Волхов

Dec 10, 2014 14:00

Услышав название города Волхов, и увидев его местоположение на карте, многие люди думают, что это, наверное, древний город. Потому что возникают ассоциации со стоящими на реке Волхов древними Великим Новгородом и Старой Ладогой. Но Волхов, несмотря на красивое название, отдающее стариной, - город советский, промышленный. Для меня в поездке, совершённой в начале октября, Волхов стал последним пунктом. Сюда я заехал на два часа по дороге из Тихвина. Два часа было у меня между электричками и осмотреть город целиком мне за такое время не удалось, однако покажу то, что успел увидеть.



Одна из наиболее важных железнодорожных станций Ленинградской области - Волховстрой, открыта была под названием Званка в 1904 году на линии Санкт-Петербург - Вологда. В 1916 году Званка стала узловой станцией, когда была построена Мурманская железная дорога. Уже в 1930-е годы, после постройки Волховской ГЭС и ряда заводов, железнодорожный посёлок Званка стал городом Волховстрой. В 1940 году слово "строй" отсекли (всё ведь уже было построено), и город стал именоваться просто Волховом. Сейчас его население составляет 47 тысяч человек.

2. Нынешний вокзал - сталинский. Старый был либо разрушен в войну (немцы до города не дошли, но станция неоднократно подвергалась бомбёжкам), либо был специально отстроен новый вокзал, в связи с усилением значения и пассажиропотока этой станции.



3. Город в 1940 году переименовали в Волхов, а станция осталась Волховстроем, продолжая напоминать об истории.



4.



5. Водонапорная башня, однако, сохранилась с времён постройки линии:



6. Примерно так выглядит привокзальная местность. В Волхове я до этого был лишь один раз проездом - в июне 2011 года по дороге в Старую Ладогу.



7. Пушка ЗИС-3 с замурованным в 2008 году письмом потомкам 2108 года:



8.



9. Мемориал бойцам Волховского фронта. Как уже говорилось, сам город находился в тылу советских войск, немцам его взять не удалось, но боевые действия происходили в нескольких десятках километров отсюда.



10. Профсоюзная улица ведёт от вокзала в центр города:



11. В Волхове осталось довольно много довоенных деревянных барачных домов. Видимо, это первые многоквартирные дома города, в которых селили приезжавших сюда гидростроителей. Примерно так же, как и в Дивногорске.



12.



13. Сейчас уже не первый год в городе действует программа переселения из этих домов в новое жильё. На некоторые дома прибита табличка вида "Этот дом будет расселён в декабре 2014 года".



14. Впрочем, на центральной улице города - проспекте Юрия Гагарина, довоенная застройка бывает более капитальная. По тем временам - вполне ленинградского масштаба.



15. На аттике этого дома - герб СССР и год постройки - 1934.



16. Вид поближе. Цифры, кстати, деревянные. А герб СССР - "образца" 1923 года.



17. Конструктивизм:



18. Сталинский ДК:



19. Идём дальше на восток, в сторону реки Волхов. Застройка постепенно переходит к хрущёвкам, а проспект Гагарина переходит в проспект Державина.



20.



21.



22. Довольно необычный приём для позднесоветской жилой архитектуры:



23. Администрация Волховского района Ленинградской области:



24. Так я вышел на берег реки Волхов и на железнодорожный мост (по которому перед этим проезжал на электричке из Тихвина). Конструктивно моста тут два, причём почему-то один обращён фермами вверх, а другой вниз. Тот мост, который поближе, построен целиком в послевоенные годы, а у того, что подальше, сохранились дореволюционные опоры 1904 года, но сам мост был разрушен в войну при бомбёжке и впоследствии восстановлен.



Мост сурово охраняется, и подходы к нему со всех сторон заграждены заборами с колючей проволокой. Идя вдоль одного из них, я был облаян сторожевой собакой.

25. Чуть южнее, то есть выше моста по течению, стоит Волховская ГЭС имени Ленина - одна из первых гидроэлектростанций в России (строительство начато до революции, а закончено в 1920-е годы), благодаря которой посёлок Званка стал городом.



Что интересно, это единственная искусственная преграда на водном пути из озера Ильмень и его бассейна в Балтийское море.

26. Взгляд поближе. Слева здание машинного зала, справа - плотина.



27. Машинный зал:



28. Чуть левее находится шлюз - сооружение для пропуска судов. Обратите, кстати, внимание на профиль Ленина сверху. Сам Ильич побывал на берегах Волхова в Званке во время строительства ГЭС, которое входило в план ГОЭЛРО.



29.



30. Плотина:



Времени у меня было мало, поэтому близко к ГЭС я не ходил и все фотографии делал с зумом. Отсюда же я пошёл обратно.

31. Взгляд на мост. Куда-то на восток идёт грузовой состав. За мостом находится станция Волховстрой-2 и развилка: налево - в Петрозаводск и Мурманск, а направо - в Вологду и дальше на Урал и в Сибирь.



32. На правом берегу - бывший Волховский алюминиевый завод, закрытый в 2013 году, и затем перепрофилированный.



Ещё здесь есть нефтеперерабатывающий завод (хотя и не такой крупный, как в Киришах), комбикормовый завод, хлебозавод, мясокомбинат и ряд других производств. В общем, Волхов - промышленный город.

33. Обратно от моста к вокзалу я шёл уже не через центр города, а по Новоладожскому шоссе, идущему вдоль железной дороги. Обнаружил там дореволюционные путейские казармы, построенные в характерном железнодорожном стиле - напоминание о той, старой Званке.



34. Интересное здание:



35. Привокзальные волховские дворы:



36. Так я вновь вышел к вокзалу:



37. Паровоз-памятник возле вокзала:



На первом пути меня ждала электричка Волховстрой - Санкт-Петербург, отправлявшаяся в шесть часов вечера, на которой я и завершил своё двухдневное путешествие. А на соседнем пути стоял поезд №74 Санкт-Петербург - Тюмень. Тот самый, на котором я в июле уезжал в Сибирь. Навеяло воспоминания о лете.

А через два с половиной часа пути я приехал на электричке на Московский вокзал. И между прочим, на тот же самый путь, на котором вчера рано утром уезжал в Кириши...

Путешествия, Северо-Запад, Ленинградская область, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up