Декабрь морозит в небе розовом,
Нетопленный мрачнеет дом,
А мы, как Меншиков в Берёзове,
Читаем Библию и ждём
(М. А. Кузьмин)
Высокий берег реки Северная Сосьва, текущей в Обь с Уральских гор. Здесь зимой трещат сорокаградусные морозы, а в начале лета белые ночи, каким трижды позавидует Петербург. В августе тут было ещё тепло, но на деревьях уже желтели листья. Небольшой городок стоит здесь уже больше четырёх веков, и история его очень солидна. В прошлом уездный город Берёзов - один из старейших русских городов Сибири, основан был ещё в 1593 году, всего на семь лет позже Тюмени и на шесть лет позже Тобольска. Когда-то фактически главный город на севере Западной Сибири, в начале XX века Берёзов стал приходить в упадок, а уже при советской власти - в 1926 году, стал селом, после чего в названии появилось окончание "-о". Ныне это посёлок городского типа Берёзово с населением 7 тысяч жителей, тихое и довольно уютное место. Пятьсот километров на север от Ханты-Мансийска, и это единственный район Югры, куда нельзя доехать по сухопутной дороге.
О том, как мы с Ильёй
varandej добирались в Берёзово на быстроходном "Метеоре" по Оби из Ханты-Мансийска, я уже
рассказал в предыдущей части. Прибыли мы уже вечером и решили оставить осмотр Берёзова на следующий день. Гостиница, в которой мы ночевали, оказалась муниципальной и какой-то на редкость задрипанной (что для этого региона странно). И, кстати, ложась спать, мы удивились тому, что за окном до сих пор светло, хоть и время шло к полуночи. Непривычно для августа! Всё-таки, мы уже почти на широте Архангельска.
2. Почти самый центр посёлка (хотя, в связи со своей историей, Берёзово кажется скорее маленьким городом). Сразу обращает на себя внимание то, что в Берёзове очень мало машин, - ведь уехать куда-либо отсюда на машине можно только зимой, когда прокладывают зимники. Поэтому здесь стоит какая-то удивительная тишина.
3. В основном Берёзово в нынешнем виде застраивалось уже в советские времена. Но иногда на улицах попадаются отголоски старины. Вот, к примеру, дореволюционное здание уездного женского училища с домовой церковью.
4. А по соседству - бывшая почта примерно того же времени:
5. И какой-то старый деревянный амбар:
6. Так мы за несколько минут пришли на центральную площадь. Слева солидное современное здание - детская школа искусств, а рядом довольно необычный обелиск на глобусе. Кстати, что интересно, памятника Ленину в Берёзове нет. Но я точно уверен, что всё-таки был в советские времена.
7. Рядом стоит администрация Берёзовского района ХМАО. Между прочим, один этот район по площади превосходит Ленинградскую область, но по меркам севера Сибири он ещё не так уж велик. Можно сказать, что этот район - самая глухоманная и отдалённая часть Югры. Ведь сюда даже нет дорог с Большой Земли (впрочем, строительство дороги сюда всё же планируется), и этот район не затронула полномасштабная добыча нефти и газа (хотя открытие их богатых залежей в Западной Сибири началось именно отсюда).
8. Детская площадка у центральной площади - тоже с какими-то мотивами сибирской старины.
9. Барачный советский домик. Обратите внимание на расцветку, - бело-зелёная цветовая гамма здесь везде преобладает в оформлении.
10. Впрочем, это проистекает из названия городка. Три берёзы изображены на его гербе, и здесь их можно увидеть даже на фасаде дома.
11. А рядом двухэтажная хрущёвка. Кажется, единственный виденный нами капитальный советский жилой дом. Впрочем, как уже говорилось, в Ханты-Мансийске это тоже большая редкость.
12. Деревянные избушки, огороды... Как где-нибудь в Центральной России или на юге Сибири. Порой здесь даже трудно поверить, что мы находимся в той же самой Югре, где расположены богатые нефтяные города вроде Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска.
13. Но всё же состояние домов и улиц говорит о том, что глухоманью и захолустьем Берёзово кажется лишь на фоне остальной Югры. В сравнении с райцентрами Средней полосы оно на порядок зажиточнее.
Кстати, обратите внимание на светофор: его наличие в райцентре с 7-тысячным населением удивило бы даже в Центральной России. Что уж говорить про северный посёлок, где нет дорог, и мало автомобилей! Местные водители даже ругаются: "Вот зачем нам тут его поставили? Сами же видите, какое у нас движение. И ведь ничего не поделаешь: горит красный, так стой и жди полторы минуты!".
14. Жизнь неторопливая и размеренная. Тихие улочки, а впереди тайга. Берёзово во многом сохранило облик той старой Югры, какой она была до начала масштабной нефтедобычи. Подумать только, - ведь Сургут, основанный, как и Берёзово, в конце XVI века, затем также являлся уездным городом Тобольской губернии, и ещё в 1950-е годы был практически таким же глухим 6-тысячным городком на севере Сибири, куда не было дорог. Но он к нашему времени на добыче нефти вырос до 340 тысяч жителей, а Берёзово так и осталось заповедником старого Сибирского Севера.
15. Ещё один старый деревянный домик. Раньше тут был краеведческий музей (ныне обитающий в новом здании), а сейчас - центр национальных культур.
16. Мемориал Великой Отечественной войне и маленькая церковь. Кстати, людям на скульптурной композиции придали монголоидные черты лица. В Берёзове ханты и манси составляют заметную долю населения.
17. Напротив - вечный огонь и имена уроженцев Берёзова, погибших на фронте:
18. Старое кладбище прямо под сводами леса:
Кстати, дойдя до самой окраины, мы могли бы немного пройтись по дороге среди тайги, чтобы получше рассмотреть природу, чего, к сожалению, не сделали, так как времени у нас было не очень много.
19. Школа:
20. А это новодел, копирующий стоявший на этом месте купеческий домик. Между прочим, история вышла весьма печальная: купеческий дом предполагалось реставрировать, но вместо этого его снесли и стали строить заново. В общем, в Берёзове как-то плохо следят за деревянными памятниками архитектуры (и ниже будет ещё два подтверждения этому).
21. Новое здание краеведческого музея, построенное в 2002 году. Между прочим, современности облика его экспозиции позавидуют музеи в иных областных центрах Средней полосы. Всё-таки видно, что в ХМАО в эту отрасль вкладывают большие средства.
22. Ещё какой-то старый деревянный домик и, на заднем плане, гостиница "Град Берёзов", между прочим, очень дорогая.
23. Прогулявшись по уездному центру Берёзова, мы вышли к берегу Северной Сосьвы. В центре кадра видна речная пристань с плавучим дебаркадером, куда мы накануне вечером прибывали "Метеором" из Ханты-Мансийска. Берёзово стоит на левом, высоком берегу реки вблизи её впадения в Обь. Впрочем, нижнее течение Сосьвы проходит уже по огромной обской пойме, и поэтому заливные луга на дальнем плане относятся в том числе и к Оби. А пристань стоит на заметном сухом мысу - скорее всего, насыпанном искусственно.
По соседству идёт не запечатлённое мной строительство нового речного вокзала. Кстати, зимой, когда нет навигации, и по рекам открывают зимники, вместо "Метеоров" по тому же расписанию ходят автобусы. А ещё в Берёзове сильно бросается в глаза дороговизна продуктов в местных магазинах: издержки отсутствия дорог, когда всё приходится завозить по реке. Как правило, чем севернее, тем дороже стоят продукты, хотя в Салехарде они дешевле, чем в Берёзове (видимо, благодаря наличию железной дороги).
24. Поблизости стоит памятник Герою Советского Союза, жителю Берёзовского района, Гавриилу Собянину, погибшему в 1944 году в боях за освобождение Прибалтики. Здесь же, рядом, его именем названа улица.
Наверное, многие обратили внимание, что он однофамилец мэра Москвы (впрочем, родственником он ему не приходился). Сергей Собянин тоже родом из Берёзовского района (и до прихода в столицу успел побывать мэром Когалыма и губернатором Тюменской области); родился в селе Няксимволь, а по национальности коми, - последние, как уже говорилось, живут не только в Республике Коми, но и на северо-западе ХМАО, к востоку от Уральских гор. Там же проживают и манси (вогулы), и именно из их языка происходят причудливые названия населённых пунктов - Хулимсунт, Няксимволь, Саранпауль.
25. Рядом - могила местных революционеров:
26. Захоронены здесь Тихон Сенькин и Кузьма Коровьи-Ножки. Я, конечно, разные странные фамилии видел, но с этим, пожалуй, не сравнится ничто... Его отец, Илларион Галицин, был старообрядцем из Могилёвской губернии и в 1863 году принял участие в польском восстании, за что был сослан с семьёй в Берёзов, где получил ссыльный псевдоним Коровин-Ножкин, впоследствии принявший такую простую "разговорную" форму.
А Кузьма Илларионович в 1906 году помог бежать из ссылки Троцкому, сосланному за революционную деятельность в Обдорск (Салехард). Пока пароход, шедший на север из Тобольска, стоял в Берёзове, Лев Давидович сбежал на берег, а затем, при помощи Коровьих-Ножек (звучит смешно, но как ещё сказать?), отправился на лодке вверх по Северной Сосьве, где мансийские оленеводы показали ему путь через Уральские горы.
27. Идём дальше. Впереди, за оврагом, видна главная достопримечательность и символ Берёзова - церковь Рождества Богородицы, построенная в стиле сибирского барокко в 1765-1768 годах. А первый деревянный храм на этом месте был построен ещё при основании города в 1593 году.
28. В овраге чьи-то дома и садовые участки. И у кого-то к забору прислонён крест.
29. А это виденный нами в музее макет Берёзовского острога, стоявшего здесь же, у берега Сосьвы. Справа виден как раз тот самый овраг, где находимся мы.
А вдалеке тайга и болота - всё, как и в наши дни. До революции отсюда управлялась ещё большая территория, чем сейчас, - в состав Берёзовского уезда Тобольской губернии входили все низовья Оби, и почти вся территория нынешнего ЯНАО (за исключением Гыданского полуострова, который отнесли к Енисейской губернии).
30. Через овраг переброшен уникальный деревянный мост, сохранившийся с XVIII века. Жаль только, что за его состоянием особо не следят, и он ветшает.
31. Течёт Северная Сосьва. По торчащей из воды траве хорошо видно, что здесь до сих пор половодье. Река эта начинается в горах - на Приполярном Урале, и течёт с запада на восток через весь Берёзовский район. Чуть выше Берёзова стоит крупный посёлок Игрим, куда тоже ходят "Метеоры".
Берёзово и Игрим обычно используются туристами как промежуточные пункты заброски на Приполярный Урал с восточной стороны (с запада на него заходят из Республики Коми - Вуктыл, Троицко-Печорск, Инта). Именно в этой части Уральских гор находится самая высокая точка хребта - гора Народная (1895 метров). И на этих широтах Тюменская область (в состав которой входят и ХМАО, и ЯНАО) начинает граничить с Республикой Коми по Уральскому хребту. А значит, здесь Сибирь начинается сразу от хребта.
32. На реке постоянное и оживлённое движение. Это скоростной теплоход "Линда", который здесь используется в пассажирских рейсах. А ещё на реке можно видеть моторные лодки, - их тут едва ли не больше, чем машин. Между прочим, покидать Берёзово нам тоже предстояло на моторке (о чём я ещё расскажу чуть позже).
33. Из оврага мы поднялись к церкви Рождества Богородицы, к которой примыкает сквер.
34. Рисунок на площадке в сквере:
35. Сквер, кстати, расположен на месте бывшего погоста. А на месте лиственничной рощи на заднем плане ещё до прихода русских стояло хантыйское поселение Сумгут Вош - в буквальном переводе "Город берёз". То есть русский город именно отсюда унаследовал своё название (и до сих пор в хантыйском языке Берёзово называется именно так).
36. Ещё один, уже современный, памятник жертвам гражданской войны - на сей раз погибшим от рук большевиков в 1921 году:
37. А чуть дальше стоит памятник светлейшему князю Александру Меншикову - сподвижнику Петра I, который впал в немилость после его смерти и в 1728 году, по воле 11-летнего императора Петра II, был сослан в Берёзов, где прожил недолго и умер уже год спустя. Впрочем, здесь он изображён ещё явно в облике до ссылки.
38. Известное полотно Василия Сурикова "Меншиков в Берёзове" (1883) воссоздали в трёхмерной диораме в краеведческом музее:
В общем, интересное вышло совпадение, - первый губернатор Петербурга закончил свою жизнь в тех же местах, где родился нынешний мэр Москвы.
39. Рядом с памятником Меншикову - могила его дочери Марии Александровны (местоположение могилы самого Меншикова в данный момент неизвестно):
40. Берёзов стал местом ссылки и для других именитых людей, приближённых к царскому двору. Сюда же в 1730 году отправился с семьёй Алексей Долгоруков (не без участия которого сюда сослали Меншикова), а в 1741 году граф Андрей Остерман, занимавший высокие должности в период "бироновщины", но оказавшийся в опале после воцарения Елизаветы Петровны. В общем, Берёзов был местом такой "элитной ссылки".
41. Вид на реку из рощи. Огромные просторы Сибирского Севера. Как уже говорилось, в нижнем течении Северная Сосьва входит в Обскую пойму: если ширина основного русла Оби местами достигает трёх километров, то ширина её поймы с протоками, болотами и островками исчисляется уже десятками километров. То есть, другой берег Сосьвы, который виден отсюда, уже входит в пойму Оби, но до высокого правого берега Оби отсюда примерно 50 километров...
42. У обрыва растут сибирские кедры:
43. "Кедровые шишки и орехи" - небольшая картина, видимо, какого-то местного художника, висящая в краеведческом музее.
44. Покинув сквер, идём дальше по улицам. Здесь в перспективе улицы Собянина видна речка Вогулка - приток Северной Сосьвы:
Между тем, распогодилось. Выглянуло солнце, и стало тепло. В целом была хорошая погода, правда, вечером ей предстояло ухудшиться. Берёзово находится в тех местах, где сибирский резко-континентальный климат сходится с субарктическим: поэтому в середине лета здесь может быть как сильная жара, так и холода с дождями. Впрочем, середина августа, когда здесь были мы, - это, скорее, уже начало осени. А зима длится здесь полгода...
45. Забавный палисадник с довольно странной композицией: аист, приносящий ребёнка...
46. ...а напротив него - памятник Петру и Февронии!
47. Ещё один памятник прошлого - деревянный амбар XIX века:
48. И уже показанный обветшалый мост XVIII века с вот такой немного странной табличкой. Формулировка, однако, ненавязчивая! Впрочем, рекомендацией мы всё же пренебрегли, хотя переходить этот мост действительно следует с осторожностью.
49. Такая вот неторопливая тихая жизнь сибирской глубинки. И люди здесь по-северному спокойные. При этом в Сибири подобные населённые пункты по своей атмосфере какие-то более оживлённые, чем в Средней полосе или на Северо-Западе.
50. Обратите внимание, - некоторые улицы в Берёзове выложены бетонными плитами вместо асфальта. Причём это нередко встречается в подобных труднодоступных местах Севера (я видел такое на Соловках), хотя не знаю точно, с чем связано. То ли асфальт дорого завозить, то ли просто почва болотистая.
51. Ещё один мостик через овраг. Теперь уже современный.
52. Местами пейзаж мало чем отличается от Средней полосы России:
53. Иногда попадается красивая деревянная резьба:
54. С двуглавыми орлами:
55. И северными оленями на воротах:
Кстати, обратите внимание на деревянный тротуар, - здесь это довольно распространено, как и в малых городах Русского Севера.
56.
Так мы вышли к аэропорту, из которого можно улететь самолётом на Большую землю - в Сургут, Белоярский, Ханты-Мансийск и даже в Тюмень, а также вертолётами в сёла Берёзовского района. В советские времена аэропорты малой авиации в райцентрах были обычным явлением и в Средней полосе России. Но здесь этот вид транспорта сохраняется и в наши дни в силу необходимости, - дорог ведь нету! В период межсезонья (ледоход или ледостав на реке) попасть в Берёзово с Большой земли можно лишь на самолёте.
57. Аэропорт здесь явно современный и благоустроенный (внутрь мы, правда, не заглянули), а рядом с ним под рёв взлетающего борта спокойно гуляют коровы. Обслуживает его авиакомпания "ЮТэйр" (как уже говорилось в рассказе про Ханты-Мансийск, её название образовано от слов Югра и Тюмень).
58. Рядом с аэропортом - небольшая выставка авиации под открытым небом. Слева видны вертолёты Ми-1 и Ми-8, а справа самолёт Як-40.
59. А это знаменитый "кукурузник" - самолёт Ан-2:
От аэропорта мы направились на другой конец посёлка, к памятнику первой газовой скважине. Берёзово - знаковое место в истории освоения западно-сибирских нефтегазовых месторождений. Первый газ в Сибири был открыт раньше, чем первая нефть, - в 1953 году. Тогда здесь шла геологоразведка, но ни нефти, ни газа в Берёзове не обнаруживалось. Однако 21 сентября 1953 года, во время демонтажа последних буровых установок, из не закрытой после разведки скважины вдруг ударил газовый фонтан... Так было открыто первое месторождение углеводородов в Западной Сибири. Между прочим, тут имеет место занятное совпадение: 21 сентября - престольный праздник церкви Рождества Богородицы в центре Берёзова. Хотя, впрочем, не знаю, насколько уместна такая аналогия применительно к советской эпохе.
60. Интересная диорама с изображением первой газовой скважины, в краеведческом музее. Сумрачная синева придаёт таинственности.
61. Другая диорама с её изображением. Правда, уже скорее на тему природы.
Именно открытие газового месторождения сделало в 1954 году посёлком городского типа село Берёзово, лишённое городского статуса. Впрочем, месторождение оказалось малочисленным и не стало разрабатываться, но Берёзово осталось историческим местом не только как старинный уездный город, но и как колыбель сибирских нефтегазовых промыслов.
62. На месте, где забил первый газовый фонтан, в 2013 году (то есть к 60-летию) был открыт мемориал. С одной его стороны стоит обелиск в виде трубы.
63. Выставка техники, где слева направо стоят: гусеничный вездеход ГАЗ-71, грузовик ЗиЛ-157 и трелёвочный трактор:
64. И, наконец, макет буровой установки на скважине Р-1:
Напоследок покажу ещё немного берёзовских видов вблизи центра городка.
65. Угрюмые барачные дома (впрочем, с большим количеством стеклопакетов), перед которыми ходят коровы:
66. По соседству при этом могут стоять и весьма приятные новостройки:
67. Дом культуры:
68. Вот такой он, старый город Сибирского Севера в современной Югре.
От Берёзова недалеко до полярного круга, и путь нам лежал дальше на север по Оби. Прежде, чем отправиться на Ямал, мы успели побывать в югорской глуши - в хантыйских поселениях Берёзовского района. Об этом и будет следующий рассказ.