Часть 1. Над озером Бологим
Бологовский район, озёрный край, места, связанные с именем художника, философа и общественного деятеля Николая Рериха. Что прячут они в своём прошлом, как выглядят в настоящем и какими могут предстать в будущем?
Маршрут очередной нашей с пользователем
ekspromt велосипедной вылазки лежал из райцентра Бологое, куда мы добрались по железной дороге, во Мшенцы - небольшое село недалеко от границы с Новгородской областью. Село известно расположенными вблизи карстовыми родниками, которым приписывают целебную силу. Для почитателей христианской веры Мшенцы (Мшенская пустынь) является священным местом, поэтому круглый год сюда приезжает большое количество паломников. Когда-то красота здешних мест восхитила Рериха. «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила…», - вот цитата из очерка, написанного им после первого посещения Мшеских ключей. Есть опасения, что очень скоро целебные источники могут навсегда исчезнуть. Виной тому, по оценке ряда общественников - строительство платной автодороги «Москва - Санкт-Петербург», которая должна пройти в шестистах метрах от села Мшенцы.
Наш путь лежит среди доживающих свой век деревень и объектов государственного значения, множества озёр и зарослей превышающего человеческий рост борщевика. Правда, из-за качества дорог нам пришлось потерять некоторое время и скорректировать маршрут.
Голуби нашего времени
По одной из версий, название города происходит от слова «благо», «благой». «Сельцо Бологое над озером Бологим» - так здешнее селение упоминается в писцовых книгах конца XV века. В менее отдалённом прошлом и настоящем Бологое, прежде всего, - крупный железнодорожный узел, связывающий главный ход между двумя столицами с Великолукским (популярная среди исследователей и блогеров
Бологое - Полоцкая линия Октябрьской железной дороги), Псковским и Ярославским направлениями.
Памятник-паровоз на станции Бологое
За четыре года, что я не был в Бологом, пассажирская станция заметно преобразилась. Асфальтовое покрытие посадочных платформ поменялось на плитку, вместо обычного переходного моста появился воздушный тоннель. Который при всех достоинствах имеет один недостаток: с него совершенно невозможно фотографировать окрестности и проходящие мимо поезда. Главное - здание вокзала осталось неизменным, и, хочется надеяться, таковым и останется. Потому что таких вокзалов островного типа на всём главном ходу от Москвы до Питера осталось шесть - в Клину, Твери, Спирове, Бологом, Малой Вишере и Любани. Лет, если не ошибаюсь, десять-двенадцать назад подобное здание сначала закрыли, а потом окончательно снесли в Окуловке.
Если перефразировать Ильфа и Петрова и назвать бологовский вокзал воротами города, то где они - ворота - заканчиваются? Входит ли в их комплекс небольшой пятачок в створе Вокзального переулка с памятником Владимиру Высоцкому, открытым осенью прошлого года? Яркий актёр и поэт современности, Высоцкий, бесспорно, достоин, чтобы быть увековеченным в скульптуре, но нехороший осадок, глядя на бронзового Владимира Семёновича, в душу всё же прокрадывается. Дело не во внешнем виде памятника - лично я не могу и не хочу сказать ничего плохого о дизайне. И даже не в том, что изначально на одной из табличек, на которых высечены строки из стихотворений Высоцкого,
была допущена грамматическая ошибка - не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает. Как-то нелепо смотрится среди инициаторов установки фамилия депутата областного Заксобрания Михаила Садовникова. Что это? Попытка начинающего политика погреться в лучах славы?
В слове "вернутся" виден след исправления ошибки - удаления мягкого знака
Едем дальше. Почему эти дома по Вокзальному переулку в таком состоянии? В них разорвались бомбы или оттуда выкуривали с боем террористов? А может всё гораздо проще и прозаичнее: кому-то приглянулся земельный участок, вот и расселили ещё вполне крепкие дома. Парадокс: люди, живущие в ветхом и аварийном фонде и действительно нуждающиеся в отселении, никуда переехать не могут, а тут… Единственные обитатели, которых мы увидели, были пауки.
Пауки - единственные, кто остался жить в домах на Вокзальном переулке
Выезжаем на главную городскую магистраль - улицу Дзержинского, которая метров через восемьсот пойдёт уже как Кирова. Две улицы стыкуются на площади Ленина, которую украшает полукруглое здание.
Улица Дзержинского
То же полукруглое здание, только со двора
А через дорогу - сквер с памятником вождю мирового пролетариата. Он такой же, как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад, если не считать голубей, которые, гордо восседая на лысине и плече каменного Ильича, не боятся ни людей, ни фотоаппаратов.
Ильич и голуби
Колыбель научной революции
В здании, что за Лениным, расположилась детская школа искусств, раньше эти помещения занимали городской и районный комитеты КПСС. А храм музыки, где одно время преподавал знаменитый пианист Валерий Кулешов, находился в старинном особняке на берегу озера Бологое. Сейчас в нём филиал Московского гуманитарно-экономического института.
Нынешняя школа искусств...
...и прежняя. Теперь филиал вуза
Озеро Бологое
От площади дорога плавно поднимается в горку. По обеим сторонам - несколько сохранившихся зданий XIX-начала XX веков, в одном из них разместился местный краеведческий музей, в другом дом детского творчества.
Метров через пятьсот вновь сворачиваем в сторону озера - к Поминальной часовне, установленной на месте сгоревшего 20 февраля 1911 года (в Прощёное воскресенье) во время киносеанса клуба пожарного общества. В тот день в огне погибло шестьдесят четыре человека, сорок пять из которых - дети.
Вот, как писал о тех днях корреспондент столичных Санкт-Петербургских «Биржевых ведомостей» С. Животовский: «С утра все улицы устланы ельником. Наскоро сколоченные гробы несут к церкви со всех сторон селения. Из некоторых квартир выносят сразу по несколько штук. Вот идёт мужчина с обнажённой головой. Обеими руками с двух сторон к его бокам прижаты два гробика, третий вслед за ним несёт его жена…».
Поминальная часовня
«Массовый спорт, особенно среди молодёжи и студентов - основа успехов в спорте высших достижений». Со словами нынешнего главы государства, украшающими фасад здания детско-юношеской спортивной школы, трудно поспорить. Очень может быть, что через пять или десять лет кто-то из бологовских подростков, делающих свои первые и неуверенные шаги на боксёрском ринге или в гимнастическом зале, совершит настоящую революцию в мировом спорте. В дань, что называется, традициям. Корни одного переворота, устроенного сто с лишним лет назад в научном, правда, мире, ведут как раз сюда, где сейчас стоит здание ДЮСШ. Его автор -
Павел Путятин (1837-1919), человек, чья фамилия знакома каждому бологовцу. Князь из рода Рюриковичей, предводитель Вышневолоцкого дворянства, археолог, антрополог, автор более ста научных работ по палеоэтнологии, этнографии, истории культуры и искусства. Благодаря открытой им близ Бологого стоянки, датированной IV-III тысячелетиями до н.э., Россия была включена в число стран, на территории которых были обнаружены человеческие поселения каменного века.
Портрет П.А. Путятина
Когда-то на этом месте, где сегодняшняя молодёжь тренирует силу и ловкость, располагалось имение Путятиных. Единственное, что от него осталось, это ведущая к озеру аллея. В этом имении часто гостил Николай Рерих, там же, о чём свидетельствует табличка на камне, он познакомился со своей будущей супругой княгиней Еленой Шапошниковой. Спросите, какое отношение к спорту имеет Лев Толстой? Отвечу: в советское время здесь располагался городской дом культуры.
Здание ДЮСШ на месте имения Путятиных. Вид сзади
За бывшей усадьбой Путятиных дорога делает небольшой поворот влево и пересекает небольшую речку Бологовку (Нефтянку), вытекающую из озера. Отвалы грунта по берегу и стоящий поодаль экскаватор наводили на мысль об искусственном углублении русла. Позже эта версия подтвердилась, инициатором работ по углублению стал, как оказалось, уже знакомый нам депутат Михаил Садовников. По оценке депутата, это должно отвести из озера лишнюю воду, предотвратив тем самым подтопление находящихся в непосредственной близости к озеру построек в паводковый период. А вот местные жители, похоже, уверены, что углубление русла речки приведёт к снижению уровня воды в озере. Более того, был повреждён водопровод и многие дома остались без водоснабжения. Чем закончится извечный спор между простыми гражданами и власть предержащими, и насколько эффективной окажется депутатская задумка, покажет время.
Речка Нефтянка (Бологовка)
Сразу за Бологовкой-Нефтянкой - дом, где с 1902 по 1906 годы жил композитор, основатель и первый руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии, автор государственного гимна Александр Александров. Здесь же, как следует из надписи на памятной доске, родился его сын Борис - тоже композитор и тоже, в последующем, руководитель главного военного ансамбля. Правда, домик совсем не похож на историческую постройку в присущем началу прошлого века архитектурном стиле. Скорее всего, организаторы установки доски попросту не доработали текст, который следовало бы читать так: «На этом месте стоял дом, в котором в 1902-1906 гг…»
Свято-Троицкая церковь
Метров через триста возле Свято-Троицкой церкви сворачиваем направо в микрорайон Замостье, когда-то считавшийся цыганским и, пройдя его до самого конца, выезжаем из города. Описанное выше - далеко не всё, что можно увидеть в Бологом и о чём потом рассказать. Но впереди нас ждут деревня Никифорово, посёлки Гузятино, Березайка, Корыхново и, наконец, село Мшенцы с его чудодейственными и привлекающими паломников карстовыми родниками.
Замостье
Продолжение
следует