Вышний Волочёк. По городу

Feb 15, 2016 23:11

Приехав в Вышний Волочёк ранним утром, я встретил рассвет на природе, сходив пешком от вокзала до деревни Пашино в шести километрах северо-западнее. Уже к полудню я вернулся на вокзал, и мне предстояла прогулка на морозном воздухе по центру старинного города, стоящего на пересечённом каналами волго-балтийском водоразделе.



Надо сказать, неполного зимнего дня на этот город было маловато. Вышний Волочёк оказался неожиданно большим по площади (хотя по карте, которую я смотрел, так не казалось). Поэтому успел увидеть я не всё, что планировал. Но это не беда: зато очень повезло с погодой.

Первый фрагмент карты моего перемещения по городу. Цифры обозначают места, где сделаны фотографии, в соответствии с их номером в посте. Зелёные стрелочки, приложенные к некоторым из цифр, обозначают направление ракурса.



2. Вокзал XIX века из красного кирпича я уже показывал в первой части. Уникален вокзал тем, что представляет собой два здания по обе стороны от путей. А интерьер, видимо, не менялся уже лет тридцать. В одном здании сочетаются железнодорожный вокзал и автостанция, причём без разделения по помещениям. На привокзальной площади стоит памятник Петру I и купцу Михаилу Сердюкову (настоящее его имя - Бароно, и по национальности он был то ли калмыком, то ли бурятом), при участии которого строилась в начале XVIII века Вышневолоцкая водная система.



Название города напрямую отсылает к слову "волок". Стоит город на возвышенном месте высотой 160 метров над уровнем моря (отрог Валдайской возвышенности), по обе стороны от которого начинаются реки Цна и Тверца. Водораздел морей - всегда удивительное место: вроде, истоки рек разделены несколькими километрами, но Цна относится к балтийскому бассейну, а Тверца - к каспийскому, приток Волги (в устье стоит Тверь). Много столетий ладьи доходили до верховий этих рек, и переносились волоком через водораздел. За счёт этого и возникло поселение Вышний Волочёк, впервые упоминаемое в 1471 году. В начале XVIII века верховья двух рек были связаны каналами - Тверецким и Новотверецким, также был построен Цнинский канал для спрямления пути по Цне. На основе этого Вышний Волочёк развивался, став в конце века уездным городом Тверской губернии. Сейчас это третий (после Твери и Ржева) по размеру город Тверской области, и проживает здесь ныне 48 тысяч человек (в лучшие времена - в середине 1970-х, город насчитывал 75 тысяч жителей).

3. В центр от вокзала ведёт Казанский проспект - главная магистраль города, в советские времена называвшаяся улицей Ленина (историческое название было возвращено в 1990-е годы).



4. Город выглядит довольно оживлённым: идут куда-то люди по морозным январским улицам (в тот день было около 15 градусов ниже нуля). Проспект прямой как стрела: с XVIII века в городе регулярная планировка, гармонирующая с каналами. Можно сказать, Вышний Волочёк подчиняется всем законам симметрии.



5. Взгляд обратно. На заднем плане виден даже девятиэтажный дом. А вообще, в этом месте Вышний Волочёк сильно напоминает такую "уменьшенную Тверь".



6.



7. Покрытый снегом вождь возле поликлиники. В Вышнем Волочке, видя какое-либо направление, каждый раз думаешь "это к Балтике или к Волге?". И Ленин показывает в сторону Балтики.



8. Чем дальше от вокзала, тем чаще встречается старая уездная застройка. В этом здании сейчас находится медицинское училище.



9. А это сталинка - здание механико-технологического техникума (ныне колледж):



10. Иногда встречается и конструктивизм:



11. А потом Казанский проспект пересекает Большую Садовую улицу, движение на которой оказывается неожиданно интенсивным. Нескончаемый поток машин, среди которых попадаются даже фуры, а на номерах видно большое разнообразие регионов. Всё становится понятным, если взглянуть на карту: с одной стороны эта улица переходит в Ленинградское шоссе, а с другой - в улицу Парижской Коммуны, а через неё - в Московское шоссе. Дело в том, что трасса М-10, связывающая две столицы, по-прежнему проходит прямо через город. Правда, если быть точнее, сейчас уже построили обход, но... сделали его платным.



12. Но перекрёсток (где, разумеется, долго приходится ожидать зелёный свет) остаётся позади:



13. Красивый довоенный дом. Жаль, что сильно обшарпанный.



14. При этом, свернув с главной улицы в сторону, можно увидеть немало частного сектора:



15. Кинотеатр "Родина" в стиле сталинского ампира, ныне занятый магазином (сюжет, кстати, очень частый):



16. Так я дошёл до самого центра города:



17. На просторную Центральную площадь выходит фасадом здание уездного Общественного собрания, в котором ныне находится Вышневолоцкий драматический театр. Между прочим, театр в городе действует с 1896 года - старейший в Тверской области!



18. Очень люблю вот эти душевные провинциальные афиши!



19. Рядом с театром - установленный в 2007 году памятник Екатерине II: именно по её указу в 1770 году Вышний Волочёк получил статус города.



20. С другой стороны площади к Казанскому проспекту примыкает улица Сиверсова:



21. Казанский проспект уходит дальше на юг. Справа виден сквер Центральной площади. В этом месте даже в праздничные первые дни января многолюдно, и кипит жизнь.



22. На площади - сквер с раскидистыми деревьями. Наверное, летом в их тени хорошо укрываться от жары.



23. Здесь же стоит памятник русскому художнику Алексею Венецианову (изобразили его, как я понимаю, с супругой Марфой), который долгое время жил с семьёй в имении Сафонково недалеко от Вышнего Волочка.



24. С южной стороны к площадь завершает Северный Гостиный двор (1837 год). Правее виден Богоявленский собор (1866), к которому подойдём уже в конце.



25. Чуть дальше есть и Южный Гостиный двор. Причём, к сожалению, похоже, что здание заброшено.



26. А между ними стоит ещё один Ильич. Этот рукой указывает уже в сторону бассейна Волги.



В этом месте я свернул с Казанского проспекта налево, чтобы сходить к Казанскому женскому монастырю, расположенному почти в двух километрах от центра. Пройдя сперва по улице Екатерининской, я увидел церковь Александра Невского, которая была построена в 1883 году в память о спасении императора Александра II от покушения 1866 года.

27.



28. Затем вышел на параллельную улицу Сиверсова (она же на фото 20), которая ведёт прямо к монастырю. От центра до монастыря идти пешком минут 15-20, причём по тихой улице мимо деревянных домов. Как уже говорилось, на карте Вышний Волочёк мне почему-то казался меньше, чем он есть на самом деле, и, когда я прошёл по этой улице уже километр, а монастырь всё не было видно, начал уже сомневаться, правильно ли я иду.



29. Нашёлся затем и железнодорожный переезд. Улица Сиверсова пересекает подъездной путь, ведущий от магистрали Петербург - Москва к вышневолоцким промзонам.



Будучи городом, стоящим на важном транспортном узле (сочетание волго-балтийской водной системы и Николаевской железной дороги), Вышний Волочёк активно развивался как промышленный город со второй половины XIX века. С распадом СССР, к сожалению, многие производства остановились. Кстати, то, что Вышний Волочёк - город необычный, хорошо видно уже по тому, какие предприятия (а также их названия) здесь в своё время появились. Названия подчас весьма колоритны: например, прядильно-ткацкая фабрика "Пролетарский авангард", стекольный завод "Красный Май" (между прочим, звёзды Московского кремля произведены именно там) и даже фабрика пианино!

30. Подъездной путь уходит в южном направлении. Стоящая справа труба - котельная возле мясокомбината.



31. Так я шёл по улице Сиверсова и наконец увидел свою цель: купола Казанского женского монастыря величественно возвышаются над домами. Этот монастырь основан в конце XIX века, и примерно тогда же были построены и все его храмы. Слева направо: колокольня с церковью святых Сирина и Неонилы (1888), собор Казанской иконы Божией Матери (1877-1882, арх. А. С. Каминский) и церковь Андрониковой иконы Божией Матери (1897-1901, арх. Н. П. Марков).



32. Казанский собор удивляет своей вычурностью и фактурностью. Надо сказать, что для Тверской области вообще почему-то характерны православные храмы особенно большого размера. В том числе, в сёлах.



33. К колокольне с юга примыкает Трапезный корпус (1872):



34. А это собор Андрониковой иконы Божией Матери. Между прочим, эта икона, почитавшаяся чудотворной, интересна тем, что Богородица на ней изображена, вопреки канонам, без Богомладенца Христа. По преданию, она была домашней иконой византийского императора Андроника III Палеолога. В Россию она попала в 1839 году, с 1877 года находилась в вышневолоцкой обители, но была украдена в 1980-е годы, когда монастырь не действовал, и не найдена до сих пор...



Второй фрагмент карты моего перемещения по городу. Цифры обозначают места, где сделаны фотографии, в соответствии с их номером в посте. Зелёные стрелочки, приложенные к некоторым из цифр, обозначают направление ракурса.



Осмотрев Казанский монастырь, я выдвинулся обратно по направлению к центру города и вышел на улицу Парижской Коммуны, переходящую в Московское шоссе. Эта магистраль параллельна Казанскому проспекту и, как уже говорилось, является сквозной частью трассы М-10: в черте Вышнего Волочка могут даже ездить фуры.

35. Вот, к примеру, на этом кадре виден автовоз:



36. Вдалеке остались купола Казанского монастыря, а на переднем плане - уже показанная с другого ракурса труба котельной.



37. Ну а я стою на мосту через Тверецкий канал. Именно это - главная артерия Вышневолоцкой водной системы. Канал этот был прорыт в 1703-1709 годах под руководством голландских мастеров. В те годы строился Петербург, и его необходимо было связать транспортными путями с Центральной Россией. На снимке - вид в сторону волжского бассейна. В двух километрах отсюда находится плотина, служившая когда-то шлюзом канала (а ныне поддерживающая уровень воды в канале). Именно это место можно считать истоком реки Тверца.



38. А это вид с моста в противоположную сторону. Канал напрямую соединяет забранный в него исток Тверцы с рекой Цной, относящейся уже к балтийскому бассейну.



Что интересно, Вышний Волочёк называется вышним, потому что на реке Мсте, недалеко от города Боровичи, существовал второй волок - Нижний Волочёк; в этом месте Мста судоходна лишь вниз по течению из-за порогов, поэтому при движении от Балтики к Волге суда приходилось обносить по берегу. Именно это обстоятельство делало путь через Вышневолоцкую систему неудобным и привело к поиску других маршрутов для соединения Волги с Балтикой. Так в XIX веке появились Тихвинская и Мариинская водные системы. Первая соединяет каналом реки Чагоду и Тихвинку, а вторая - Шексну и Онежское озеро. При этом Мариинская система была в советские годы реконструирована и расширена, как Волго-Балтийский канал, и в этом качестве используется по-прежнему.

39. А вышневолоцкие каналы ныне уже давно не используются. Но их, к счастью, не засыпали с прекращением судоходства. Теперь это своеобразное украшение города.



40. В морозные дни новогодних праздников горожане катаются по Тверецкому каналу на коньках. И вообще, канал можно использовать зимой как пешеходную улицу.



41.



42. С набережных на канал глядят дома:



43. Через канал переброшены пешеходные мостики:



44. Оглянувшись назад, я прохожу прямо по каналу под мостом:



45. И выхожу на реку Цну, которая в этом месте разливается из-за стоящей чуть ниже по течению плотины, которая была до постройки Цнинского канала шлюзом водной системы, служившим для подъёма уровня воды в Цне и связи с Тверецким каналом. На дальнем плане, кстати, виден Богоявленский собор, - который стоит возле Гостиного двора.



46. В Вышнем Волочке, как и в Петербурге, берега часто облицованы гранитом. Между прочим, из-за своей системы каналов, Вышний Волочёк тоже называли Русской Венецией...



47. Цнинская набережная со старой застройкой:



48. Световой день уже идёт к концу. В начале января рассвет плавно переходит в закат. А воздух по-прежнему морозный, как и утром.



49. Пройдя по Цне вверх по течению, я поднялся на мост, который виден на предыдущем кадре. Причём полез напрямую, по колено в снегу, и лишь потом обнаружил, что с другой стороны есть лестница.



50. С моста я повернул направо, оказавшись таким образом в заречной части Вышнего Волочка - на исторической окраине города.



51. Где-то впереди дымит стекольный завод:



52. Тихая набережная, деревянные домики, смотрящие на реку. Где-то вдалеке мелькают купола собора. Надо сказать, что если в центре Вышний Волочёк мне казался "уменьшенной Тверью", то здесь он мне напоминал... Олонец. Правда, стоит отметить, что и в Твери, и в Олонце я был тоже зимой и в примерно такую же погоду.



53. Сбоку от улицы - советский памятник первой в городе забастовке рабочих. Ныне явно всеми позабытый, судя по состоянию.



54. Затем я снова вышел на берег Цны. Впереди (ниже по течению) видна Верхнецнинская плотина, поднявшая воду реки до одного уровня с водораздельным Тверецким каналом. В данный момент, разумеется, она уже не используется как шлюз, и служит просто водоспуском, регулирующим уровень воды.



55. Перехожу Цну по пешеходному мостику. Богоявленский собор по-прежнему постоянно остаётся в поле зрения!



56. Так я оказался на острове, образованном руслом Цны и спрямляющим его Цнинским каналом. Деревянная застройка здесь необычайно живописна.



57. А так выглядит противоположный берег реки, где я был только что. В этом месте Цна в морозные дни января тоже становится катком. Народу на льду довольно немало.



58. Обойдя Верхнецнинскую плотину, я теперь вижу её с нижнего бьефа. Примерно сто метров от плотины вода в Цне не замерзает. А гранитные стенки берегов сохранились здесь с XVIII века!



59. В незамерзающей полынье плавают утки:



60. На другом берегу за домами виднеется Успенская церковь, построенная в 1868 году, то есть на два года позже Богоявленского собора. Видимо, местоположение её неслучайно: она и сегодня выглядит как его отражение на противоположном берегу.



На самом деле, в Вышнем Волочке есть ещё несколько плотин, но расположены они довольно далеко друг от друга, и мне не хватило времени, чтобы обойти все. Впрочем, вероятно, в этом городе я ещё побываю.

61. Солнце садится, и наступают красивые морозные сумерки. Я уже выдвигаюсь обратно к вокзалу - по улице Осташковской.



62. Иногда в деревянной архитектуре попадаются очень необычные дома:



63. Есть добротная уездная купеческая застройка XIX-начала XX веков. А угловой дом справа вообще похож на раннесоветский "деревянный модерн" (очень редкий стиль, на самом деле), но точно я не уверен.



64. Здание городского магистрата (1777-1782, арх. П. Р. Никитин) с пожарной каланчой:



65. Улица Осташковская вывела меня прямиком на мост через одетый в гранитные берега Цнинский канал, построенный в 1719-1723 годах для спрямления судового хода мимо мелководного изгиба реки Цны. Пройдя канал до конца, можно увидеть Цнинскую плотину, также служившую изначально шлюзом, а ныне - лишь для поддержания уровня воды в каналах.



66. Взгляд обратно, на остров между Цной и Цнинским каналом:



67. А вот наконец и Богоявленский собор, построенный в 1866 году - один из символов города. Его я уже неоднократно показывал, так как во время прогулки по городу он был виден почти постоянно. Впереди виден Северный Гостиный двор и Центральная площадь. Я сделал круг!



Так моё первое путешествие 2016 года подошло к концу. От Богоявленского собора я по уже знакомому мне Казанскому проспекту пошёл прямо к вокзалу. Всё-таки уже и устал заметно (и мороз, и ночью я почти не спал), да и времени оставалось немного - меньше часа до отправления. В итоге я в Вышнем Волочке успел не так много, как хотелось, но и в окрестностях есть места, которые я ещё хотел бы посетить, а значит, будет повод вернуться в этот город, походить и рассмотреть Вышневолоцкую водную систему более подробно.

В пять часов вечера, когда уже почти стемнело, на вокзал прибыла электричка Тверь - Бологое. Чуть больше часа я ехал на ней до города, что стоит на полпути из Петербурга в Москву, и там пересел на скоростную "Ласточку" до Питера (кстати, стыковка в Бологое составляла всего 15 минут), где всю дорогу спал, сидя в кресле, и к полуночи приехал домой.

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК. ЯНВАРЬ 2016:

Часть 1: Раннее утро. Завокзальный район и поход в деревню Пашино
Часть 2: По городу

Верхневолжье, Центральная Россия, Путешествия, Тверская область, Россия

Previous post Next post
Up