



Внутри интересная экспозиция, где можно увидеть и ископаемых мамонтов, и предметы быта коренных народов (которые, впрочем, мы видели и в "живой" среде), и узнать об истории города Мангазея на реке Таз.

17. Культурно-деловой центр по соседству:



18. Рядом рынок "Дары Ямала". Местами в Салехарде можно видеть и вот такие рыбные ларьки. Местная рыба стоит здесь относительно недорого, - на фоне остальных продуктов, которые в основном завозятся с Большой Земли.



19. Автомобильный мост через Шайтанку:



20. Прилегающий частный сектор и малоэтажки. Разноцветные фасады, яркие крыши. Пёстрая цветовая гамма скрашивает долгую северную зиму и в основном пасмурную погоду летом.



21. Салехард - единственный в мире город, стоящий точно на полярном круге. Незримая линия Северного Полярного Круга проходит через центр города.



22. Возле колледжа приютилась небольшая мечеть - между прочим, одна из самых северных в мире. Народ в эти края приезжает со всех уголков и России, и бывшего СССР.



23. Особенно порадовала меня вот эта вывеска. Хоть и белорусов и украинцев здесь немало, их языки кто-то умудрился перепутать.



24. Как видно, советская застройка здесь, как и в Ханты-Мансийске, представлена в основном барачными домами и небольшим количеством пятиэтажек. В то время, как в газовых Надыме, Уренгое и Ноябрьске немало ещё советских многоэтажных домов. Впрочем, бараков здесь с каждым годом всё меньше, - их расселяют и сносят, но процесс этот довольно медленный: во-первых, постоянно нужно строить новые дома из-за притока населения в город, а во-вторых, строительство на вечной мерзлоте довольно трудоёмко.



25. Это улица Чубынина - одна из главных в центре города. Новостройки порой выглядят слишком вычурными (между прочим, здание на переднем плане - это жилой дом!), но надо не забывать про холодный климат и долгую зиму, во время которой всё это, может быть, даже и в плюс, так как радует глаз местных жителей.



26. Вид обратно:



27. В целом выглядит Салехард весьма благоустроенным, и это говорит о том, что деньги здесь в эту отрасль вкладываются действительно немалые: в климате Крайнего Севера и на вечной мерзлоте поддержание городского благоустройства обходится намного дороже, чем в средней полосе, не говоря уже о его смысле, когда восемь месяцев всё скрыто снегом.



28. Иногда в городе встречаются довольно странные скульптурные композиции вроде той, что слева.



29. Жизнь идёт своим чередом. Куда-то по улицам идут люди, ездят машины. А вот рядом строят ещё один дом.



30. Городская администрация Салехарда:



31. Ещё одно административное здание по соседству. В Салехарде их довольно много. По аналогии с ХМАО, если Надым-Уренгой-Ноябрьск - это города газовиков, то Салехард - это город чиновников. Как уже говорилось, Салехард их меньше, но при этом значительно старше, так как находится на историческом пути на север. Месторождения нефти и газа были открыты лишь в 1960-е-70-е годы, а округ основан в 1930-е, когда ещё никто не знал, что богатые залежи полезных ископаемых станут в округе основной отраслью, а Салехард как раз расположен вдалеке от них.



32. А в этих ярких и отремонтированных домах можно признать вполне советские панельные пятиэтажки. Между прочим, в Ханты-Мансийске таких почти нет, - в Салехарде капитальные советские дома встречаются чаще. Впрочем, возводить их здесь начали явно не раньше 1970 года, а сталинской архитектуры здесь абсолютно нет.



Кстати, обратите внимание на машину с огромными колёсами в левой части кадра. Чаще такие встречаются в тундровых посёлках, но и в городе иногда тоже их можно видеть.

33. А здесь я даже не могу понять: 7-этажный дом современный или позднесоветский?



34. А на этой пятиэтажке довольно забавный кирпичный узор:



35. Обратите внимание, какие в Салехарде невзрачные деревья. Редкие из них вырастают выше двух этажей, и почти у всех тонкие и кривоватые стволы, - вечная мерзлота, полярный круг, лесотундра...



36. Соседняя улица с барачными домами:



37. Иногда и вот такие интересные напоминания о прошлом можно увидеть:



38. Ещё один военный мемориал - гораздо меньше, чем возле правительства. Скорее всего, ещё советский. На плитах написаны имена жителей Салехарда, погибших на фронтах. Довольно часто там встречаются хантыйские и ненецкие фамилии.



39. А другие плиты посвящены жителям районов округа. Обратите внимание, сколь невелики цифры: в ЯНАО и сейчас плотность населения очень низкая, а в те годы, до открытия нефти и газа, была ещё намного ниже.



40. Прямо из центра города можно увидеть вдалеке силуэт гор Полярного Урала, где местами и в августе лежит снег. До гор около 50 километров, но даже на таком расстоянии можно разглядеть детали рельефа, - об удивительной прозрачности воздуха на этих широтах я уже рассказывал.



41. Улица Свердлова. Здесь, как и в Хантах, почти полностью сохранилась советская топонимика, которая с обликом города иногда не вяжется.



42. Остановка. Автобусное сообщение в Салехарде организовано довольно хорошо. Долго ждать мне пришлось лишь маршрутку на переправу в Лабытнанги, и я так и не разобрался, что ходит в посёлок Аксарка в 60 километрах от города (хотя была мысль во второй день туда съездить).



43. Тем временем из сияющего новизной центра мы попадаем в центр исторический - Старый Обдорск, то есть место, откуда Салехард начинался. Вокруг уже видны старые дома. Некоторые из них 1930-х годов постройки, а некоторые и вовсе дореволюционные.



44. Тут я даже не знаю, какого времени постройки здание:



45. А это здание первого Обдорского музея, построенное в 1906 году. Именно здесь изначально находился уже упомянутый музей, который основал миссионер игумен Иринарх (Шемановский).



46. На нём даже есть редкая в своём роде надпись - с дублированием на ненецкий язык. Государства лэтамбада, - вот так вот!



47. По соседству стоит кафедральный собор Петра и Павла, построенный в 1883-1894 годах по проекту тобольского губернского архитектора Готлиба Цинке - немца из Магдебурга, окончившего Академию Художеств в Петербурге. Собор, между прочим, - старейшее сохранившееся здание в ЯНАО.



48. К храму прилегает уже новодельное здание епархиального управления, выдержанное с ним в одном стиле:



49. Уже расселённый барачный дом, готовящийся к сносу:



50. Выходим к высокому берегу, перед которым открываются водные просторы. Салехард стоит фактически даже не на Оби, а на реке Полуй, чуть выше устья. Впрочем, если до открытой Оби здесь километров пять, то сразу за Полуем уже видна обская протока Хорпосл. По местным меркам, Полуй кажется маленькой речкой. Лишь потом я понял, что на самом деле, это река одного масштаба с Клязьмой...



51. В стороне от главных улиц Салехарда обстановка остаётся оживлённой, но облик этой части города уже совсем иной. В таких ракурсах виден всё тот же старый Западно-Сибирский Север. Старый Обдорск, напоминает то тобольскую Подгору, то Берёзово. Впрочем, Обдорск как раз входил в состав Берёзовского уезда Тобольской губернии.



52. Деревянный амбар начала XX века, который при нас реставрировался:



53. Каменный дом купца Корнилова:



54. А это деревянное здание - уже советское, 1933 года. Это бывший окружной комитет, то есть самое первое здание администрации ЯНАО.



55. Ещё у высокого берега Полуя стоит деревянный Обдорский острог. Разумеется, это новодел, и, в общем-то, не совсем достоверный исторически: Обдорск на самом деле был укреплённым пунктом сбора ясака, но не острогом. Так что здесь мы видим скорее достаточно вольную интерпретацию старого сибирского острога, какой мог стоять в тех же Берёзове или Мангазее.



56. Большая часть острога была возведена уже в нулевые годы, но одну из башен успели построить ещё в 1994 году, под руководством известного архитектора Александра Ополовникова.



57. По его же проекту были построены и другие части острога, но уже спустя 10-12 лет. Весь комплекс острога был открыт в 2006 году.



58. Церковь Василия Великого. Между прочим, это не декорация, а действующий приходской храм.



59. Изба, какую можно увидеть где-нибудь на Русском Севере:



60. И памятник казакам - основателям Обдорска. Довольно интересный, - лица получились на удивление "живыми".



61. Стоя в остроге, можно видеть у речного берега Салехардский рыбокомбинат, который раньше был градообразующим предприятием. Не случайно и находится он возле Старого города.



62. По соседству находится и речной порт. Он здесь маленький, - основной стоит на Оби, в Лабытнангах. В кадре заметен зелёный плавучий дебаркадер, - это бывшая пассажирская пристань, к которой заходили теплоходы до открытия в 2015 году речного вокзала. Между прочим, дебаркадер точно такой же, как в Омске, Тобольске и ещё ряде пристаней, которые были у нас по пути.



63. Вид вверх по течению Полуя. Справа виден уже знакомый нам речной вокзал, а у берега пришвартован теплоход "Механик Калашников", готовящийся отчалить в очередной рейс в Антипаюту. Дальше видна возвышенность - Ангальский мыс, отмечающий устье Полуя.



64. Вдали виден Полярный Урал, силуэт которого сливается с облаками. Здесь, как нигде, Обь близко подходит к Уральскому хребту. Там, "за Камнем", - Республика Коми и европейская часть России. Там же и город Воркута, который станет для меня последним пунктом этого путешествия. Между прочим, Уральские горы здесь довольно сильно влияют на климат. Если лето и в Салехарде, и в Воркуте прохладное и субарктическое, то зима довольно сильно различается: в Салехард зимой часто приходят сухие и солнечные морозы из Восточной Сибири, а на Воркуту больше влияет Арктика, из-за чего зима там немного теплее, но более ветренная и снежная. Между двумя городами по прямой около двухсот километров, но климат в них различается из-за гор, часто преграждающих путь погоде.



В следующей части вернёмся в самый центр Салехарда и погуляем к востоку от главных городских улиц.

Сибирь, Крайний Север, Путешествия, Западная Сибирь, Зауралье, Россия

Previous post Next post
Up