Было в начале ноября этого года несколько выходных подряд. Ну а раз такое дело, то можно на несколько дней съездить в какой либо соседний регион. Если в мае этого года я ездил в Окуловку, Боровичи, Валдай и Демянск, то теперь решил совершить поездку в ту же Новгородскую область с похожим маршрутом, только по другую сторону Ильмень озера и Новгорода. Схожесть заключается в определённого рода "зеркальности" транспортных путей между западной и восточной частями области. В ноябре я первым делом посетил проездом сам Великий Новгород, из которого отправился дальше. Изначально, правда, посещение этого города в мои планы не входило...
Итак, ранним утром в воскресенье второго ноября я ещё затемно вышел из дома. В 8-12 с Московского вокзала отправляется электричка Санкт-Петербург - Новгород со всеми остановками. На Ласточке я ехать в этот раз не захотел, дабы значительно сэкономить деньги, а также лишний час поспать. Ситуация с отправлением из Питера в целом напоминала отправление на электричке в Кириши в начале октября, но сейчас всё же время было чуть более позднее, и, когда я шёл по перрону к своей электричке, уже рассветало.
2. В кадре - моя электричка на Новгород на Московском вокзале:
Ехать - три с половиной часа со всеми остановками. За окном всё то же осеннее северо-западное утро. Проезжаем окраины города. Обухово, Металлострой, Колпино... И дальше - напрямик по скоростной Петербургско-Московской магистрали. Навстречу мчатся многочисленные поезда, утром прибывающие в Петербург, был и один Сапсан. А за окном - пейзажи, прилегающие к магистрали, - лес, болота, лесополосы вдоль полотна, проскакивают иногда и деревни. Электричка постепенно пустеет, - пассажиры, ехавшие от Питера, выходят на разных полустанках. Через два часа дороги показывается небольшой город, - с пятиэтажками и крупной железнодорожной станцией. Город Чудово в Новгородской области - место, где моя электричка прощается с главным магистральным ходом и сворачивает на Новгород. После 15-минутной стоянки электропоезд меняет направление движения (то есть трогается в обратном направлении) и переезжает на другой путь. Вновь идут деревни - Трегубово, Мясной Бор, Спасская Полисть. Железная дорога почти прямая, поэтому электричка может развивать большую скорость. Пассажиров снова прибавляется, - теперь это уже местные жители, которые едут по каким-то делам в Новгород. К половине двенадцатого вдалеке замаячили многоэтажки и какие-то промзоны. Господин Великий Новгород встречает путешественника, быть может, не так, как этот последний себе его представляет...
3. ...но вот вокзал в Новгороде сделали хорошо, - сразу видно, что это за город, в который ты приехал. Я подметил это ещё в первый приезд в Новгород два года назад.
Мой план заключался в том, что, прибыв в Новгород на электричке в 11-39, я должен был сразу же передислоцироваться на стоящий по соседству автовокзал и автобусом отправлением в 12-00 уехать в Старую Руссу. Пару часов я собирался погулять в этом городе и увидеть при этом столько, сколько успею, после чего ехать дальше - в маленький город Холм; там уже ночевать, а на второй день ехать обратно в Руссу и осматривать её уже до конца. Однако в мои планы вмешалось отсутствие билетов на ближайший автобус, и я решил сейчас несколько часов погулять по Новгороду, а в середине дня ехать в Холм сразу же (то есть Старая Русса целиком остаётся на второй день). В Новгороде я уже был в октябре 2012 года, но в этот раз счёл для себя очевидным, что нет ничего плохого в том, чтобы побывать в этом городе ещё раз. Хотя и погода была не очень располагающей.
4. Воскресенский бульвар (бывший Карла Маркса) - новгородский аналог псковской улицы Яна Фабрициуса, то есть улица, напрямик ведущая от вокзала в центр города. Кстати, ещё в первый приезд я подметил здесь белый цвет хрущёвок, - в Новгороде даже в советской архитектуре стараются сохранять светлые тона, которые составляют лицо этого города.
5. В течение трёх часов, что были у меня в распоряжении, я, можно сказать, наматывал круги. Вот, например, улица Черняховского, в прошлом носившая названия Завальная и Кольцевая. Слева виден городской вал XVIII века, который был когда-то окраиной города. Можно считать, что сейчас он стал границей исторического центра Новгорода. И то место, где я сейчас нахожусь, - это исторический Неревский конец.
6. Фотографировал я не так много, поэтому определить по последовательности фотографий мой маршрут не очень просто. Но, дойдя до перекрёстка Черняховского и Большой Санкт-Петербургской, я повернул направо на юг, то есть в сторону кремля. Вот это фото сделано на улице Чудинцева, уже рядом с кремлём.
7. Пройдя затем через площадь, я вышел к новгородскому кремлю. Место, мне уже хорошо знакомое.
8. А погода, как уже говорилось, была не очень приятной. Свинцовое серое небо, температура около нуля и холодный ветер. Я даже почти не стал обрабатывать фотографии, - пусть атмосфера сохранится :)
9. Софийский собор. Туристов, несмотря на погоду, всё равно довольно много.
10.
11. Памятник Тысячелетию России:
12. Часозвоня:
13. Никитский корпус. Гуляют, видимо, и туристы, и местные жители.
14. Грановитая (или Владычная) палата - весьма интересное здание. Образец русской готики. Жаль, что архитектурный облик здания сохранился не полностью.
15. Кремлёвская звонница:
16. На мосту через Волхов было совсем уж холодно и ветрено. Стоять и что-то снимать было проблематично, и на Торговую сторону я в этот раз так и не пошёл, лишь посмотрев взглядом издалека на Ярославово Дворище.
17. Бойницы, звонница, купола собора...
18. После я ещё немного прогулялся внутри кремля. В кадре - маленькая церковь Андрея Стратилата, а на заднем плане видна Дворцовая башня.
19. Стена и Спасская башня. Надо сказать, что реставрация стены в этом участке оказалась не вполне удачной, - слишком уж новодельность кирпичной кладки бросается в глаза. Похожая ситуация, кстати, и в Изборской крепости под Псковом.
20. Княжая башня, Кокуй и Покровская:
Интересно приезжать куда-то во второй раз. Ходя здесь, я ощущал, что, вроде, был в Новгороде совсем недавно (два года назад). А потом задумался, - а ведь я тут был тогда, когда ещё не бывал ни в Карелии, ни в Ярославле, ни в Рязани с Калугой, ни в Сибири, в конце концов; словом - тогда я ещё был неопытным в плане путешествий. А ещё в тот момент подумалось, что с июля 2013 года я был в обоих Новгородах. Правда, Нижний тёзка гораздо больше Великого (Великий, даром, что меньше), но как-нибудь составить сравнительный портрет этих двух городов было бы интересно.
21. Затем я, погрев руки у вечного огня в кремле, вышел за пределы крепостных стен, немного походил поблизости, а потом решил не спеша выдвигаться обратно в сторону вокзала.
В 15-20 с автовокзала отправлялся мой автобус на Холм. Он был проходящим из Питера (мог бы ведь и из Питера сразу ехать, но ладно, зато по Новгороду прогулялся), поэтому купить билет я смог только уже перед самым отправлением (в Новгородской области система продажи билетов на автобусы устроена столь странным образом, что купить билет на проходящий автобус можно только по его прибытию). Автобус оказался большим, комфортабельным, а главное, - тёплым. Это было особенно актуально в связи с тем, что после отправления с новгородского автовокзала погода ухудшилась ещё больше. Пока я ехал по прямому шоссе от Новгорода до Шимска, хлопьями шёл мокрый снег, периодически смешивающийся с дождём, и образующий слякоть. Через полтора часа этот странный поток осадков закончился. Холм находится далеко, и дорога до него долгая, - четыре часа ехать, приеду вечером затемно. Таким образом, покинув областной центр, я направился в глубинку - по обширным территориям, Великому Новгороду подчинённым. Хотя когда-то этому городу подчинялось гораздо больше земель, чем сейчас. На пути в Холм у меня - Шимск и Старая Русса. Через эти места я ещё буду проезжать в следующие дни поездки в обратном направлении и осматривать их подробнее (забегая вперёд, скажу, что в другие дни погода была лучше). В Шимске меня сильно поразила ширина реки Шелонь, а в Старой Руссе уже темнело. Автобус постоял пятнадцать минут на автостанции и поехал дальше, заодно я уже беглым взглядом смог увидеть Старую Руссу, которую мне предстоит осмотреть на следующий день. В половину шестого, под рано темнеющим ноябрьским небом, мой автобус выехал из Старой Руссы и двинулся в южном направлении. До этой поездки я представлял себе Старую Руссу на этом направлении, как в своём роде "конец цивилизации", за которым начинается глухомань. В плане качества дорожного покрытия я, как ни странно, ошибся, - дорога оказалась даже лучше, чем на многих участках от Новгорода до Руссы, а вот в остальном плане нет. Деревень вдоль дороги всё меньше, а леса за окном более дремучие, - как-то сложилось так, что юг Новгородской области - места глухие, а к тому же малоизученные путешественниками (так что неспроста меня в мае потянуло в Демянск, а в ноябре в Холм). Уже стемнело, автобус едет довольно быстро, вокруг чернеет лес, мелькают редкие деревни, а также - примета этих мест, братские могилы вдоль обочины, напоминающие о кровопролитных боях, происходивших здесь в Великую Отечественную войну. Чем-то эти места напомнили мне восток Псковской области, где проходит Петербургско-Витебская железная дорога (вернее, напомнили мне места пейзажи из окна поезда). А впрочем, тут и недалеко совсем, да и дорога эта идёт параллельно железной. В пол седьмого вечера проезжаем районный посёлок Поддорье (ударение на первый слог), где есть маленькая автостанция, маслодельный завод напротив неё, двухэтажные хрущёвки, церковь. А и ещё что-то точно есть, просто сейчас темно, не видать, может быть, как-нибудь отдельно заеду и сюда. После Поддорья ещё сорок минут дороги, и в семь вечера показался маленький городок Холм - самый маленький город Новгородской области. Но даже несмотря на это, после тех мест, через которые я проезжал, он казался почти что местным мегаполисом.
Дорога меня впечатлила, и завтра я проеду её в обратном направлении, но уже в светлое время суток. Осмотр Холма также был назначен на следующее утро, ведь сейчас уже темно. Время ещё не позднее, - чуть за семь часов, но ноябрь месяц... От автостанции я сразу отправился определяться на ночлег в гостиницу "Ловать", которая на поверку оказалась совершенно советской (как я того и ожидал), но всё равно был в ней какой-то приятный уют. Ночью я слышал шум дождя, а потом мне приснилось, что уже утро, и я осматриваю город в зимнем почти что пейзаже, потому что за ночь выпал снег. Утром, когда я проснулся, за окном светило солнце, погода действительно улучшилась, хотя снег так и остался лишь в моём сне. Утром я и пошёл знакомиться с Холмом.
Но об этом чуть позже...